Психолого-медико-социальное сопровождение профориентации для лиц с ОВЗ в системе высшего профессионального образования в России

Психолого-медико-социальное сопровождение профориентации для лиц с ОВЗ в системе высшего профессионального образования в России

Главной тенденцией в развитии системы образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ становится ее сближение с системой реабилитации инвалидов. Сам термин «реабилитация» происходит от позднелатинского rehabilitatio (re — вновь, снова, habilitas — способность, годность) и обозначает восстановление способности, годности.


Индивидуальная программа реабилитации инвалида должна включать в себя этап комплексной медико-социальной экспертизы и набор мероприятий по поддержанию педагогической, социальной, медицинской и психологической реабилитации c учетом возрастных, личностных особенностей и уровня тяжести ограничений жизнедеятельности инвалида. Целью данной программы является восстановление статуса инвалида, возможность достижения им материальной независимости и социальной адаптации [Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.].

Специалисты, занимающиеся реабилитацией с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеют дело с вторичными нарушениями. Представление о «вторичных дефектах» было введено в психологическую практику Л.С.Выготским, отметившим, что специфика развития ребенка (любой телесный недостаток) может повлиять на его социальную адаптацию, поскольку такой ребенок приобретает особый социальный статус как в своей семье, так и в отношениях с окружающими его людьми, так как процесс взаимодействия его с социумом может отличаться от процесса взаимодействия детей, не имеющих ограничения здоровья. Таким образом, отдельный дефект развития влечет за собой целый комплекс нарушений, в том числе и нарушения социальной адаптации ребенка. Л.С.Выготский отмечал, что когда рассматривают слепого ребенка как объект воспитания, то приходится иметь дело не столько со слепотой, сколько с теми конфликтами, которые возникают не первично, а вторично. В связи с этим Л.С.Выготский предложил различать первичные (они непосредственно вытекают из биологического характера болезни) и вторичные нарушения (возникают в процессе социального развития, опосредованно) [Выготский Л.С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с.].

Процесс возникновения вторичных нарушений весьма сложен, поскольку на него оказывают влияние качество и степень первичного дефекта, к тому же на своеобразие вторичного дефекта влияет фактор времени возникновения первичного дефекта. В контексте этого следует также рассматривать такую важную проблему, как социальная депривация. Социально-реабилитационная деятельность, условия окружающей среды, специально организованное обучение и воспитание среды также влияют на своеобразие вторичных нарушений. Качественные и количественные характеристики вторичных нарушений во многом определяются спецификой психологических особенностей.

Индивидуальная особенность человека, имеющего ограниченные возможности здоровья, возникает не первично посредством физического дефекта, а вторично посредством тех социальных последствий, которые были вызваны физическим нарушением. В связи с этим задача реабилитации лиц с ОВЗ состоит в устранении и ослаблении последствий вторичного дефекта посредством создания внутренних и внешних условий для более благоприятного вхождения в социум [Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.].

Выделяют несколько основных видов реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: социальная, медицинская и профессиональная.

Меры по реабилитации инвалидов должны быть реализованы с учетом индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

Под медицинской реабилитацией понимается компенсация или восстановление нарушенных функциональных способностей человека [Храпылина Л.П. Реабилитация инвалидов. — М.: Экзамен, 2006. — 415 с.].

Под социальной реабилитацией понимаются меры, которые направлены на обеспечение социальной адаптации личности. Ее основная задача — восстановление социального статуса ребенка и включение его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого соответствующих условий. В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Для эффективного управления этим процессом надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы [Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.].

Под профессиональной реабилитацией понимается помощь инвалиду приспособиться к профессиональной жизни общества, возможность трудоустроиться с учетом ограничений возможностей здоровья.

В понятие профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья входит целый комплекс мероприятий: профессиональная подготовка и переподготовка, профессиональное ориентирование, которое включает профинформирование, профконсультирование, профотбор, профподбор), психологическая поддержка профессионального самоопределения, повышение квалификации и содействие трудоустройству, квотирование и создание специальных рабочих мест, адаптация к профессиональной деятельности [Соловьева О.А. Социально-психологические факторы интеграции инвалидов в обществе].

Основная цель профессиональной реабилитации лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, — достижение инвалидом материальной независимости.

В профессиональной реабилитации одним из ключевых моментов является экспертиза потенциальных профессиональных способностей. Экспертиза потенциальных способностей людей с ОВЗ — это комплексная оценка ограничений трудоспособности людей с ограничениями возможностей здоровья, дальнейшее выявление факторов, вызывающих эти ограничения, и нахождение мер, которые способствовали бы замещению или компенсации их.

