Сопровождение трудоустройства лиц с ОВЗ в России

Сопровождение трудоустройства лиц с ОВЗ в России

Понятие «трудоустройство» подразумевает устройство кого-либо на работу, содействие в таком устройстве. Включение в трудовую профессиональную деятельность является важным для человека, поскольку это способствует его лучшей социализации.


Для лиц с ограниченными возможностями здоровья для их социальной адаптации в обществе, улучшения социального благополучия важным является трудоустройство. Невозможность включения в активную трудовую деятельность для лиц с ОВЗ может приводить к множеству психологических проблем, в том числе и к снижению самооценки, снижению жизненного статуса, а также к созданию барьера между инвалидом и окружающими людьми. К тому же сама оценка способности к трудовой деятельности является ключевым моментом в определении инвалидности. [Кудаева Е.Г. Социальные барьеры трудоустройства инвалидов в современном российском обществе].

Трудовая деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья связана с условиями и факторами, объединенными в следующие группы: нормативные и правовые факторы, которые регулируют систему социально-трудовых отношений, выступают методической основой трудовой занятости лиц с ОВЗ; организационные факторы (условия труда); материально-технические факторы (автоматизация труда, современные технологии); социально-экономические факторы (уровень квалификации работников, трудовая дисциплина).

Общая занятость, согласно законодательству РФ, определяется как деятельность граждан, которая связана с удовлетворением общественных и личных потребностей, которые не противоречат законодательству, и приносящая доход в виде заработка. В настоящее время в РФ на рынке труда положение лиц с ОВЗ по-прежнему остается несоответствующим их потенциальным возможностям. Показатели трудоустройства инвалидов достаточно низкие и проблема еще остается труднорешаемой.

Правительством РФ в связи с расширением рынка труда и для облегчения реализации социальных программ по обеспечению льготами инвалидов, предусмотрены выгодные условия предоставления трудовой занятости лицам с ОВЗ как потенциальным трудовым ресурсам [Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов. Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2000].

В настоящее время очень остро стоит проблема трудоустройства инвалидов после окончания ими учебных заведений (среднего или высшего профессионального). По статистическим данным, приведенным на «совещании по вопросу трудоустройства инвалидов» от 22.11.2012, при участии служб занятости в 2012 г. смогли трудоустроиться около 60 тысяч лиц с ОВЗ, что составляет 40% от числа инвалидов, которые обращались за помощью в трудоустройстве.

Выделяется ряд проблем, связанных с процессом сопровождения инвалидов. Сюда можно отнести, помимо недостаточного финансирования этого процесса, также еще и нехватку рабочих мест на предприятиях для лиц с ОВЗ.

В целях обеспечения занятости инвалидов государственными органами с участием общественных организаций инвалидов устанавливаются нормативы по бронированию рабочих мест на предприятиях не менее 3% от численности работающих. Региональным законодательством в разных субъектах Российской Федерации регулируется квотирование рабочих мест. При этом организации, в которых работают лица с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на снижение налогооблагаемой базы на сумму средств, которые должны быть использованы на мероприятиях по социальной защите и реабилитации инвалидов. Это направлено на повышение заинтересованности работодателей иметь на своем предприятии сотрудников-инвалидов. Но пока такая система мер по квотированию рабочих мест является малоэффективной, о чем свидетельствуют имеющиеся сложности при трудоустройстве инвалидов в России.

В большинстве своем работодатели видят в квотировании лишь необходимость принятия на работу определенного процента лиц с низкой квалификацией, и соответствующей производительностью труда. К тому же меры по квотированию рабочих мест относительно контроля и ответственности носят больше рекомендательный характер, что не мотивирует работодателей к полному соблюдению мер по созданию специализированно оборудованных рабочих мест для лиц с ОВЗ.

