Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности

Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности
В разработке данной методики лежит факт повторений набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кэттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.). Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов на основе шкалы невротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.


Инструкция (для психолога)

«На предлагаемые вопросы испытуемый должен отвечать «да» или «нет», не раздумывая. Ответ заносится на опросный лист под соответствующим номером».

Опросник Айзенка

  1. Любишь ли ты шум и суету возле себя?
  2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
  3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?
  4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
  5. Часто ли у тебя меняется настроение?
  6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
  7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
  8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
  9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
  10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
  11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
  12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
  13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?
  14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»).
  15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
  16. Тебе можно доверить любую тайну?
  17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
  18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?
  19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
  20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
  21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
  22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
  23. Ты часто чувствуешь себя усталым?
  24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
  25. Ты обычно весел и всем доволен?
  26. Обидчив ли ты?
  27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
  28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
  29. У тебя бывают головокружения?
  30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
  31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
  32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
  33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
  34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
  35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
  36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
  37. Тебе часто снятся страшные сны?
  38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
  39. Тебя легко огорчить?
  40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
  41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывании?
  42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
  43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
  44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
  45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?
  46. Ты любишь часто ходить в гости?
  47. Бывают ли такие моменты, когда тебя о чем-нибудь просят?
  48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
  49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
  50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
  51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
  52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
  53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
  54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
  55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?
  56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?
  57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
  58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
  59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?
  60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

КЛЮЧ

I. Экстраверсия (Э):
«Да»: 1,3,9,11,14,17,19,22,25,27,30,35,38,41,43,46,49,53,57. «Нет»:6, 33, 51,55, 59.
II. Невротизм (Н):
«Да»: 2,5,7,10,13,15,18,21,23,26,29,31,34,37,39,42,45,47,
50, 52,54,56,58,60.

III. «Ложь:
«Да»: 8,16, 24, 28, 36,44. «Нет»: 4,12, 20, 32, 40, 48-.
Нормативы для подростков 12—17 лет:
экстраверсия (Э) — 11 — 14 баллов;
ложь — 4 — 5 баллов;
невротизм (Н) — 10 — 15 баллов

Таблица типов

Данные по тесту Айзенка

 

 

Э в баллах

Н в баллах

1

0-4

0-4

2

20- 24

0-4

3

20-24

20-24

4

0-4

20- 24

5

0-4

4 -8

6

0-4

16-20

7

0-4

8- 16

8

4-8

0-4

9

8- 16

0- 4

10

16-20

0-4

11

20-24

4-8

12

20- 24

8- 16

13

20-24

16-20

14

16-20

20- 24

15

8- 16

20-24

16

4-8

20-24

17

16-20

4-8

18

4-8

16-20

19

4-8

4-8

20

16-20

16-20

21

12- 16

.8-12

22

8-12

8- 12

23

16-20

8- 12

24

12- 16

4-8

25

8- 12

4-8

26

4-8

8- 12

27

4-8

12- 16

28

8- 12

16-20

29

12- 16

16-20

30

16-20

12- 16

31

8- 12

12- 16

32

12- 16

12- 16

Характерологические

Пути коррекции

проявления

 

Тип № 1



Э: 0 4

Н: 0 – 4

Безмятежный, мирный, не­возмутимый. В группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хлад­нокровен.

Воспитателей беспокоят мало, а значит всегда страдают от невнимания педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе — повы­сить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному человеку. Же­лательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы. Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие.

Тип № 2



Э: 20 – 24

Н: 0-4

Радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит в успех. Легко прощает оби­ды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит   новизну. Пользуется всеобщей любовью. Однако, поверхностен, беспечен. Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результа­тов (увлекается, но быстро остывает).

Поощрять трудолюбие, ис­пользовать природный арти­стизм и склонность к новиз­не. Желательно исподволь приучать к настойчивости, дисциплине, организованно­сти (например, предлагая оригинальные задания). Ре­комендуется помочь органи­зовать время (какой-либо интересной работой).

Тип № 3



Э: 20 – 24

Н: 20 – 24

Активный, имеет хорошо развитые бойцовские качест­ва. Насмешлив. Стремится общаться со всеми «на рав­ных». Очень честолюбив. В случае несогласия с позици­ей более старшего принимает активно противоборствую­щую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес.