Потенциальные профессиональные способности инвалида заключаются в наличии способностей к выполнению профессиональной деятельности, которые обусловливаются психофизиологическим и социально-экономическим статусом, а также готовностью и возможностью социума предоставить лицу с ОВЗ условий для получения общего и профессионального образования и рабочих мест. Такая экспертиза подразумевает под собой целый комплекс мероприятий и включает в себя различные компоненты, такие как психологическая оценка личности, профессиональная ориентация, медико-социальная экспертная профдиагностика, экспертная оценка специальных условий труда, оценка рациональности трудоустройства инвалида.

Профессиональной реабилитацией в соответствии со своей компетенцией могут заниматься различные предприятия и учреждения системы образования, социальной защиты, труда и здравоохранения. Если профориентация для лиц, не имеющих ограничения возможностей здоровья, заключается в максимальном достижении эффективности труда и успешности профессиональной деятельности, то в отношении лиц с ОВЗ профориентация должна включать также и адаптацию к трудовой деятельности с учетом психофизиологических особенностей. В связи с этим к профориентации для инвалидов должен быть применен психофизиологический подход, и в организацию комплекса мероприятий по профессиональному ориентированию необходимо подключать специалистов разного профиля.

Одним из компонентов профессиональной реабилитации является социальная поддержка людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в сфере их профессионального образования, занятости и трудоустройства. Она должна отвечать интересам инвалида и общества, иметь четко поставленные цели, финансовое обеспечение, поддерживаться различными социальными институтами.

Профессиональная реабилитация должна в итоге способствовать эффективной занятости инвалидов, нахождению соответствующей индивидуальным и физиологическим возможностям инвалида работы. При адекватном состоянии здоровья и соответствующей адаптации условий труда инвалид способен длительное время сохранять трудоспособность и выполнять достаточно большой объем работы. Если неправильное решение по трудоустройству может привести к ухудшению его состояния здоровья и формированию стойкого негативного отношения к труду, то длительный период бездеятельности также может привести к снижению профессиональных навыков, к негативному эмоциональному состоянию, что отрицательно скажется на состоянии здоровья инвалида.

В процессе профессиональной ориентации инвалидов необходимо вырабатывать навыки профессиональной компетенции, умение работать самостоятельно и в коллективе, ориентированность на профессиональную специализацию, стремление к творчеству, способность действовать по ситуации, а не по шаблону.

Также инвалидам необходимо приобрести навыки и умения находить и использовать резервы в работе, ориентироваться в рыночных отношениях и формах собственности, стремление к самостоятельному предпринимательству, пониманию особенностей рынка труда, не менее важным является стремление к повышению социального статуса, повышению образовательного уровня.

О.А.Соловьева выделяет три критерия качественного уровня профессиональной реабилитации инвалидов [Соловьева О.А. Профессиональная реабилитация инвалидов в решении социальных проблем занятости]:

· экономическая компетентность (опыт и информированность критериями качественного уровня профессиональной реабилитации инвалидов);

· социальная компетентность, уровень овладения знаниями, позволяющими активно адаптироваться в обществе;

· профессиональная компетентность, уровень квалификации, владения смежными и дополнительными знаниями, профессиональная мобильность, востребованность на рынке труда.

В свете вышеизложенных представлений о необходимости обеспечения реабилитационно-образовательной функциональной направленности педагогического процесса в учреждениях, ведущих профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, фундаментальное значение приобретает оценка состояния системы профессионального образования инвалидов в России в еще одном аспекте — инфраструктурного обеспечения реабилитационного сопровождения и поддержки инвалидов как субъектов профессионально-образовательной деятельности.

И тем важнее в данном контексте становится то, что опыт формирования соответствующей инфраструктуры к настоящему времени сложился фактически на всех уровнях системы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, будь то учреждения начального, среднего или высшего профессионального образования, причем касается это не только специализированных учебных заведений, но и профессионально-образовательных учреждений общего типа, где реализуется образовательная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Более того, создание реабилитационной инфраструктуры в учреждениях, осуществляющих профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, в ряде случаев становится фактором становления своего рода профессионально-образовательных комплексов, в рамках которых отрабатывается модель непрерывного профессионального образования инвалидов.