Трудовая занятость лиц с ограниченными возможностями здоровья осложняется как тем, что работодатели часто не выполняют установленные законодательством меры по квотированию, оснащению рабочих мест для инвалидов, так и тем, что трудоустроенные инвалиды могут быть подтверждены разным формам дискриминации, как отрытой, так и в форме выплаты им минимальной заработной платы и лишения возможности исполнения должностных обязанностей. Российским законодательством предусмотрена альтернатива созданию квотированного места, заключающаяся в ежемесячном взносе платы за каждого нетрудоустроенного инвалида, и эта альтернатива больше приветствуется современными работодателями [Кичерова М.Н. Социальная реабилитация инвалидов в современных условиях].

За нарушение прав лиц с ОВЗ в трудоустройстве законодательством РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 50 тыс. рублей либо приостановления деятельности компании на срок до 90 дней (ст. 5.27 КоАП РФ). Отказ в приеме на работу человека с ограниченными возможностями здоровья, в пределах установленной квоты, сопровождается наказанием в виде штрафа в размере от 2 до 3 тыс. рублей (ст. 5.42 КоАП РФ). Но имеется определенное исключение, а именно: не обязанными предоставлять квотные рабочие места для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья являются общественные объединения инвалидов и организации, у которых уставной капитал состоит из вклада лиц с ОВЗ (ч. 2 ст. 21 Закона № 181-ФЗ).

В качестве выхода из сложившейся ситуации часто используют следующую меру: создание специализированных предприятий, которые зачастую создаются общественными организациями для лиц с ОВЗ. Примерно 1,5 тысячи таких специализированных предприятий есть в России, но для общей численности инвалидов такое количество не является достаточным, кроме того заработная инвалидов является низкой из-за недостаточного финансирования предприятий.

Проблема занятости инвалидов является комплексной задачей, решение которой должно быть обеспечено на всех уровнях управления (региональном, муниципальном и в первую очередь федеральном). Необходимым условием решения этой проблемы является разработка различных целевых программ, контроль за их выполнением, необходимое содействие работе службам занятости и реабилитации лиц с ОВЗ по профессиональному устройству, разработка проектов различных гарантий занятости инвалидов. Под целевой программой понимается планирование комплекса мер и мероприятий, которые скоординированы по целям, срокам, содержат текущее и перспективное планирование, рациональное использование кадровых, финансовых, материальных и технических ресурсов [Карякина О.И., Карякина Т.Н. Основы реабилитации инвалидов: учеб. пособие. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1999].

Социальная политика РФ по трудоустройству направлена на то, чтобы создавать необходимые условия для трудоустройства лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, в зависимости от степени и группы инвалидности. Первая степень, подразумевающая ограничения способности к трудовой деятельности, предполагает работу в обычных условиях труда при снижении квалификации, напряженности или снижение объема работы, выполнение работы по более низкой квалификации. Вторая степень ограничения способности к трудовой деятельности допускает возможность выполнения трудовой деятельности в специализированных условиях и с использованием различных технических средств. Третья степень подразумевает невозможность к трудовой деятельности. При определении трудоспособности также учитывается группа инвалидности. Для установления первой группы инвалидности необходимо такое нарушение функций организма, при котором полностью утрачивается возможность трудоустройства и возникает необходимость в постоянной посторонней помощи. Вторая группа устанавливается при значительных функциональных нарушениях, но при этом не требуется специальная посторонняя помощь, но есть необходимость в создании специальных условий труда и доступными являются не все виды деятельности. При третьей группе инвалидности состояние здоровья не позволяет людям заниматься профессиональной деятельностью по специальности или по своей квалификации, также эта группа устанавливается ограниченно лицам, которые проходят обучение до получения ими специальности, а также ограниченно трудоспособным с низкой квалификацией.

Для людей с ограниченными возможностями здоровья первой или второй группы на рабочем месте должна быть обеспечена сокращенная продолжительность рабочего времени с сохранением заработной платы. Допущение инвалидов к сверхурочной работе или работе в выходные дни возможно только с их согласия и при условии, что это не будет запрещено состоянием здоровья, на работе им должны быть предоставлены дополнительные перерывы в работе и гибкие графики работ.

