Формула проектирования профессионального успеха

Формула проектирования профессионального успеха

Как справедливо считают ученые, профессиональный успех во многом определяется верным принятием решения о профессиональном выборе. Однако не у всех и не всегда это получается.


Вспомним себя в детстве. В пять лет мы, не задумываясь, хотим быть космонавтом, инженером, строителем. В десять — как-то забываем про это и, как правило, ищем необыкновенных приключений, ориентируясь на остросюжетные фильмы, или бездумно учимся, потому что так надо, говорят взрослые, или просто живем. В пятнадцать — начинаем понемногу задумываться о будущем, о выборе профессии, да и то только потому, что заставляют взрослые. О том, что надо что-то выбирать: или профильный класс, или колледж, а лучше вуз, а какой — это детали. В семнадцать-восемнадцать лет деваться уже некуда, надо задумываться серьезно. И здесь помогает ЕГЭ: можно в любой вуз сдать документы, а раздумал — можно забрать их и сдать в другой вуз. Со стороны получается все легко, а на самом деле как? Иногда может повезти, а иногда и нет. Часто за всем этим следуют разочарования, проблемы с дальнейшим трудоустройством, а иногда и с потерей интереса к жизни. Как избежать таких сложностей и сделать правильный выбор? Выход есть.

Проблема выбора профессии очень сложная. Она — психологическая и педагогическая, социальная и экономическая и даже медицинская и государственная.

Психологическая проблема заключается в том, что человек, который выбирает профессию должен знать свои индивидуальные особенности, интересы, склонности, способности, мотивы, потребности для того, чтобы соотнести свои возможности, требования с требованиями, которые предъявляет профессия к человеку.

Педагогическая направленность выбора состоит в том, что взрослый или подросток нуждается в поддержке, иногда ему нужен совет, или хороший пример, или помощь в организации встречи со специалистом, или — в организации экскурсии и др. Другие дети нуждаются в постоянном психолого-педагогическом сопровождении с I по XI классы.

Социальная и экономическая значимость выбора профессии заключается в том, что не всегда можно выбирать то, что нам хочется. Всегда необходимо согласовывать свои намерения с экономическими потребностями общества. Например, выпускник общеобразовательной школы хочет поступить на экономический факультет престижного вуза, а экономистов в данном регионе уже переизбыток и, естественно, сложно устроиться на работу. Из этого следует, что выбирать профессию необходимо с учетом потребностей рынка труда, экономического прогноза различных специалистов.

Медицинская значимость выбора профессии заключается в том, что молодежь выбирает профессию, не задумываясь о своем состоянии здоровья. А ведь многие сферы профессиональной деятельности требуют неординарного здоровья, например: космонавт, машинист башенного крана, подводник и др. Это говорит о том, что необходимо соотносить свое здоровье с требованиями, которые предъявляет профессия к нему.

Государственный характер профессионального выбора заключается в том, что государству не безразлично, какую профессию выбирает человек, потому что от этого зависит как конкурентоспособность государства на всемирном рынке труда, так и его экономическое процветание. Следовательно, каждый молодой человек, выбирая профессию, должен продумать, какой вклад он внесет своим трудом в настоящее и будущее развитие своей страны.

Все указанные характеристики свидетельствуют не только о сложности, но и о неоднозначности, многогранности проблемы выбора профессии.

Важно понимать, что выбор профессии нельзя сделать случайно, или за компанию, или по совету кого-нибудь. Его необходимо сделать самостоятельно, обдумывая все за и против. А если сказать более точно, его необходимо проектировать поэтапно, рассчитывая каждый свой шаг. И этому следует учиться. Есть несколько таких вариантов.

Первый вариант — простой, но не совсем продуктивный. Молодой человек не знает, какую профессию ему выбрать. Он идет за помощью в центр профориентации, такие сейчас есть практически во всех городах России. Профессиональный консультант предлагает ему различные диагностические тесты, ориентированные на выявление его профессиональной направленности. После выполнения тестов анализируются результаты, и консультант вместе с оптантом определяет несколько вариантов профессионального выбора, а также советует ему встретиться со специалистами указанных профессий, или побывать на соответствующих экскурсиях, почитать необходимую литературу, познакомиться с сайтами вузов, колледжей. И, как правило, приглашает еще раз прийти на консультацию для уточнения профессионального выбора. Если подвести итоги такому консультированию, то можно считать положительным, что старшеклассник получил некоторые рекомендации по определению своего профессионального выбора. Но при этом ему все преподнесли на блюдечке с голубой каемочкой. Оптант в этом случае выступил в роли объекта исследования, а не субъекта заинтересованного и самостоятельного в поиске своего будущего.