В частности, созданный при Красноярском государственном торгово-экономическом институте Центр комплексной реабилитации инвалидов включает в себя не только собственно реабилитационные подструктуры — отделение медицинской диагностики и коррекции и отделение профессиональной реабилитации, адаптации и рационального трудоустройства, но и вовлекает в орбиту своей деятельности учреждения начального и среднего профессионального образования г. Красноярска, выступающие фактически также в качестве его отделений: Профессиональные лицеи № 11 и № 41, Колледж радиоэлектроники, экономики и управления и Медико-фармацевтический колледж. При этом и в самих данных учреждениях, ведущих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции, функционируют отделения профессиональной реабилитации, а также социальной и медицинской реабилитации.

Что же касается создания социально-реабилитационной инфраструктуры для инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования, то, например, в Московском государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана, заложившем в России в 1934 г. традиции интегрированного инженерного образования инвалидов по слуху, с 1997 г. функционирует Головной учебно-исследовательский центр профессиональной реабилитации, по линии которого осуществляется реабилитационное сопровождение профессионально-образовательной деятельности глухих и слабослышащих студентов и его научно-методическое, кадровое и организационно-нормативное обеспечение [Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2000].

В свою очередь, в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена реабилитационная поддержка профессионального образования студентов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья опирается — в институциональном, кадровом и технологическом отношении — прежде всего на ресурсы факультета коррекционной педагогики, являющегося в России одним из крупнейших и старейших учебно-научных центров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и, в частности, имеющего в своем составе единственную в стране кафедру тифлопедагогики.

На базе факультета создан функционирующий в масштабах всего университета Ресурсный центр для инвалидов, включающий в себя специализированный учебный модуль и комплекс для обеспечения дистанционного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья. Это оборудование включает в себя специализированный радиокласс для инвалидов по слуху, программно-методический комплекс для многофункциональной лекционной аудитории, мультимедийные компьютеры специальной конфигурации для мониторинга, коррекции и реабилитации студентов-инвалидов по слуху. Наряду с этим ряд учебных аудиторий оборудован компьютерной техникой, оснащенной программами синтеза речи, брайлевскими дисплеями, причем эти компьютеры объединены в локальную сеть и имеют скоростной выход в Интернет, что, в частности, позволяет незрячим студентам пользоваться электронным фондом и электронным каталогом Фундаментальной библиотеки университета.

Собственно же реабилитационное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере профессионального образования осуществляется начиная еще с этапа довузовской подготовки, в рамках договоров о сотрудничестве с коррекционными школами, и продолжается на стадии вступительных испытаний. Так, например, неслышащие абитуриенты сдают вступительные испытания, используя помощь сурдопереводчика, слепым абитуриентам разрешено пользоваться рельефно-точечным шрифтом Брайля при выполнении письменных экзаменационных работ, которые впоследствии проверяются специалистом-брайлистом.

Затем сопровождение студентов-инвалидов реализуется в период освоения ими профессионально-образовательной программы. Оказание помощи студентам-инвалидам осуществляется по таким разработанным моделям, как «Сопровождение процесса освоения инвалидами профессионально-образовательной программы в условиях вузовского образования», «Образовательный маршрут для инвалидов в условиях вузовского обучения» и др. Основными содержательными направлениями сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья являются следующие:

· психологическое — адаптация к условиям вузовского образования, коррекция отношения к своей инвалидности и формирование адекватной самооценки, развитие и коррекция коммуникативных свойств и качеств, повышение мобильности;

· организационно-педагогическое — оптимизация средовых условий учебно-образовательной деятельности студентов-инвалидов, разработка и внедрение специальных наглядных средств, подбор специальных дидактических материалов для организации и проведения коррекционной работы;

· просветительское — повышение коммуникативной культуры студентов-инвалидов, информирование общественности о специфических образовательных потребностях этой категории студентов и путях их удовлетворения.

Кроме того, развитую реабилитационно-образовательную инфраструктуру для инвалидов имеют также Челябинский государственный университет, Томский политехнический институт, Владимирский государственный технический университет, Московский государственный медико-стоматологический университет, где создана кафедра ЮНЕСКО, на базе которой инвалиды имеют возможность получить соответствующую их потребностям специальность, и др.

Тем самым в России к настоящему времени сформирована система профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающая в себя учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования различной ведомственной принадлежности, обеспечивающая реализацию разных по уровню образовательной интеграции моделей организации образовательного процесса и опирающаяся на инфраструктуру реабилитационного сопровождения профессионально-образовательной деятельности инвалидов.

Очень важным для профориентации является собственная активная позиция инвалида. В связи с этим в системе профориентации необходимо проводить информационную работу для адекватного отношения их к трудовым рекомендациям, определенным ограничениям в работе и при трудоустройстве.

Пряжникова Е.Ю.