Теоретические и практические проблемы профессионального самоопределения обучающихся

Теоретические и практические проблемы профессионального самоопределения обучающихся

В настоящее время проблема социализации подростков, в целом и значимости подготовки будущих выпускников основной и старшей школы к выбору направления дальнейшего образования, в частности, заявлена в новом Законе об образовании, Федеральной целевой программе развития образования на 2011 — 2015 годы, Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Плане деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 годы, Федеральном  государственном образовательном стандарте основного общего образования, Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, других нормативных, и инструктивных документах Минобрнауки  России.


В указанных документах среди условий, необходимых для повышения качества общего образования, акцентируется внимание на создании условий для педагогической, психологической, информационной поддержки молодежи в ситуациях оказания ей помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

В практике отечественного образования, недооценивается важнейшая составляющая содержания среднего образования — оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся в выборе профиля обучения, пути получения образования и приобретения профессии. Это направление во многих развитых странах (США, Франция, Германия, Швеция и др.) включено в учебные планы средней общеобразовательной школы и рассматривается в качестве «мостика» между общим и профессиональным образованием, а также трудоустройством. По мнению ученых, педагогов и психологов, занимающихся данной проблемой, существующая «лакуна» между общим и профессиональным образованием, реализуемая через подготовку будущих выпускников к принятию решения о построении и реализации образовательно-профессионального маршрута, должна быть заполнена специальной работой в образовательных программах в условиях общего, профессионального и дополнительного образования.

К причинам сложившегося положения следует отнести: декларированность и практическое отсутствие государственного статуса профориентации молодёжи в России; эпизодичность её осуществления, неподготовленность учителей и других практических работников к её реализации; недостаточная связь и преемственность школы, родителей, системы профессионального образования, производства, службы занятости и других социальных институтов, а отсюда – подмена и дублирование функций различными субъектами, ответственными за трудоустройство, обеспечение занятости и в целом за судьбу подрастающего поколения.

В результате анализа литературных источников, собственных научных выводов в качестве объекта профессиональной ориентации рассматривается процесс профессионального самоопределения личности на всех возрастных этапах.

Предмет профессиональной ориентации – педагогическая поддержка профессионального самоопределения личности.

Цель профессиональной ориентации – обеспечение условий для педагогического сопровождения, педагогической поддержки профессионального самоопределения личности (научно-методических, нормативно-правовых, организационных, кадровых).

При построении содержания педагогической поддержки учащейся молодёжи к профессиональному самоопределению в условиях непрерывного образования необходимо руководствоваться методологическими подходами:

  • социокультурным подходом, который позволяет выявить факторы влияния различных общественных процессов на социальное и профессиональное самоопределение старших подростков и факторные влияния социального и профессионального самоопределения старших подростков на общественные (в том числе экономические процессы);
  • системно-функциональным подходом, позволяющим исследовать систему (в данном случае – содержание подготовки) в рамках более крупной системы (процесса школьного образования) и устанавливать функциональные зависимости между ними;
  • деятельностным подходом, позволяющим исследовать изменения характеристик процесса социального и профессионального самоопределения, фиксировать изменение отношений современного подростка к будущей профессиональной деятельности.

Принципиальное значение для методологического обоснования проблемы исследования имеют:

  • экзистенциальный подход, рассматривающий человека как творящего самого себя, как «проект своего собственного бытия»;
  • аксиологический подход, относящий человека и его формирование по идеалу к фундаментальным человеческим ценностям;
  • акмеологический подход, позволяющий рассматривать профессиональный идеал как стимул и мотив непрерывного профессионального совершенствования личности и достижения ею вершин профессионализма (акме);
  • системный подход, позволяющий представить процесс формирования профессионального самоопределения как педагогическую систему, включающую и учитывающую взаимосвязи ее элементов: цель, идеи, субъекты, объекты, отношения между ними, среда, содержание, деятельность, ресурсы, результаты, и позволяющий использовать потенциал других походов: средового, рефлексивного, культурологического.

Теоретико-методологическая составляющая обоснования педагогической поддержки послужила основанием для разработки и содержания профориентационных средств

 Так творческим коллективом под нашим руководством и заведующего лабораторией социально-профессионального самоопределения ФГНО ИСМО РАО к.п.н., ведущего научного сотрудника Н.Ф. Родичева разработана и опубликована издательским центром «Академия» серия учебно-методических комплектов по профессиональной ориентации школьников для 1-11 классов:

  • «Путешествие в мир профессий» (1-4 класс)  
  • «Кем я хочу быть» (5 — 6 класс)
  • «Познаю себя и профессии» (7 — 8 класс),
  • «Профессиональное самоопределение: Выбор профиля обучения и профессии» (9 класс)
  • «Профессиональное самоопределение: от учебы к профессиональной карьере» (10 –11 классы)


При разработке данных комплектов особое внимание уделялось обеспечению их методической составляющей.  При этом авторы руководствовались тем, что у школьников должны быть сформированы компетентности, значимые для профессионального самоопределения. К ним относятся: готовность прогнозировать и планировать свои профориентационно значимые действия; действовать в социуме и рабочей группе; вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально-производственного окружения; противостоять манипулятивному влиянию; презентовать себя на рынке труда и образовательных услуг; анализировать и интерпретировать  содержание общего среднего образования в контексте образовательно-профессиональных маршрутов (представителей социокультурного и профессионально-производственного окружения, воображаемых и реальных сверстников, собственного маршрута). Формирование указанных компетенций осуществлялось с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся.