Второй вариант. Сейчас в организациях общего образования в рамках элективных курсов преподается курс по выбору профессии под различными названиями: «Моя профессия», «Профессиональное самоопределение» и др. На этот курс отводится 18 часов. Будущий выпускник системно знакомится с научными основами выбора профессии, познает свои индивидуальные особенности, соотносит их с требованиями различных профессий, востребованных на рынке труда. Он выполняет профессиональные пробы, т.е. на практике «примеряет» профессии на себя, учится составлять резюме, личный профессиональный план, портфолио, или портфель индивидуальных достижений. А в некоторых учреждениях старший подросток проходит в рамках дополнительного образования практику по избираемой профессии. Этот вариант отличается от первого тем, что школьник на длительное время погружается в мир профессионального труда, основательно познает себя и будущую профессию, принимает решение о ее выборе самостоятельно.

Третий вариант заключается в том, что школьник на всех этапах обучения с учетом возрастных и психологических особенностей принимает решение о профессиональном выборе, получает помощь в жизненном и профессиональном самоопределении, трудоустройстве, будущей социально-профессиональной адаптации на рабочем месте.

В начальной школе у младших школьников на пропедевтическом этапе необходимо актуализировать проблему добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни общества, развивать интерес к профессиональной деятельности родителей, других родственников, знакомых; включать детей в различные виды познавательной, игровой, трудовой деятельности.

Решение этих задач достигается путем включения детей в учебно-воспитательном процессе в различные виды деятельности. Например, на занятиях по русскому языку и чтению при изучении правописания или народного фольклора дети знакомятся с пословицами и сказками, где немалое значение уделяется роли труда в жизни человека. Учитель может обратиться к идее важности труда в современном обществе, в жизни каждого человека, профессиям родителей, предложить школьникам изучить и проанализировать их трудовые биографии на уроке или внеклассном занятии. На уроках математики при изучении таблицы умножения, величины числа также можно познакомить детей с профессиями маляра, плотника, бухгалтера. При этом нельзя нарушать логику учебного процесса, профессиональная ориентация должна являться органичной его частью и включение ее элементов в образовательный процесс должно способствовать формированию у младших школьников уважения к людям труда, мотивов стремления быть похожими на них, желания самим включиться в полезный труд.

Этому во многом способствует организация с детьми игровой деятельности. Например, игра «Путешествие по планете профессий» позволяет познакомить школьников не только с представителями различных профессий, но и «примерить» их на себя, познакомиться с орудиями и средствами их труда, их значением в экономической жизни общества.

Не менее важным средством приобщения детей к труду, миру профессий является непосредственное вовлечение их в трудовую деятельность. Решение этой задачи достигается в ходе выполнения детьми практических задач на занятиях по технологии, окружающему миру, работы на пришкольном участке, участия в подготовке к различным праздникам: празднику Труда, Дню Победы, 8 Марта, дням рождений своих друзей, одноклассников и др.

При этом важно решать профориентационные задачи не эпизодически, а системно, комплексно, с учетом принципов преемственности, поэтапности, постепенно переходя от простого к более сложному.

У школьников V—VII классов на этапе поисково-зондирующем (он характерен стремлением детей быть взрослыми, самостоятельными) важно вызвать стремление к осознанию своих интересов, способностей, ценностей, связанных с пониманием себя в будущей, взрослой жизни.

В этом возрасте не рекомендуется формировать у школьников интерес к конкретной профессии, но бывают исключения, когда такой интерес зарождается и на последующих возрастных этапах он укрепляется и становится более устойчивым. В этом случае этот интерес необходимо отслеживать, наблюдать его динамику, включая школьников в активную деятельность, пытаться пробудить у них интерес к запасным вариантам профессий.

Однако главная задача профориентационной работы с детьми предоставить учащимся возможность попробовать себя в различных сферах профессиональной деятельности. Это возможно решать как в учебной работе, так и в условиях дополнительного образования при выполнении профессиональных проб, проектной деятельности, в работе кружков, группах, клубах по интересам, курсах по выбору. Важно, чтобы школьники овладели способностью оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с выполняемой практической деятельностью, а также выполнили профориентационно значимый продукт и отрефлексировали его. Это может быть технологическое не сложное решение какой-либо производственной задачи, выполнение проекта, например, в сфере экологии своего края или описание выпускаемой продукции ближайшего предприятия в своем микрорайоне.

