Психологические особенности лиц с нарушениями зрения (слабовидящих)

Психологические особенности лиц с нарушениями зрения (слабовидящих)

К категории слабовидящих относятся лица с остротой зрения от 0,05 до 0,2 единиц, т.е. видящие на расстоянии от 3 до 40 м. Однако при выраженном снижении остроты зрения зрительный анализатор служит для слабовидящих основным источником восприятия информации об окружающем мире. И именно зрительный анализатор является для них ведущим в процессе обучения, в том числе профессионального. Основными средствами обучения для слабовидящих остаются чтение и письмо.


Нарушения зрения, как правило, вызывают отклонения практически во всех видах познавательной деятельности. Это происходит из-за уменьшения количества получаемой человеком информации. Сокращение зрительных ощущений также ограничивает возможности формирования образов памяти. Качественные изменения в системе взаимоотношений анализаторов влияют на процессы формирования образов, памяти, речи, внимания и т.п. Также нарушается точность движений, снижается их интенсивность.

Слабовидящим присущи следующие особенности, обусловливающими специфику их учебной деятельности.

1. Ограниченность внешних впечатлений отрицательно воздействие на развитие качеств внимания. Замедленность процесса восприятия, который осуществляется во многом с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в снижении объема и устойчивости внимания. Одним из основных условий эффективности и результативности обучения и трудовой деятельности выступает произвольность организации внимания, сосредоточенность на учебном материале или объекте труда. Необходима также способность к распределению внимания, умение переключать его в соответствии с решением конкретных практических задач. В связи с этим слабовидящим лицам для компенсации зрительной недостаточности важно уметь использовать информацию, поступающую со всех как сохранных, так и нарушенных анализаторов. Концентрация внимания на анализе информации, которая получена только от одного из видов восприятия (например, только зрительного или только осязательного), препятствует созданию у слабовидящих полного образа предмета или производственной операции. Это, в свою очередь, приводит к снижению точности выполнения учебной или трудовой деятельности. Хотя, такие качества внимания, как активность, направленность, интенсивность, сосредоточенность, устойчивость, оказываются под влиянием нарушений зрения, они способны достигать уровня развития, свойственного нормально видящим людям, а иногда и превышать его. Поскольку произвольность процессов внимания напрямую связана с развитием волевых и интеллектуальных свойств личности, преподавателям важно стимулировать самостоятельность и активность слабовидящих в процессе профессионального обучения, прежде всего в той части учебной программы, которая касается отработки практических навыков профессиональной деятельности.

2. Ограниченность информации, получаемой слабовидящими, обусловливает такую особенность их восприятия, как схематизм зрительного образа, его обедненность. Нарушается целостность восприятия. Иногда в образе объекта отсутствуют не только второстепенные, но и определяющие детали, что ведет к его фрагментарности или неточности. При слабовидении страдает и скорость зрительного восприятия. Нарушение бинокулярного зрения (полноценного видения двумя глазами) может привести к так называемой пространственной слепоте — искажению восприятия перспективы и глубины пространства.

3. Механизмом, компенсирующим недостатки зрительного восприятия у слабовидящих лиц, является слуховое и осязательное восприятие. Осязательный образ формируется как развернутый процесс, поэтому скорость приема информации здесь невелика. При этом мышечно-двигательная чувствительность служит важным компонентом не только собственно осязания, но и ориентировки в пространстве. Используя контроль на основе двигательной и осязательной чувствительности при отсутствии зрительного контроля, лица с нарушениями зрения уступают лицам с нормальным зрением в точности движений, оценке движений и степени мышечного напряжения в процессе освоения и выполнения рабочих движений и производственных операций. Однако при более длительной тренировке и включении познавательных процессов дифференцированность и точность движений у лиц с нарушениями зрения в трудовой деятельности может достигать высокого уровня за счет автоматизации движений и даже превосходить эти показатели у лиц с нормальным зрением.

4. Значение слуха в деятельности слабовидящих значительно больше, чем у лиц с нормальным зрением.

5. В запоминании и сохранении информации у слабовидящего важную роль играет значимость этой информации для конкретного человека. Поскольку большое количество объектов и понятий не имеют для слабовидящих того значения, как для лиц с нормальным зрением, то запоминание этих объектов и понятий теряет для них смысл. Следовательно, эффективность усвоения информации в процессе профессионального обучения зависит от практического применения тех или иных знаний и навыков. Для лучшего усвоения материала важны уточнение образов, показ значимости информации для последующей трудовой деятельности. Кроме того, преподавателям необходимо учитывать, что для усвоения информации слабовидящим требуется большее количество повторений и тренировок, чем лиц с нормальным зрением.

Солнцева В.А., Белова Т.В. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения (слабовидящих) // Справочник по организации и проведению профориентационной работы – М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. – С. 92-94.