Содержание каждого учебного курса не обеспечивает школьников готовыми результатами и решениями о выборе профессии. Оно ориентировано на включение их в творческую продуктивную деятельность, направленную на поиск смысла профессионального труда в жизни каждого человека, а также приобретение первоначального опыта в отдельных видах профессиональной деятельности, которая может послужить в дальнейшем и основанием для выбора профессии.

В соответствии с замыслом курса наряду с репродуктивными методами (рассказ, беседа, объяснение) используются информационно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристические беседы, диспуты, методы организации исследовательской деятельности, работа с литературными источниками). Профильные и профессиональные пробы используются с целью приобретения школьниками  практического опыта в избираемой профессиональной деятельности.

Как свидетельствует практика, наиболее продуктивными методами, используемыми в указанных профориентационных курсах и других средствах подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению, являются эвристические методы. Среди эвристических методов  А.В. Хуторской  (1999)  выделяет когнитивные, креативные и оргдеятельностные.     

Так, например, когнитивным можно считать метод эвристических вопросов, разработанный   древнеримским  педагогом  Квинтилианом.

Чтобы отыскать сведение о каком-либо событии или объекте,  задают семь ключевых вопросов: кто?,  что?,  зачем?,  где?, чем?, как?, когда?

Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос,  всевозможные их  сочетания  порождают  необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения  применяется,  чтобы сопоставить  различные версии учеников относительно того или иного явления между  собой,а также с культурно-историческими аналогами. Также учащимся предлагаются вопросы типа “что значит сравнить?”,  “всегда ли  и  все можно сравнивать?”.

Метод эвристического  наблюдения как добывания и конструирования знаний из реальности бытия предполагают результат, включающий: информационный результат наблюдения, примененный способ наблюдения, комплекс личных действий и ощущений, сопровождающих наблюдение.

Это далеко не полный перечень когнитивных эвристических  методов (его можно дополнить методами отличения фактов от нефактов, конструирования понятий, эвристического исследования, конструирования правил, метод гипотез, метод ошибок и т.д.).

Среди креативных эвристических методов Хуторской А.В. (1999) выделяет методы придумывания,  образной картины,  гиперболизации, синектики, метод инверсии, метод “если бы” и другие; среди оргдеятельностных – методы ученического  целеполагания,  планирования, создания  образовательных программ,  нормотворчества,  рецензий и т.д.

Эвристический характер профессионального самоопределения как  процесса,  в  котором индивидуальность проявляется в качестве делателя и творца собственного жизненного пути, позволяет говорить о необходимости и о приоритете создания эвристических образовательных ситуаций для данных целей.

На любой из вопросов из области профессионального  становления, которые могут быть актуализированы перед школьником,  он может после некоторых приложенных усилий дать несколько ответов:

  •  что думаю я?
  •  что думает мой друг (подруга)?
  •  что думают мои родители?
  •  что думают учителя?
  •  что  думают  специалисты  (профессионалы в данной области, ученые, как данный вопрос отражен  в  энциклопедиях,  словарях  и т.д.).

В качестве примерного алгоритма подготовки и проведения  эвристической ситуации Хуторской А.В. приводит следующий.

  1. Определение главного образовательного объекта эвристический  ситуации  (явление,  понятие,  процесс,  традиция,  предмет, свойство, качество и т.д.) и связанной с объектом  проблемы,  обсуждение ее личностной значимости для учащегося.  Личностная значимость данной проблемы в случае рассмотрения проблем  профессионального становления  очевидна.
  2. Формулировка открытого задания с неизвестным как для учащихся, так и для педагога решением (в идеале – формулировка задания силами самих учащихся).
  3. Предоставление  учащимся возможности личного решения данной проблемы (создание индивидуального  образовательного  продукта).
  4. В случае групповой работы – демонстрация полученного  образовательного продукта (версия,  суждение, определение, рисунок, устное сообщение, письменное взаиморецензирование).
  5. Сопоставление продукта с культурно-историческими аналогами.
  6. Организация деятельности по соотнесению продуктов – переопределение позиций,  обоснование изменения или неизменения точки зрения.
  7. Организация рефлексии по осознанию  примененных  способов действия и  путей преодоления препятствий.  В случае коллективной работы – осознание значимости и ценности  коллективно  полученных результатов.

