Гиподинамический синдром — ребенок-«тормоз»

Гиподинамический синдром — ребенок-«тормоз»

Гиподинамические дети часто запаздывают с развитием — ребенок позже садится, позже переворачивается на живот, позже начинает уверенно ходить. Родители часто думают, что ребенок не старается, что он может, но не хочет что-либо делать. Уже вполне мог бы ходить сам, но предпочитает держаться за маму.


На самом деле моторная неуклюжесть — характерная особенность гиподинамических детей, сопровождающая их на протяжении всей жизни. Их моторные навыки формируются с опозданием, они могут запутаться в собственных ногах, и конечно, они ненавидят уроки физкультуры в школе.

Развитие речи также обычно запаздывает. Гиподинамические дети часто имеют диагноз «задержка развития речи» (ЗРР) или «общее недоразвитие речи» (ОНР). К двум годам ребенок говорит лишь отдельные слова, к трем — очень простыми фразами. Часто имеются логопедические проблемы.

Гиподинамический ребенок недоверчив и боится, не любит всего нового. С подозрением относится к новым игрушкам, видам пищи, незнакомым людям. Он всегда выберет старую, скромную, но хорошо известную и исследованную игрушку, будет есть знакомые блюда и сторонится новых знакомств. Еще в младенчестве он настороженно относится к новым людям — долго приглядывается, никогда сразу не пойдет на руки, не начнет играть, не даст игрушку.

В раннем детстве для родителей такой ребенок очень удобен. Он никогда не вылезет из манежа, непривередлив в еде, спокоен и нетороплив. Однако позже возникают проблемы. Ребенок остается каким-то полусонным. У окружающих создается впечатление, что его ничего по-настоящему не интересует и не увлекает. После посещения музея или театра он не может пересказать содержание спектакля, рассказать о том, что видел в музее.

В школе гиподинамический ребенок по своему поведению вызывает мало замечаний учителей. Он никогда не балуется, всегда спокойно сидит за своей партой, редко разговаривает с соседями. Но все просьбы учителя гиподинамический ребенок выполняет с некоторой задержкой. Его очень легко усадить за стол, но страшно тяжело «поднять» хоть на какое-то активное действие.

При этом он вовсе не глуп. Родители и учителя часто сходятся в едином мнении — он просто ленится. Детей начинают тормошить, стыдить, торопить, обвинять в отсутствии целей и интересов.

Однако ребенок поступает так не от лени. Его медлительность коренится в особенностях его нервной системы. Необходимо понимать, что гиподинамический ребенок требует особого подхода к воспитанию и развитию.

Поскольку гиподинамические дети консервативны, для них имеет огромное значение формирование устойчивой окружающей микросреды. Чтобы ребенок чувствовал себя в этом мире относительно спокойно, ему обязательно нужно, чтобы окружающий его мир был устойчив и не подвержен сильным изменениям. У него должна быть своя чашка, свое полотенце, свой известный маршрут для прогулки. Преодолеть эту консервативность силой невозможно, так как она — один из способов адаптации нервной системы ребенка к окружающему его миру.

Консервативность гиподинамического ребенка проявляется и в том, что с раннего детства он мало интересуется игрушками и другими внешними впечатлениями. У него есть несколько любимых игрушки, он может слушать одни и те же истории. Однако оставлять его наедине с его пристрастиями категорически не следует. Необходимо выводить ребенка за пределы его устойчивой и хорошо знакомой ему микросреды. Иначе развитие ребенка тормозится, и он может получить диагноз — задержка развития речи «ЗРР».

Игрушки надо периодически менять. Возможности игрушек настойчиво демонстрировать. Сам он может и не догадаться, что вот здесь можно открыть, здесь повернуть, а вот за это подергать.

Надо обращать его внимание на интересные предметы и явления, знакомить его со взрослыми людьми и другими детьми. Сам он никогда не проявит никакой инициативы, он боязлив и недоверчив.

С раннего детства ему надо подчеркнуто демонстрировать и называть различные чувства: «Бабушка обиделась, обиделась!», «А мальчику эта машинка так понравилась!».

Добиться пересказа или отчетливого обмена впечатлениями от увиденного или услышанного от этих детей обычно не удается, но следует стремиться к тому, чтобы две-три реплики «по поводу» ребенок все же произнес, дал какую-то свою оценку. С гиподинамическим ребенком нужно много разговаривать. Главное — это не требовать от него немедленной реакции «Ну-ка, расскажи теперь мне…».

Гиподинамический ребенок — созерцатель по природе. Если ему самому ничего не надо делать, то он будет смотреть практически на все что угодно. Часто такие дети, посетив один музей, в ответ на вопрос родителей: «Ну, а сегодня куда пойдем?» — снова называют этот же музей. Следует согласиться. Здесь лишь отчасти говорит свойственная ребенку опасливость (там я уже был, и все прошло нормально — а значит, там не опасно!). Отчасти же это желание снова вернуться к просмотренной экспозиции, уловить еще один аспект этого освоенного (и более нестрашного) кусочка мира. Именно поэтому гиподинамические дети могут снова читать уже многократно прочитанную книгу, могут ходить по одним и тем же местам.

Гиподинамическим детям обязательно нужны ежедневные и регулярные занятия. Особое внимание следует обратить на тренировку разнообразных графических движений. У медлительных детей часто плохо развита координация движений, и поэтому полезно использовать специальные упражнения для развития моторики. В процессе выполнения этих упражнений можно одновременно тренировать темп и скорость движений.

Существуют специальные упражнения, позволяющие повысить скорость двигательных реакций у медлительных детей. Смысл их состоит не в том, чтобы заставлять ребенка работать как можно быстрее — это только ухудшит ситуацию. Основная суть этих приемов — резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно, причем время от времени даются и предельные скорости движений.

Во время учебы в школе следует отдать гиподинамического ребенка в какое-нибудь детское сообщество «по интересам». Его надо уговорить, сам ребенок никуда не пойдет. Но если ребенку понравится, это будет занятие надолго.

Эти дети не очень общительны. У них никогда не бывает много друзей. Сложившиеся дружеские отношения для гиподинамического ребенка всегда невероятно ценны. Он наивен и привязчив, он будет идти на любые компромиссы и уступки, лишь бы сохранить уважение и привязанность друга (подруги). Разумеется, находятся люди, желающие этой его готовностью воспользоваться. Но гиподинамические дети не бойцы, об этом следует помнить, когда родители в подростковом возрасте призывают ребенка отстаивать свои интересы и не идти на поводу у других. Испортить отношения с детьми обсуждением этих вопросов очень легко. Отношения потом могут восстанавливаться с большим трудом.

Про особенности гиподинамических детей следует помнить, когда встает вопрос о выборе образовательного учреждения после окончания школы. Консервативность, боязнь нового, медлительность, двигательная неуклюжесть, неразговорчивость — все эти особенности гиподинамического ребенка полностью не уходят с возрастом и в той или иной степени остаются с ним на всю жизнь. Выбор профессии из соображений престижа, по совету знающих людей, но без учета особенностей данного ребенка способны сделать его несчастным и разочарованным на долгие годы трудовой деятельности. Наоборот, если выбор сделан правильно (а часто для этого надо просто прислушаться к собственному ребенку и поинтересоваться его мнением, гиподинамический ребенок может быть счастлив долгие годы, работая в каком-либо совсем не престижном музее или научно-исследовательском институте.

Литература

Кольцова М.М. Медлительные дети. — СПб., 2003.

Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. — Екатеринбург, 2007

Солнцева В.А.