Важно, чтобы продукт был общественно значимым, чтобы школьник получал удовлетворение от его изготовления.

У подростков VIII—IX классов в период развития их личностного самосознания необходимо сосредоточить внимание на формировании у них способности соотносить свои идеалы (жизненные, нравственные, профессиональные) с их реальными возможностями, запросами рынка труда, профессий, согласованных с рынком образовательных услуг. Для этого школьники овладевают знаниями, ключевыми компетентностями по научным, практическим основам профессионального самоопределения. Этому способствуют специальные ориентационные курсы, предметные (школьные) курсы по выбору, различные производственные и социальные практики, совместная деятельность школы с системой начального, среднего и высшего профессионального образования.

На этом этапе важно заложить основы серьезной работы по овладению подростками ключевыми компетенциями по научным, практическим основам профессионального самоопределения, которые выражаются в готовности школьников:

– испытывать потребность в выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения;

– ставить и корректировать соответствующие ближние и дальние цели;

– использовать внешние и внутренние ресурсы;

– приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов;

– противостоять внешним манипулятивным воздействиям;

– овладевать способами решения вопросов о продолжении образования и профессионального становления в условиях изменяющегося общества и рынка труда;

– обращаться за помощью к специалистам.

Эта работа продолжается и в ХХ—XI классах. Однако содержание работы по профессиональной ориентации в VIII—IX классах должно предусматривать: формирование у школьников представлений о требованиях рынка труда, путей продолжения образования, обеспечение развития у подростков отношения к себе как к субъектам будущего профессионального образования и профессионального труда; знакомство их со способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательно-профессионального маршрута; обеспечение приобретения практического опыта, соответствующего интересам и склонностям личности школьника и направлению его дальнейшего обучения в системе среднего и высшего профессионального образования.

X—XI классы — этот период характерен уточнением старшеклассниками пути продолжения образования, получения соответствующей профессии. Условно этот период можно назвать периодом уточнения социально-профессионального статуса.

Старшеклассники обучаются на конкретном профиле, изучают курсы по выбору. Именно в ходе обучения надо уже не выявлять, а уточнять, какой познавательный интерес устойчивый, к какой области знаний он проявляется, к каким видам профессиональной деятельности у них проявляются способности. Также необходимо сосредоточить внимание на контроле и коррекции профессиональных планов, способах оценки результатов, достижений в избираемой деятельности и самоподготовки к ней.

Содержание профориентационной работы с учащимися VIII—XI классов обязательно должно включать и практическое погружение старшеклассников в деятельность, ориентированную на их профессиональный выбор. Это может быть исследовательская деятельность по уточнению их профессионального интереса, предусматривающая недельную производственную практику на предприятии, в колледже, исследовательской лаборатории вуза. Положительно зарекомендовала себя форма наставничества, когда школьники под руководством грамотных специалистов приобретают практический опыт в избираемой сфере труда.

Как показывают результаты практики, школьники, погруженные в систему профессиональной ориентации на всех этапах обучения, проектируют и выбирают путь продолжения образования, профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями и с запросами рынка труда.

Неумолимая практика показывает, что общеобразовательная организация не в состоянии одна качественно справиться с этой сложной проблемой.

Необходимо привлечение социальных партнеров: представителей средних и высших профессиональных учебных заведений, бизнеса, предприятий, родителей и др.

Все стороны — основные субъекты партнерских отношений не могут полностью реализовать свои интересы без четкого, слаженного взаимодействия друг с другом. Социальное партнерство субъектов поддержки строится на следующих основных принципах:

· взаимное признание важности интересов сторон партнера;

· паритетность в партнерских отношениях;

· социальная справедливость при регулировании интересов и действий;

· поиск и нахождение компромисса при решении вопросов профессионального самоопределения учащейся молодежи;

· взаимная ответственность сторон за исполнение (и неисполнение) согласованных решений по вопросам профессионального самоопределения молодежи.

Механизмом социального партнерства является совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон в реализации педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся. Используя такой подход в процессе взаимодействия, партнеры обеспечивают развитие способностей учащейся молодежи, обеспечивая их готовность к самосовершенствованию, самоактуализации, социальной профессиональной мобильности, эффективному трудоустройству и успешной адаптации на рабочем месте.

