Тест “Мои варианты выбора”

Тест Мои варианты выбора

Цель теста — помочь вам в выборе наиболее предпочтительного варианта профессии или места работы из уже имеющихся вариантов, с учетом наиболее важных для вас факторов выбора.


Его особенность заключается в том, что работа ведется с уже имеющимися вариантами выбора.

Желательно, чтобы к обсуждению вариантов дальнейшей траектории получения образования, места учебы и места будущей работы присоединились ваши родители.

Общий порядок работы по методике следующий.

1. На листе бумаги нужно нарисовать несложную таблицу (бланк): вверху по горизонтали будут записываться имеющиеся у вас варианты выбора, а слева по вертикали — те факторы и условия, которые важны при принятии решения (см. пример заполнения бланка).

Оптимальное количество рассматриваемых вариантов — от 2 до 7–9, т.е. столько, сколько может поместиться на обычном листе бумаги. Желательно, чтобы имеющиеся варианты были сформулированы как можно конкретнее.

2. Затем следует определить наиболее важные для вас факторы выбора (мотивационные факторы) и выписать их в таблицу. Для удобства на с. 29–32 приводится перечень таких факторов. Таким образом, в бланк заносятся 20–30 факторов. Главное — чтобы фиксируемые факторы были ясны и понятны вам.

При анализе тех или иных факторов попытайтесь ответить на следующие вопросы.

  • «Хотел(а) бы я, чтобы в моей будущей профессии (в образовательном учреждении, на работе) проявилось?..»
  • «Хотел(а) бы я, чтобы у меня была возможность того-то и того-то?»
  • «Хотел(а) бы я учесть во время своего выбора то-то и то-то?»
  • «Важно ли для меня при выборе то-то и то-то?» и т.п.

3. После того как в бланк будут внесены все важные для вас факторы, назовите из них 5–7 наиболее значимых для вас. Рядом с этими факторами слева проставьте отметку особой значимости — «x2» (коэффициент значимости), а их для наглядности подчеркните.

4. Далее оцените себя: насколько каждый из занесенных в бланк факторов соответствует имеющимся (также выписанным) вариантам вашего выбора. Для этого используется несложная шкала от 0 до 4 баллов:

0 баллов — фактор совершенно не соотносится с данным вариантом выбора;

1 балл — фактор соотносится с вариантом выбора, но очень слабо;

2 балла — фактор имеет некоторое соотношение с вариантом выбора;

3 балла — фактор хорошо соотносится с вариантом выбора;

4 балла — фактор очень хорошо соотносится с вариантом выбора.

5. После внесения в бланк баллов-оценок используется коэффициент значимости факторов — «x2», который ранее уже был проставлен рядом с такими факторами. Все выделенные факторы (особо значимые для вас) просто удваиваются (умножаются на «2»), т.е. рядом с их первоначальными баллами-оценками в бланк заносятся новые, увеличенные в два раза баллы (см. пример заполнения бланка).

6. После этого по каждому варианту (столбцу таблицы) подсчитывается сумма всех баллов, включая и удвоенные, и неудвоенные. Полученные результаты выписываются внизу таблицы, под соответствующими столбцами-вариантами. Вариант, набравший наибольшее количество баллов, скорее всего, является наиболее подходящим для вас.

Пример заполненного бланка

Коэффициент значимости — «x2»

Мотивационные факторы

Вариант 1: строительный колледж, специальность — монтажник

Вариант 2: экономический институт, специальность — бухучет

Вариант 3: торговать газетами («скоро в армию»)

Интуиция подсказывает

1

3

1

Одобрение отца

2

2

1

Способности позволяют

3

2

4

x2

Хотел бы проявить интеллект

2 (4)

3 (6)

2 (4)

Хотел бы проявить жизненный опыт

3

4

3

Хотел бы проявить самостоятельность

3

2

4

x2

Престиж

0 (0)

3 (6)

1 (2)

Легкость поступления в образовательное учреждение

3

1

4

Хорошая «атмосфера»