Основная тактика — подчерк­нутое уважение. Взаимоотно­шения следует строить на убеждении, спокойном доб­рожелательном тоне обще­ния. При аффективном по­ведении возможна ирониче­ская реакция. Не следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентиро­вать внимание на проблеме и на возможности решить её без особого эмоционального направления. Подросткам данного типа необходима возможность проявления ор­ганизаторских способностей, а также реализация энерге­тического потенциала (спор­тивные достижения).

Тип № 4

Э:0-4

Н; 20 – 24

Тип неспокойный, насторо­женный, неуверенный в се­бе. Ищет опеки. Необщите­лен, поэтому имеет смещен­ные оценки и самооценки. Высокоранимый. Адаптация идет длительно, поэтому дей­ствия замедленны. Не любит активный образ жизни. Со­зерцатель. Часто склонен к философии. Легко драматизирует ситуацию.

Стремиться поддержать. Ог­радить от насмешек. Выде­лять положительные сторо­ны (вдумчивость, склонность к монотонной деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного обще­ния, строгой временной рег­ламентации, а также не включенную в жесткую сис­тему субординации.

Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с людьми доброже­лательно-энергичными.

Тип №5

Э:0-4

Н: 4-8

Созерцателен, спокоен. Име­ет низкий уровень заинтере­сованности в реальной жиз­ни,  а значит и низкие достижения. Направлен на внутренние выдуманные или вычитанные коллизии. По­слушно-безразличен.

Остро нуждается в повыше­нии самооценки, это разру­шает безразличие и повышает уровень притязаний, а следо­вательно — качество работы или учебы. Желательно най­ти сильные стороны (способ­ности, задатки), чтобы как-то увлечь работой.

Тип № 6

Э:0-4

Н: 16 – 20

Сдержанный, робкий, чувст­вительный, стесняется в не­знакомой ситуации. Неуве­ренный, мечтательный. Лю­бит философствовать, не любит многолюдья. Имеет склонность к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать и драма­тизировать ситуацию. Тре­вожный. Часто пребывает в нерешительности, склонен к фантазиям.

Стараться поддерживать, опекать, подчеркивать перед группой положительные ка­чества и проявления (серь­езность, воспитанность, чут­кость). Можно увлечь идеей (например, помощи кому-то более слабому). Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.

Тип № 7

Э: 0 – 4

Н: 8 – 16

Человек скромный, актив­ный, направленный на дело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший, уме­лый помощник, но плохой организатор. Застенчив. Предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как пра­вило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато морали­зирующий.

В деятельности желательно предоставить свободный ре­жим; поощрять, это активи­зирует инициативу. Поста­раться раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке (по природе подчиняем). Избегать пуб­личной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет.

Тип № 8

Э: 4 – 8

Н: 0 – 4

Человек спокойный, склон­ный к общению в компани­ях. Эстетически одаренный. Скорее созерцатель, чем дея­тель. Уравновешенный. Без­различный к успехам. Любит жить «как все». Во взаимо­отношениях ровен, но глубо­ко переживать не умеет. Лег­ко избегает конфликтов.

Главная задача – активизиро­вать потребность в деятель­ности. Найти занятие, могу­щее заинтересовать (скорее, это нечто, связанное с худо­жественным проявлением). Поощрять успехи. Жела­тельно чаще общаться с под­ростком, обращая внимание на развитие социального ин­теллекта.

Тип № 9

Э; 8 – 16

Н: 0 4

Активный, жизнерадостный. Общительный. В общении неразборчив. Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонный к но­визне, любознательный. Со­циальный интеллект развит слабо. Нет умения строить адекватные оценки и само­оценки. Часто нет твердых принципиальных установок. Энергичен. Доверчив.

Режим желателен более же­сткий, мобилизирующий. Ус­тановить доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что за

ним наблюдают. Стремиться направлять энергию в полез­ное дело (например, увлечь глобальной идеей достичь че­го-то (поступить в престиж­ный ВУЗ и т.п.). Однако в этом случае необходимо вме­сте распланировать пред­стоящую работу, фиксиро­вать сроки и объемы и жест­ко контролировать выполне­ние. Желательно подростка данного типа ввести в состав группы или бригады с силь­ным лидером и позитивными установками.

Тип 10



Э: 16 – 20

Н:0-4

Артистичен. Любит развле­кать. Недостаточно настой­чив. Общителен. Неглубок. Уравновешен.

