Методический подход к профориентационной и профконсультационной работе с подростками, имеющими ОВЗ

Методический подход к профориентационной и профконсультационной работе с подростками, имеющими ОВЗ

Основная работа по профессиональному самоопределению происходит в подростковом возрасте, когда молодой человек может и должен определиться с выбором профессии. В это время необходимо организовать систему индивидуально ориентированной помощи подростку в данном направлении.


В ходе профориентационной работы с подростками, имеющими ОВЗ, консультанту следует придерживаться определенной системы и проводить эту работу поэтапно:

1) подготовка к профконсультации. До встречи с оптантом профконсультант должен познакомиться с его предварительным анамнезом. На основании анализа этой информации выдвинуть предварительную профконсультационную гипотезу (определить проблему и наметить пути ее решения);

2) общая оценка ситуации. На этом этапе важно помочь подростку с ОВЗ сформулировать собственную проблему, поэтому особое значение имеет эмоционально-доверительный контакт с ним. Оценить ситуацию ориентации и консультирования можно по следующим ее составляющим:

а) особенности данного подростка (в чем он сам видит для себя проблему);

б) условия консультирования (насколько они позволяют решить его проблемы);

в) самооценка профконсультанта (насколько он профессионально компетентен, чтобы помочь данному пациенту);

3) выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает в себя общее представление о проблеме, возможные пути и средства ее решения. Смысл данного этапа заключается в том, чтобы и профконсультант и оптант работали над единым предметом их дальнейшей совместной деятельности;

4) совместное решение найденной проблемы с использованием психодиагностических средств. Важно указать интересы и склонности оптанта к определенным видам деятельности, профессиям.

Профориентационную и профконсультационную работу с подростками, имеющими ОВЗ, целесообразно разделить на три этапа:

1) первичная профконсультация;

2) профориентационная работа;

3) углубленная профконсультация.

Обычно на первичной профконсультации проводится диагностика профессиональной направленности личности, но для подростков с ОВЗ такая схема не подходит, так как они не всегда могут соотнести собственные возможности с современным рынком труда. Поэтому рекомендуется начинать профконсультационную работу с подростками, имеющими ОВЗ, с индивидуальной беседы, на которой выясняются профессиональные предпочтения оптантов, базирующиеся на их жизненном опыте. Далее необходимо познакомить их с миром профессий с учетом ограниченных возможностей здоровья и провести диагностику способностей и личностных особенностей.

Целями профориентационного этапа работы с подростками, имеющими ОВЗ, являются консультационная помощь в профессиональном самоопределении, повышение уверенности оптанта в себе и в своем будущем, формирование чувства социальной защищенности.

На этапе углубленной профконсультации проводится диагностика профессиональной направленности личности, подростки и их родители получают информацию по поводу юридических и организационных аспектов профвыбора, осуществляется помощь в создании индивидуального профессионального плана.

Ниже представлено содержание этапов профориентационной и профконсультационной работы с подростками, имеющими ОВЗ.

Первичная профконсультация

Цель: изучение индивидуально-психологических особенностей личности оптанта; первичный выбор профессиональной деятельности.

Форма работы: индивидуальная или в мини-группах (2–4 человека).

Содержание работы:

  • структурированная беседа, проясняющая адекватность представлений оптанта о своих профессиональных возможностях;
  • информация о мире профессий, востребованности профессий на рынке труда;
  • диагностика способностей, личностных особенностей.

На этом этапе становится возможным оценить адекватность первичного профвыбора подростка, имеющего ОВЗ, с учетом его реальных психических и физических возможностей и выявить специфику психологических детерминант выбора.

Так, при анализе интеллектуальных параметров можно определить вероятность доступности профессии, характеризующейся высокой степенью интеллектуальных нагрузок в целом (умственных видов деятельности) и предъявляющей специфические требования к определенного рода мыслительным операциям и состоянию отдельных интеллектуально-мнестических функций — памяти, внимания, восприятия. При профессиональной деятельности, характеризующейся монотонностью, алгоритмизированностью операций, наиболее значимыми являются такие психологические параметры, как эмоциональная устойчивость, способность к концентрации внимания, склонность к формированию относительно жестких стереотипов поведения. Существенно важными характеристиками для оценки возможности овладения профессией могут быть: степень владения коммуникативными навыками и показатели коммуникативной активности, экстра- или интраверсии, эмоциональной ригидности и пластичности, особенности структуры доминирующих ценностных ориентаций (утилитарных, социальных и т.п.).

Анализ этих данных позволяет выявить предпочитаемые профессии, исходя из обобщения их существенных характеристик (физической тяжести, уровня нервно-психического напряжения, системы подчинения и т.п.), оценить уровень осведомленности о различных профессиях, специфику соотношения предпочитаемого типа деятельности с характерологическими особенностями личности.

Профориентационная работа

Цель: активизация процесса формирования психологической готовности оптанта к самостоятельному решению проблемы профессионального выбора; целенаправленное формирование у него качеств, необходимых для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Содержание работы

Работа осуществляется путем реализации различных активизирующих профориентационных методов: психотренингов, игровых ситуаций, благодаря которым происходит проигрывание сложных моментов, связанных с профессиональным самоопределением, а также повышается уверенность оптанта в самом себе, что весьма важно для самостоятельного профессионального выбора.

Профориентация содействует социальной адаптации подростков с ОВЗ к общественно-производственной деятельности, помогает им в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом состояния здоровья, потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации на рынке труда.

Углубленная профконсультация

Цель: изучение требований профессии (намечаемой, предполагаемой); сопоставление личностных особенностей оптанта и требований профессий.

Форма работы: индивидуальная.

Содержание работы:

  • диагностика профессиональной направленности личности;
  • информирование оптантов и их родителей (или лиц, их замещающих) о юридических и организационных аспектах профвыбора;
  • составление индивидуального профессионального плана.

Профконсультационная работа этого этапа направлена на определение склонностей к различным типам профессиональной деятельности в зависимости от предмета труда, а также желаний и интересов, обусловливающих ту или иную профессиональную ориентацию личности.

Диагностика профессиональной направленности личности позволяет определить степень рациональности первичного профвыбора, исходя из условий труда, степени его престижности, личной ответственности, творческого или исполнительского уклада личности и т.п.

С помощью профконсультанта оптант формирует или корректирует свой профессиональный план — обоснованное представление об избираемой им профессии.

Окончательному составлению профплана предшествует работа с оптантом, его родителями и педагогами по правовым вопросам обучения и трудоустройства, расширению представлений об образовательных учреждениях, доступных для лиц с ОВЗ.

Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Методический подход к профориентационной и профконсультационной работе с подростками, имеющими ОВЗ // Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья — М. : Издательский центр «Академия», 2012.- С. 24-27.