2

1

0

x2

Работа со знаковыми системами (предмет труда)

2 (4)

4 (8)

1 (2)

Оценка, контроль (цель труда)

1

2

0

Творчество (цель труда)

3

2

1

Теоретические (средства труда)

2

3

0

Бытовой микроклимат (условия труда)

1

4

0

x2

Самостоятельный труд (характер общения)

2

2

4

Клиенты, посетители (характер общения)

1

3

4

Невыраженная ответственность

2

1

1

Высокая зарплата (особенности труда)

1

4

2

x2

Изысканные отношения (особенности труда)

1 (2)

3 (6)

0 (0)

ИТОГО

40

62

37

Примечание. В скобках указаны баллы после удвоения.

Однако полученные результаты не следует переоценивать: это чисто количественные показатели привлекательности вариантов, они являются лишь основой для размышлений о выборе профессии, образовательного учреждения или места работы. У нас были случаи, когда ребята уже после проделанной совместной работы говорили, что методика помогла им лучше разобраться в том, чего они действительно хотят, а затем останавливались на варианте, который не набрал самого большого количества баллов.

Может оказаться и так, что методика с первого раза не позволит вам выявить наиболее предпочтительные варианты (например, все или многие варианты наберут примерно одинаковое количество баллов). В этом случае можно проанализировать, те ли факторы были выбраны, те ли факторы оказались особо значимыми для вас (правильно ли проставлен коэффициент «x2»), или вернуться к некоторым спорным баллам-оценкам. Повторное выполнение работы обычно занимает гораздо меньше времени, поскольку вы уже познакомились с порядком выполнения методики.

Получается, что более предпочтителен второй вариант.

При этом не обязательно выбирать ограниченное количество факторов, но из различных групп факторов называть столько факторов, сколько считаешь нужным, а может быть, и добавлять то, что важно и значимо для вас.

Перечень мотивационных факторов

I. Факторы общего порядка

1. Собственное желание:

  • осознанное, хорошо продуманное желание;
  • интуитивное предчувствие успеха.

2. Отношение (одобрение) близких людей:

  • папы;
  • мамы;
  • любимого человека;
  • друга (подруги) и др.

3. Собственные способности и возможности для реализации варианта, их соответствие каждому из вариантов.

4. Желание проявить те или иные качества (насколько данный вариант позволяет это):

  • физическую силу;
  • красоту, внешнюю привлекательность;
  • умение общаться;
  • интеллект;
  • чувство прекрасного;
  • волю, решительность;
  • самостоятельность;
  • нравственные качества;
  • общую эрудицию;
  • жизненный опыт и др.

5. Информированность, знание о том или ином варианте (знание того, чего ждешь).

6. Наличие (или, наоборот, отсутствие) друзей и знакомых на месте будущей учебы или работы.

7. Престиж данного образовательного учреждения или места работы.

8. Перспективность варианта.

9. Близость к дому.

10. Отсрочка от армии и др.

II. Характеристики возможного места учебы

1. Легкость (или, наоборот, сложность) поступления.

2. Легкость (или, наоборот, сложность) обучения.

3. Большая стипендия, льготы (можно уточнить, какие).

4. Наличие общежития.

5. Хороший социально-психологический климат («приятная атмосфера»).

6. Интересная производственная практика или стажировка.

7. Хорошее распределение (гарантированные места трудоустройства).

8. Культурная, спортивная жизнь.

9. Качественный преподавательский состав.

10. Отличная материальная база (кабинеты, лаборатории, электронная библиотека и др.).

III. Характеристики возможного места работы

1. Легкость трудоустройства.

2. Возможность дополнительного обучения или переподготовки за счет организации.

3. Возможность работать по контракту.

4. Хороший социально-психологический климат.

5. Социально-культурный быт (наличие своего санатория, медицинское обслуживание на работе, детские сады и ясли, льготы на проезд, различные культурно-развлекательные программы и т.п.).

6. Льготы (уточнить, какие именно).