Поддержать усилия, направ­ленные на достижение инте­ресных целей (у самого хва­тает инициативы выбрать ка­кое-то занятие или цель, но не хватает упорства). Поощ­рять артистизм, но не допус­кать до клоунства.

Тип № 11



Э: 20 24

Н: 4-8

Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на риско­ванные развлечения. Не все­гда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Благороден. Часто эгоисти­чен. Обаятелен. Имеет орга­низаторские склонности.

Поощрять и развивать орга­низаторские склонности. Может быть лидером, но на­до контролировать. Удержи­вать от зазнайства.

Лидерское положение в кол­лективе легко выправляет в разболтанность, лень. Любит быть «на коне». Можно до­пускать коллективную кри­тику в случае необходимости.

Тип № 12

Э: 20 – 24

Н; 8 – 16

Легко подчиняется дисцип­лине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к ис­кусству и спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впе­чатлителен.

Лидер по натуре, как эмо­ционального, так и делового плана. Надо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и лич­ностном плане.

Тип № 13

Э: 20-24

Н: 16- -20

Сложный тип. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадостен. Не имеет, как правило, вы­сокой духовной направленно­сти. Погружен в житейские радости. Во главу угла жиз­ни ставит бытовые потребно­сти. Преклоняется перед пре­стижностью. Всеми силами стремится достичь удачи, ус­пеха, выгоды. Презирает не­удачников: Общительный, демонстративный. Жестко выдвигает свои требования.

Цель старшего — держать подростка в «рамках», так как тот склонен к зазнайству, подчинению себе окружаю­щих. Действовать лучше спо­койно и твердо. Выделять других, подчеркивая поло­жительно личностные качест­ва. Можно предположить роль организатора. При этом требовать выполнения обя­занностей. Желательно эсте­тическое воспитание.

Тип № 14

Э: 16 20

Н: 20-24

Властный, мнительный, по­дозрительный, педантичный. Всегда стремится к первенст­ву. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Яз­вительно-желчен. Склонен к насмешкам над более слабы­ми. Мстителен, пренебрежи­телен, деспотичен. Утомляем.

Нельзя относиться равно­душно. Можно относиться дружелюбно, можно с ирони­ей. Дать возможность занять лидерское положение, однако при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бума­гам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспи­тывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки.

Тип № 15



Э: 8 – 16

Н: 20 – 24

Вечно недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно-требователен. К яз­вительности не склонен. Лег­ко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздражите­лен. Завистлив. В делах не­уверенный. В отношениях — подчиненный. Перед трудно­стями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не имеет. Сверстниками коман­дует. Голос тихий, резкий.

Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоот­ношения. Это легче сделать, основываясь на мнительности данного человека. Можно интересоваться его самочув­ствием, успехами в довери­тельной беседе. В качестве какой-то общественной на­грузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантические свой­ства позволят делать ее хо­рошо). Поощрять за испол­нительность перед всем

коллективом, что позволяет как-то наладить отношения со сверстниками. Подростки такого типа требуют постоян­ного внимания и индивиду­ального взаимодействия.

Тип № 16

Э: 4 -8

Н: 20 24

Высокочувствительный тип, недоверчивый, затаенно-страстный, молчаливый, замкнуто-обидчивый. Само­любивый, независимый, име­ет критический ум. Песси­мист. Склонен к обобщенно­му мышлению. Часто — не­уверенность в себе.

В подходе желательны: обе­регающий режим, поощрения при одноклассниках, добро­желательность, уважитель­ность. Следует поддерживать справедливые критические суждения, но избегать разви­тия у подростка морализиро­вания и критиканства.

Тип № 17

Э: 16 – 20

Н: 4 – 8

Очень эмоционален. Востор­женный, жизнерадостный, общительный, влюбчивый. В контактах — неразборчив, дружески настроен ко всем. Непостоянен, наивен, ребяч­лив, нежен. Пользуется сим­патией окружающих. Фанта­зер. Не стремится к лидерст­ву, предпочитает интимно-дружеские связи.

Поддерживать положитель­ный настрой. Желательно развивать эстетические склонности, поддерживать увлечения (поощрять, инте­ресоваться, предлагать вы­ступить перед классом, груп­пой). Обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчивости, уровня при­тязаний).