В применении к проблеме  индивидуальных  особенностей,  профессионального становления,  карьеры, социального взаимодействия можно привести следующие примеры  эвристических  заданий.

Задания когнитивного типа

  • найти  отражение  проблем  профессиональной деятельности и профессионального становления в произведениях искусства или  аналогичных продуктах,  производимых  средствами массовой информации (сериалы, популярные издания),  найти максимальное количество ответов на  вопрос  “за  что  люди получают зарплату” (Лернер П.С.,2000),
  • исследовать профессию или вид профессиональной деятельности (ее происхождение,  перспективу исторического развития, основные характеристики, пути получения, основные позитивные или негативные стороны, профессионально обусловленные деформации личности и здоровья);
  • охарактеризовать с различных  позиций  “новые  профессии”, рассмотреть вопрос о возможных требованиях к личности и организму человека,  работающего,  к   примеру,   риэлтером,   “пиарщиком”, брэнд-менеджером, логистиком и т.д;
  • предложить принципы класификации профессий, социальных ролей, социальных групп, вычленить общее и отличное в них;
  • выполнить простейшее социологическое исследование по  данной тематике, сопоставить собственное мнение и мнение социального окружения;    
  • провести  анализ источников информации о путях продолжения образования и профессионального становления,  подвергнуть  критическому  анализу рекламные предложения о вакансиях и возможностях трудоустройства, о путях продолжения образования;
  • сравнить достоинства и недостатки различных профессий или, что интереснее – социальных ролей;
  • оценить  связь  профессионального и внепрофессионального в судьбах известных людей (в различных вариантах – признаваемых как традиционной культурой, так и молодежной субкультурой);
  • провести структурирование и анализ самостоятельно  составленной тематической подборки афоризмов (или анекдотов и т.д.).

Источником прямых или косвенных суждений по  данным  проблемам, обсуждение и критическое осмысление которых может быть организовано с учащимися могут служить не  только  специализированные средства массовой информации и тематические ресурсы Интернета.

Например, это могут быть: подшивка компьютерных изданий о рынке труда профессий, ссылки на эти издания и обзор состояния рынка труда на сервере Комитета труда и занятости Правительства Москвы; публикации в журнале “Карьера”; материалы о требованиях к кандидатам на работу за рубежом в газете “Иностранец” и т.д.

Задания креативного типа

  • выполнить по-своему то, что уже заранее предопределено существующими   социокультурными  нормами  (предложить  собственные трактовки понятий “жизненные силы”,  “карьера”, “профессия”, “бизнес”);
  • придумать  “абсолютно новую” профессию,  предположить различные варианты появления появления или отмирания профессий в XXI веке;
  • создать собственный словесный продукт по различным  аспектам проблемы социально-профессионального самоопределения, возможно – с учетом проблемы индивидуальных особенностей организма (интервью, кроссворд, сценарий фильма или клипа, пословицу, афоризм, очерк, содержание тематической веб-страницы).

Задания оргдеятельностного типа

Могут быть  соотносимы с составлением индивидуальных образовательных программ в соответствии с  индивидуально  определяемыми критериями; также  могут предполагать оранизационную деятельность по проведению отдельных процедур  поддержки  социально-профессионального самоопределения  со сверстниками или младшими школьниками.

В настоящее время экспериментальная проверка комплектов осуществляется в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №12», г. Одинцова; московская область; государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1101, Юго-Западный административный округ г. Москвы; автономной некоммерческой организации среднего профессионального образования «Колледж экономики, страхового дела и информационных технологий КЭСИ»; областном бюджетном образовательном учреждение среднего профессионального образования “Курский государственный политехнический колледж”, г. Курск.

Проверка модели педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся также осуществляется в условиях региона (Республика – Саха-Якутия); Кемеровская и Курская области.    

Для повышения качества решения проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи, а также и взрослого населения целесообразно:

  • разработать и реализовать на практике комплексную программу исследования, включающую вопросы личностного, социального и профессионального самоопределения и рекомендовать для успешного ее решения использовать разрозненные в настоящий момент ресурсы научно-исследовательского потенциала российских и зарубежных учёных и практиков, работающих в данной области;
  • шире использовать в практике профориентационной работы с учащейся молодёжью информационные источники и инструменты;
  • в практике профессиональной ориентации привлекать социальных партнёров, максимально используя их потенциал в сфере государственных структур, бизнеса и некоммерческих организаций;
  • особое внимание уделить подготовке кадров-профориентологов в условиях непрерывного образования, обеспечивая преемственность на всех возрастных этапах в подготовке детей и молодёжи к жизненному и профессиональному самоопределению.

Таким образом, достичь эффективных результатов в решении проблемы профессиональной ориентации, являющейся интегративной, многоаспектной, комплексной и междисциплинарной, возможно только при объединении усилий науки, практики – специалистов различных областей и представителей государства, бизнеса.

С.Н. Чистякова; Н.Ф. Родичев