7. Перспективы профессионального роста и построения карьеры.

8. Высокая официальная зарплата.

9. Возможность дополнительного заработка.

10. Возможность работать по совместительству.

11. Относительно свободный режим посещения.

12. Возможность использовать ранее приобретенный профессиональный опыт.

13. Легкость увольнения из организации.

14. Стабильная работа организации (без кадровых перестановок, массовых увольнений, риска банкротства и т.п.) и др.

IV. Характеристики выбираемых профессий

1. Предмет труда:

  • природа: животные, растения, организм человека;
  • материалы и заготовки;
  • дети;
  • взрослые люди;
  • техника;
  • транспорт;
  • знаковые системы (стабильные, меняющаяся информация);
  • художественный образ (красота).

2. Цели труда:

  • контроль, оценка, диагноз;
  • преобразование (материалов, человеческого сознания и т.п.);
  • творчество, изобретательство;
  • транспортирование;
  • обслуживание (поддержание в определенном состоянии);
  • собственное развитие и самосохранение.

3. Средства труда:

  • ручные и простые приспособления;
  • механические средства;
  • автоматические средства;
  • функциональные средства (зрение, слух, голос, физическая сила и т.п.);
  • теоретические средства (знания, способы мышления);
  • переносные или стационарные средства.

4. Условия труда:

  • бытовой микроклимат (стол, стул, офис и т.п.);
  • большие помещения с людьми (аудитории, торговые и концертные залы и т.п.);
  • обычный производственный цех;
  • необычные производственные условия (особая стерильность, режим влажности, температуры и т.п.);
  • экстремальные условия (риск для жизни и здоровья);
  • работа на открытом воздухе;
  • домашний кабинет.

5. Характер подвижности в труде:

  • преимущественно положение сидя;
  • преимущественно положение стоя;
  • длительная ходьба;
  • вынужденные статичные позы;
  • множество разнообразных движений;
  • высокая избирательная подвижность (в основном только рук, только головы, только ног и т.п.).

6. Характер общения:

  • минимальное общение (индивидуальный, самостоятельный труд);
  • работа с клиентами и посетителями;
  • обычный коллектив («свои люди», одни и те же лица и т.п.);
  • работа с аудиториями;
  • особая дисциплина и субординация;
  • небольшой замкнутый коллектив (вынужденно ограниченные контакты).

7. Характер ответственности в труде:

  • материальная ответственность;
  • моральная ответственность;
  • ответственность за жизнь и здоровье людей;
  • обычная (невыраженная) ответственность.

8. Особенности труда:

  • высокая официальная зарплата;
  • возможность дополнительного заработка;
  • возможность проявить власть;
  • изысканные отношения (особый профессиональный этикет);
  • встречи со знаменитостями;
  • частые командировки по стране;
  • загранкомандировки;
  • завершенный или промежуточный результат труда;
  • минимальные профессиональные вредности (уточнить, какие именно);
  • спокойная работа (минимальное нервное и физическое напряжение);
  • отсутствие сквернословия на работе;
  • увлекательная, экстремальная, рискованная работа;
  • ярко выраженная общественно полезная работа.

9. Минимальное профессиональное образование:

  • без специального профессионального образования;
  • краткосрочные курсы (от нескольких недель до нескольких месяцев);
  • начальное профессиональное образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование (вуз): специалитет, бакалавриат, магистратура;
  • ученая степень;
  • дополнительное профессиональное образование, переподготовка, дополнительная подготовка.

Многих ребят интересует, какая сфера трудовой деятельности для них наиболее предпочтительна, к каким средствам труда у них есть определенный запрос, стоит ли для дальнейшей профессиональной карьеры получать образование. Чтобы ответить на эти вопросы, мы предлагаем вам поработать с опросником «Перекресток профессий».

Пряжникова Е.Ю. Методика «Мои варианты выбора» // Пряжникова Е.Ю. Диагностические материалы для самотестирования учащихся. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011. – С. 26-32.