Тип № 18



Э:4-8

Н: 16 20

Эмпатичный. Очень жалост­ливый, склонный поддержи­вать слабых, предпочитает интимно-дружеские контак­ты. Настроение чаще спокой­но-пониженное. Застенчивый. Неуверен в себе. Созерца­тель. Легко становится на­стороженным и подозритель­ным в неблагоприятных условиях.

Рекомендуется наладить ща­дящий развивающий режим. Контролировать исподволь, относиться спокойно-доброжелательно. Помогать в трудных ситуациях, какими в данном случае являются дос­тижение цели, формирование активной позиции, налажи­вание контактов (со сверст­никами и взрослыми). Ис­ключить публичное обсужде­ние, если возможны негатив­ные оценки.

Тип №19

Э: 4 – 8

Н: 4-8

Спокойный тип. Молчали­вый, рассудительный. За­медленно-деятельный, очень последовательный, самостоя­тельный, независимый, кро­потливый. Беспристрастный, скромный, низкоэмоциональ­ный. Иногда отвлечен от ре­альности.

У подростков данного типа надо постараться повысить самооценку, развить систему притязаний, раскрыть склон­ности и способности подрост­ка. Заинтересовать чем-то можно, дав какую-то работу с высокой личной ответст­венностью (деятельность должна быть больше связана с бумагами, чем с людьми). Подростки такого типа нуж­даются в советах по разным вопросам, но выраженных деликатно.

Тип №20

Э: 16 – 20

Н: 16   20

Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмо­ционально беден. Любит про­тивопоставлять себя коллек­тиву. Очень напорист в дос­тижении значимых для себя ценностей. Престижен. Часто фальшив. Практичен.

Режим взаимодействия мяг­кий, терпимый, чтобы не обострять негативные качест­ва. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли пере­вести энергетику в позитив­ное русло, а потребность в борьбе за первенство в при­емлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Во­влекать в позитивные соци­альные группы с сильным лидером.

Тип №21

Э: 12 – 16

Н: 8 – 12

Очень энергичен, жизнедея­телен. «Любимец публики». Считается, что подростки такого типа счастливцы. Дей­ствительно, они часто очень одарены, легко учатся, арти­стичны, малоутомляемы. Од­нако наличие этих качеств часто имеет негативные ре­зультаты. Подростки (и мо­лодые люди) с детства при­выкают, что им все доступно. В результате чего не учатся серьезно работать над дости­жением цели. Легко все бро­сают, часто прерывают дружбу. Поверхностны.

Имеют довольно низкий со­циальный интеллект.

Требуют доброжелательно-строгого отношения. В кол­лективе не стоит выбирать на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые по­ручения организаторского типа). Строго требовать вы­полнения поручений. Жела­тельно вместе с подростками найти какую-то значимую цель (например, овладеть иностранным языком), раз­бить на периоды срок испол­нения, расписать по времени задачи и контролировать вы­полнение. Это, с одной сто­роны, поможет добиться

поставленной цели, с другой стороны — приучит к упоря­доченной работе.

Тип 22



Э: 8-12

Н:8 12

Очень пассивно-безразличен. Уверен в себе. В отношении к окружающим жестко тре­бователен. Злопамятен. Час­то проявляет пассивное уп­рямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен, хладнокровен. К чужому мнению относится безразлич­но. Ригиден, предпочитает привычные дела и монотон­ность быта. Интонации речи маловыразительные. Малоэстетичен.

Создать у подростка ощуще­ние, что он интересен воспи­тателю, тренеру и т.п.. Сле­дует интересоваться мелоча­ми быта, самочувствия. Сре­ди общественных поручений желательно выбрать что-то, требующее аккуратного ис­полнения (ведение журнала или табеля, учет чего-то и т.п.). Хвалить за исполни­тельность. Помогать в выборе занятия (желательно индиви­дуальные, а не групповые виды спорта или художест­венной самодеятельности).

Тип №23



Э: 16-20

Н: 8 – 12

Общительный, активный, инициативен, увлекающийся. При этом умеет управлять собой. Умеет добиваться на­меченной цели. Честолюбив. Любит лидировать и умеет быть организатором. Пользу­ется доверием и искренним уважением окружающих. Характер легкий, эстетичен, ровно оживлён

Создать возможность лидер­ства. Помогать в решении групповых и индивидуаль­ных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производственная и общест­венная) была в разумных пределах.