Социальная политика РФ в отношении профессиональной реабилитации лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, направлена на возможности развития надомного (дистанционного) труда и частного предпринимательства, что может способствовать повышению конкурентоспособности инвалидов на современном рынке труда. На возможность повышения конкурентоспособности лиц с ОВЗ в первую очередь направлена возможность инклюзивного образования, в том числе и в системе высшего профессионального образования.

Решением вопросов содействия в трудоустройстве и трудовой занятости занимаются в России органы Федеральной службы занятости населения. Службы занятости курируют различные общественные организации для лиц с ОВЗ, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти, принимают участие в работе Координационного совета по делам инвалидов и другие ведомства (сфера образования, социальной защиты населения и т.п.).

Проблемы трудоустройства зачастую связаны с тем, что у большинства инвалидов нет опыта в поиске вакансий, нет возможности получения необходимой для этого информации о деятельности службы занятости. При обращении в службу занятости инвалиды первой или второй группы не рассматриваются как возможные кандидаты на те или иные вакансии и в содействии им может быть отказано в связи с удаленностью местонахождения подходящего рабочего места. Это часто связано с тем, что в индивидуальной реабилитационной карте по результатам МСЭ указаны рекомендации по трудоустройству, содержащие общие указания относительно условий и определяющие предположительные возможности к трудовой деятельности. В самих службах занятости, как правило, отсутствует этап экспертизы и выявления профессиональных возможностей инвалидов.

Немаловажной проблемой является и то, что трудоустроиться инвалиды могут на имеющиеся вакантные места, которые не в полной мере могут соответствовать состоянию и возможностям их здоровья и их профессиональным интересам.

Возможными вариантами решения проблемы трудоустройства также может быть расширение функций служб занятости и профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. В обязанности таких служб необходимо включать: проведение анализа рынка труда в соответствии с возможностями трудоустройства лиц с ОВЗ; участие в разработке различных целевых программ, соглашений по профессиональной реабилитации и содействию трудовой занятости людей, имеющих ограниченные возможности здоровья; согласовано с различными ведомствами осуществлять разработку перечня мероприятий по профреабилитации и содействию в трудоустройстве инвалидов, разработку предложений по повышению качества трудоустройства лиц с ОВЗ, организации подготовки и переподготовки, повышению квалификации специалистов, занимающихся профессиональной реабилитацией людей с ограниченными возможностями здоровья; создание на базе самих служб специализированных реабилитационных центров, ярмарок вакансий, организации «Клуба ищущих профессию» для инвалидов.

Для содействия трудоустройству лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, 8 сентября 1993 г. Минтрудом России был утвержден и разработан «перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда». Но с момента выхода этого перечня изменился состав многих профессий, появились новые и потеряли свою актуальность некоторые из включенных в него профессий, да и в целом имеющийся перечень включает в себя достаточно узкий список профессий и он не может отражать весь спектр потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Несмотря на большое число законодательных актов, посвященных проблеме реабилитации и социальной поддержке инвалидов, существует определенная сложность в их реализации в связи с тем, что бывают некоторые неточности или противоречия в законодательстве. По заявлению руководителя Центра института экономики РАН Е. Ш.Гонтмахера, в перечне заболеваний, который препятствует поступлению на государственную гражданскую службу, подготовленным Минздравсозразвитием, есть расхождения с нормами, прописанными в Конвенции о защите прав инвалидов, и мировой практики.

Оценка способности к трудовой деятельности есть ключевой момент в определении инвалидности. В законодательстве отсутствуют четкие критерии установления ограничения способности к трудовой деятельности, а трактовка третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности, критерием назначения которой является полная нетрудоспособность, противоречит нормам Конституции РФ и международно-правовым актам, что становится социальным барьером на пути трудоустройства инвалидов.