В ходе реализации социального партнерства возможно использовать различные педагогические технологии: семинары-тренинги, деловые игры, решение ситуационных задач (кейсов), мультимедийную поддержку в технологии слайд-шоу, применение предпринимательских идей, социально-профессиональную практику на базе партнерских производственных участков, наставничество и др.

В качестве примера проанализируем одну из форм — организацию социально профессиональной практики на базе партнерских отношений технического колледжа, общеобразовательной школы № 2 и электромеханического завода г. Курска.

Социальное партнерство этих организаций реализовывалось 2 года на основе тройственного договора. Учащиеся школы и колледжа проходили практику на семи современно оборудованных рабочих местах в две смены по 6 часов один день в неделю в течение месяца. За каждым подростком был закреплен наставник, как правило, специалист высокой квалификации. Все обучающиеся должны были изготовить конкретную деталь, в соответствии с производственным заказом, а также подготовить индивидуальные отчеты о ходе и результатах практики. Следует отметить, что обучающиеся колледжа не имели претензий от мастеров-наставников, а школьники-старшеклассники на первом этапе практики опаздывали на смену, оставляли не убранными свои рабочие места, ленились заполнять дневник практики, не всегда тщательно относились к выполнению заказа.

К концу месяца ситуация изменилась. Учащиеся колледжа установили деловые отношения со старшеклассниками, по собственной инициативе выступили организаторами соревнования по изготовляемой продукции, вместе отдыхали и по завершении практики выступили с концертом для рабочих завода. В своих отчетах они писали, что практика научила их дисциплине, аккуратности, умению общаться со взрослыми. По окончанию школы два будущих выпускника изъявили желание работать на этом заводе.

Нельзя сказать, что производственная практика — инновационная форма работы. Она существует уже много лет. Но сегодня отдается предпочтение информационным, компьютерным средствам обучения и недооценивается включение обучающихся в реальные производственные отношения. Видимо, все формы и методы хороши, когда они используются во взаимодействии и работают на единую, общую, полезную для общества задачу.

Другой пример тоже поучителен. В одном из Московских учебно-производственных комбинатов, где старшие подростки получали предпрофессиональную подготовку, обучались подростки, имеющие неоднократные приводы в милицию, где они и состояли на учете. Многие мастера производственного обучения не хотели брать их на обучение. Но один мастер (о таких говорят, что они от Бога) взяла их на обучение поварскому и кулинарному делу. Проблем поначалу было много. Подростки срывали занятия, периодически устраивали «разборки» прямо на занятиях, обижали детей младших групп. Обстановка с приходом этих подростков на комбинате стала довольно напряженной.

Но однажды, когда уже почти была потеряна надежда в достижении хоть каких-то положительных результатов в работе с этими подростками, наставник предложила им поехать с благотворительным концертом в колонию строгого режима, где содержались в основном старшие подростки. Риск был немалый.

Партнеры — представители музыкального училища разучивали с подростками песни, танцы. Мастер обучала их печь пироги, а студенты технологического факультета МПГУ — тоже социальные партнеры — вместе с преподавателем художественной графики комбината делали с учениками игрушки, картины — подарки для колонистов. Наконец, состоялся долгожданный день и закончился он благополучно. Подросткам от начальства колонии было вручено благодарственное письмо за прекрасный концерт и достойное поведение.

С этого момента изменилось поведение подростков и отношение их к учению. Учебно-производственный комбинат за два последующие года обучения вместе с мастерами от производства Общего питания района — партнерами — дал им хорошую подготовку по профессии, а в соседней школе они получили аттестат зрелости, — и в результате все были трудоустроены на предприятия Общего питания г. Москвы.

Мастер производственного обучения в течение ряда лет вместе с руководством комбината отслеживала судьбы своих выпускников. Их часто можно было увидеть с букетами цветов на комбинате, они поздравляли с каждым праздником своего наставника, посещали вечера, приходили на встречу с выпускниками. Делать педагогические выводы по данному факту не надо: он сам за себя говорит.

