Игровое упражнение «СОВЕТЧИК»

Игровое упражнение «СОВЕТЧИК»

Данное упражнение является не столько игрой, сколько специально организованной упрощенной процедурой групповой экспертной оценки с элементами игры.


Целью процедуры является получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами-одноклассниками.

Занятие может проводиться с целым классом, но наиболее эффективно эта методика при работе в подгруппе из 12–15 человек. Время проведения — от 15 до 25 мин. Процедура включает следующие этапы:

1. Все участники вырывают из тетрадей чистые листочки.

2. Листочки кладут вертикально и делят на три равные колонки, т.е. делают бланк.

3. Каждый участник выписывает в своем бланке фамилии и имена всех присутствующих в классе (или в группе) под диктовку ведущего. Важно, чтобы все присутствующие были выписаны в одном и том же порядке.

4. Всем дается задание напротив каждой фамилии (включая собственную) проставить наиболее подходящие профессии и соответствующие учебные заведения, которые можно было бы порекомендовать данному человеку. Желательно не пропустить никого. Желательно также отнестись к этому заданию как можно серьезнее и не писать глупости. На все это отводится примерно 7–10 мин.

5. Ведущий собирает листочки и начинает подведение итогов. Берется первый листочек и зачитывается первая по списку фамилия. Сразу же зачитывается рекомендуемая профессия и учебное заведение. После этого берется второй листочек, зачитываются эта же фамилия и соответствующие рекомендации и т.д. После того как зачитывается все по первому человеку, ведущий переходит ко второму и т.д.

Образец бланка для упражнения «Советчик»

Ф.И.О. всех учащихсяся в классе (в строго определенном порядке и по номерам)

Рекомендуемая профессия

Рекомендуемое учебное заведение (или место работы) после школы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7… и т.д.

Всем присутствующим ведущий может посоветовать повнимательнее прислушаться к советам своих товарищей, а что-то может для себя и пометить в тетрадях. По нашему опыту, в среднем 5—7 человек в классе обычно действительно что-то для себя записывают (правда, в основном это подростки-девушки).

К сожалению, и здесь возможны глупые шутки, но ведущий их просто не зачитывает и не обращает на это никакого внимания.

Если кто-то в классе попросит не зачитывать рекомендации своих одноклассников, то ведущий должен спокойно удовлетворить эту просьбу, предложив подростку после урока самому посмотреть советы, которые написали ему товарищи.

Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Игровое упражнение «Советчик» // Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 416-417.