Тип №24

Э: 12 – 16

Н: 4-8

Активный, уравновешенный тип. Энергичен. Средне-общителен. Привязчив к не­многочисленным друзьям. Упорядочен. Умеет ставить перед собой задачи и доби­ваться решений. Не склонен к соперничеству. Иногда обидчив.

Предпочитает спокойно дове­рительное отношение окру­жающих. Желательно отлаживание четких деловых контактов.

Тип № 25

Э: 8 – 12

Н: 4-8

Активен, иногда взрывчатый, иногда беспечно-веселый. Часто спокойно-безразличный. Инициативы почти не прояв­ляет, действует по указке. Пассивен в социальных кон­тактах. К глубоким эмоцио­нальным переживаниям не расположен. Склонен к мо­нотонной кропотливой рабо­те.

Желательно спокойно-дело­вое отношение. Находить и рекомендовать лучше инди­видуальные занятия. Хорошо справляется с администра­тивной работой.

Тип № 26

Э: 4 8

Н: 8 12

Спокоен, уравновешен, тер­пелив, педантичен. Честолю­бив. Целеустремлен. Имеет твердые принципы. Време­нами обидчив.

Любит доверительные отно­шения, спокойный темп ра­боты. Не склонен к пани­братству. Желательно поощ­рять при классе (группе) за аккуратность, исполнитель­ность. Работать над повыше­нием уверенности в своих силах.

Тип №27



Э: 4 – 8

Н; 12 16

Уравновешенно-меланхо­личен. Тонко чувствитель­ный. Привязчивый, ценит доверительно-интимные от­ношения, спокойный. Ценит юмор. В целом — оптимист. Иногда паникует, иногда впадает в депрессии. Однако, чаще спокойно-задумчив.

Создать обстановку активно-спокойной деятельности. Желательно избежать жест­кой регламентации. Рекомен­довать эстетические и лите­ратурные занятия.

Тип №28

Э: 8 – 12

Н; 16 20

Меланхоличный, честолюби­вый, упорный, серьезный. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Дружит с немногочисленны­ми друзьями. Необидчив, иногда мнителен. Самостоя­телен в решениях относи­тельно принципиальных во­просов, но зависит от близ­ких в эмоциональной жизни.

Рекомендуется направлять усилия на повышение само­оценки, укреплять уверен­ность в себе.

Тип № 29



Э: 12 16

Н:16 – 20

Жестко требователен к ок­ружающим: упрям, горд, очень честолюбив. Энерги­чен, общителен, настроение чаще боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть на ви­ду. Хладнокровен.

Взаимоотношения надо стро­ить на основе уважения, вы­сокой требовательности. Можно посмеиваться над не­достатками, если подросток заносчив.

Тип №30



Э: 16 20

Н: 12 – 16

Гордый, стремится к первен­ству, злопамятен. Стремится к лидерству во всем. Энерги­чен, упорен. Спокойный, расчетливый. Любит риск, непреклонный в достижени­ях. Не лишен артистизма, хотя и суховат.

Не допускать зазнайства. Поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в лидер­стве, не допускать команд­ный стиль отношений. Ней­трализовать озлобленность. Развивать социальный ин­теллект.

Тип №31

Э: 8 12

Н; 12 16

Застенчив, независтлив, стремится к самостоятельно­сти, привязчив. Доброжела­телен. С близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонен к глубоким доверительным от­ношениям. Избегает ситуа­ции риска, опасности. Не выносит навязанный темп. Иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивает­ся в своих поступках. В не­удачах обвиняет только себя.

Обеспечить спокойную доб­рожелательную обстановку. Стараться вовлекать в актив­ное решение деловых вопро­сов. Поощрять социальную активность, вовлекать в уча­стие в каких-либо мероприя­тиях (семинарах, конферен­циях и т.п.).

Тип №32

Э: 12 16

Н; 12 – 16

Честолюбив, неудачи не снижают уверенности в себе. Заносчив. Злопамятен. Энергичен. Упорен. Целеустрем­лен. Склонен к конфликтно­сти. Не уступает, даже если неправ. Мук совести не испытывает. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит только информатив­ность. Эмоционально ограни­ченный тип.

Не поддерживать в кон­фликтных ситуациях. Воз­действовать через честолю­бие. Отношения поддержи­вать ровные, пытаясь испод­воль развивать социальный интеллект.

Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 384 с.