Также для решения вопроса трудоустройства была ратифицирована Конвенция ООН по правам инвалидов и разработана стратегия, когда государство определенным образом субсидирует специально оборудованные рабочие места для лиц с ОВЗ. Причем с каждым годом идет увеличение средств на финансирование рабочего места для инвалида, в среднем оно на данный момент для работодателя составляет около 300 тыс. рублей.

В настоящее время также разрабатывается система оценки специализированных рабочих мест для людей с разными видами инвалидности. Пока не решен вопрос о том, кто будет отвечать за это (министерство или правительство). Проведение такой работы является очень важной, поскольку позволит работодателям лучше ориентироваться в возможностях оснащения рабочих мест для инвалидов, она рассчитана на три года, на периоды, предусмотренные Указом Президента. Планируется подключение к ее выполнению общественных организаций по работе с инвалидами.

С развитием новых электронных технологий у инвалидов появились дополнительные возможности для поиска вакантных мест на предприятиях. На сайтах Роструда и Министерства труда создан ресурс «Работа в России», где есть отдельная рубрика для людей с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, инвалиды могут заниматься самостоятельным поиском работы. Для удобства поиска есть возможность выбрать определенную нозологию заболевания.

Помимо перечисленных мер по повышению занятости лиц с ОВЗ, проводятся и поддерживаются государством мероприятия общероссийских организаций и социально ориентированных некоммерческих организаций для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Под руководством Минздравсоцразвития проводится конкурс по трудоустройству инвалидов. В 2011 г. этот конкурс был проведен в рамках государственной программы «Доступная среда». Участники конкурса должны были предоставить программы, содержащие информацию об инвалидах, которых планируется трудоустроить, и о созданных для этого условиях. Победителями стали организация «Перспектива» и Всероссийское общество слепых (ВОС).

Большое значение в трудоустройстве отводится центрам занятости: по оценкам специалистов увеличилось число обращений в такие центры с 2009 г. (около 27% инвалидов) по 2012 г. (37% инвалидов).

В Москве содействием по трудоустройству инвалидов занимается ряд организаций: Социально-трудовая реабилитация Московской областной общественной организации; МИКО общественное объединение инвалидов (биржа труда инвалидов); ОАЗИС труд — информ Рокк. Содействием в трудоустройстве инвалидов занимается Краснодарская краевая общественная организация инвалидов «Восхождение», которая работает по всей России, но в первую очередь в Краснодаре, Сочи и Краснодарском крае. Также эта организация содействует формированию позитивного отношения к инвалидам и информирует через СМИ инвалидов о конференциях, публикациях в газетах, о возможности участия в сюжетах НТК. В Москве действует организация, которая с 2003 г. занимается трудоустройством людей с ОВЗ — РООИ «Перспектива»; она сотрудничает с ЦСО «Ярославский» Центром занятости населения ЦАО, на базе учреждения создан «Клуб ищущих работу». РООИ «Перспектива» оказывает консультативные услуги работодателям, налаживает сотрудничество с различными трудовыми организациями, соискателям оказываются услуги по написанию резюме, проводят с ними консультации по ключевым вопросам трудоустройства, также они сотрудничают с государственными и бизнес-структурами.

Немаловажным для решения проблем трудовой занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья является проведение мероприятий, направленных на их профессиональное самоопределение инвалидов. Проведение таких мероприятий целесообразнее проводить не с обучающимися в старшей школе, а с детьми детского сада. Программа таких мероприятий должна соответствовать возрастным особенностям в рамках психофизиологических и личностных возможностей лиц с ОВЗ. По результатам исследования, направленного на выявление социальных барьеров трудоустройства инвалидов в современном российском обществе, большая часть проблем трудоустройства инвалидов связана с недостаточно хорошо проводимой профориентационной работой, недостаточной долей участия в такой работе разных структур и организаций, правовой неграмотностью инвалидов. [Кудаева Е.Г. Социальные барьеры трудоустройства инвалидов в современном российском обществе].

Пряжникова Е.Ю.