Следует отметить, что во взаимодействии социальных партнеров в организации и осуществлении педагогической поддержки обучающихся важным является наличие у них социально-практического опыта, знаний и понимания проблемы профессионального самоопределения учащейся молодежи, а также положительного отношения к ее решению. А этому тоже надо учиться, овладевая содержанием деятельности социальных партнеров, которое включает следующие этапы:

· аналитический — оценка состояния социального партнерства;

· выявление организационной структуры деятельности партнеров;

· целеполагающий — обоснование целей в рамках каждого вида деятельности партнеров;

· моделирующий — моделирование компетенций, совокупность которых определяет готовность социальных партнеров к осуществлению деятельности по профессиональной ориентации;

· проектирующий — проектирование содержания, методов и форм деятельности социальных партнеров;

· организационный — организация педагогическим коллективом школы, колледжа, вуза поддержки социальных партнеров на всех этапах их деятельности;

· рефлексивно-оценочный — оценка эффективности построения педагогического обеспечения посредством отслеживания динамики сформированности готовности социальных партнеров к реализации поставленных задач на основе определенных критериев и показателей;

· коррекционный — коррекция деятельности социальных партнеров (при неудовлетворительных результатах).

Выполнение указанных этапов позволяет социальным партнерам осуществлять деятельность по педагогической поддержке профессионального самоопределении учащейся молодежи системно и в определенной последовательности, что позволяет достичь положительных результатов в решении этой важной социальной проблемы.

Немалая роль в подготовке учащихся к профессиональному самоопределению, профессиональной карьере принадлежит специальным профориентационным элективным курсам по выбору. Эффективность их заключается в том, что школьники в ходе занятий получают серьезную научно-практическую подготовку по основам профессионального выбора. Значимость таких курсов достигается, если они проводятся на постоянной основе, на всех этапах обучения, с учетом принципов преемственности, проблемности, последовательности, системности, соблюдения возрастных и психологических особенностей. Важным условием их обеспечения является реализация практико-ориентированного подхода, который заключается в сочетании теоретических занятий с практическими, где бóльшая часть отводится погружению обучающихся в деятельность по моделированию различных элементов избираемой или понравившейся профессиональной деятельности, т.е. своего рода примеривания ее к своим индивидуальным особенностям и возможностям. Это достигается в ходе изучения курса с помощью выполнения профессиональных проб по пяти сферам профессиональной деятельности (человек—человек, человек—техника, человек—природа, человек—художественный образ, человек—знак), где школьники моделируют и выполняют действия, характерные для любой профессии (технологические, ситуативные — творческие, функциональные — практические). При этом они получают задание профессионального характера, например: изготовить выкройку женской юбки, где строго задаются цель, условия выполнения и планируемый результат по каждому действию.

Выполняя профессиональные пробы по различным сферам и различной сложности, обучающиеся получают опыт, позволяющий им лучше сориентироваться на этапе принятия решения о профессиональном выборе, или продолжении обучения, или поступлении на работу. В то же время пробы не являются единственным средством получения школьниками практического опыта.

В процессе обучения профориентационному курсу они выполняют проекты, характеризующие какую-либо профессиональную деятельность. Например, по дизайну жилого помещения, оформлению художественной выставки, созданию макета кафе или железнодорожного моста и др.

Важной составляющей преподавания курса является обучение школьников методам самодиагностики (определение самооценки, своих интересов, склонностей, мотивов, особенностей эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных и коммуникативных способностей). Это необходимо для того, чтобы подросток в ходе проектирования своей будущей профессиональной деятельности овладел компетенцией, способностью согласования своих реальных возможностей с требованиями, которые предъявляет избираемая профессия.

В ходе изучения курса обучающиеся приобретают также навыки работы с информационными источниками и инструментами, изучают возможности продолжения образования и трудоустройства, посещают различные предприятия и учреждения. О результатах приобретенных знаний, опыта они рассказывают на занятиях курса, что помогает им, с одной стороны, отрефлексировать приобретенное, а с другой — поделиться увиденным и услышанным со своими сверстниками.

Преподавание таких курсов значительно обогащается, если к их работе привлекаются социальные партнеры. Например, они участвуют в организации и проведении профессиональных проб, экскурсий, производственной практики в условиях дополнительного образования или в другое специально отведенное для этого время.

Значимыми социальными партнерами являются и родители учащихся. На занятиях курса они делятся своим профессиональным опытом, вместе с детьми посещают музеи, выставки, участвуют в походах трудовой славы, проводят экскурсии на свои предприятия.

Как правило, это имеет серьезное воспитательное значение. Дети ближе узнают своих родителей, приобщаются к их труду, традициям, а некоторые следуют по стопам своих родителей, выбирают их профессию или близкую к ней.

Уточнение, углубление профессионального самоопределения в конкретной, близкой или совсем другой сфере профессиональной деятельности может осуществляться и на других возрастных этапах в период обучения в системе профессионального образования, повышения квалификации, стажировки, самообразования.

Пряжникова Е.Ю