Методика «Зачем учиться»

Методика «Зачем учиться»

Данная методика предназначена для изучения мотивов учебной деятельности школьников старше 14 лет.

Автор: М.Н.Демьянская.
Цель: изучение мотивов учебной деятельности учащихся.
Возраст: с 14 лет.
Стимульный материал: список из 15 мотивов учебной деятельности.

Инструкция

Стандартная инструкция

Инструкция для подростков с пограничной интеллектуальной недостаточностью

Методика может быть использована для подростков с нормативным развитием

Перед тобой список причин, благодаря которым люди учатся. Выбери из этого списка пять причин, наиболее значимых для тебя

Список мотивов

1. Стать очень хорошим специалистом в своей области.

2. Получить диплом.

3. Посещать с сокурсниками концерты и выставки.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести много знаний.

7. Пользоваться льготными проездными билетами.

8. Организовывать праздники, оформлять стенгазету в учебном учреждении.

9. Не отставать от сокурсников.

10. Стать успешным в будущей профессиональной деятельности.

11. Достичь уважения преподавателей.

12. Участвовать со студентами в проведении торжественных мероприятий.

13. Добиться одобрения родителей и окружающих.

14. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

15. Получать удовлетворение от приобретенных знаний.

Обработка результатов методики

Выделяются три основных мотива учебной деятельности в соответствии со следующими направлениями:

1) познавательные мотивы и мотивация достижения: 1; 2; 6; 10;

2) социальные мотивы: 4; 9; 13; 14; 15;

3) внеучебная деятельность: 3; 5; 7; 8; 12.

В процессе обработки анкеты подсчитывается количество плюсов по каждому из основных мотивов учебной деятельности. Доминантным считается мотив, набравший наибольшее количество плюсов. Для определения доминирующего типа мотивации также возможен подсчет среднего арифметического. Если среднее арифметическое познавательных мотивов выше среднего арифметического социальных мотивов, то можно говорить о доминировании собственно познавательной мотивации над социальной и наоборот.

Интерпретация методики:

1) познавательные мотивы и мотивация достижения — показывают выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового. Мотивация достижения показывает выраженность у учащегося желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самим себе, что способны на многое;

2) социальные мотивы — показывают выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы для собственного успешного будущего. Также возможен мотив социального одобрения, который показывает значимость для учащегося признания его успехов со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся в основном ради похвалы, признания, поощрения;

3) внеучебная деятельность — показывает заинтересованность учащегося в первую очередь в различных внеучебных делах, проходящих в образовательном учреждении (концертах, выставках, праздниках и др.), а не в непосредственно учебной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, могут с удовольствием ходить на занятия, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за возможность участвовать в интересных делах.

Методика «Зачем учиться» // Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. С. 93-95.