Тест “Самооценка психических состояний” (по Айзенку)

Тест

Иногда спланировать и воплотить положительные изменения в своей жизни нам мешают не столько внешние обстоятельства, сколько наши внутренние проблемы – неуверенность, тревожность, боязнь поменять хоть что-то (вдруг не получится?), неготовность выйти из зоны комфорта, отношение к окружающему миру, как к театру военных действий. Готов ли ты идти вперед или не уверен, что в нынешнем состоянии сможешь принять верное решение? Оценить актуальное состояние тебе поможет эта методика.


Инструкция

Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит – 0 баллов.

Описание состояний (Айзенк)

I

  • 1) Не чувствую в себе уверенности.
  • 2) Часто из-за пустяков краснею.
  • 3) Мой сон беспокоен.
  • 4) Легко впадаю в уныние.
  • 5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
  • 6) Меня пугают трудности.
  • 7) Люблю копаться в своих недостатках.
  • 8) Меня легко убедить.
  • 9) Я мнительный.
  • 10) Я с трудом переношу время ожидания.

II

  • 11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.
  • 12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
  • 13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
  • 14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  • 15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
  • 16) Я нередко чувствую себя беззащитным.
  • 17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
  • 18) Я чувствую растерянность перед трудностями.
  • 19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
  • 20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

III

  • 21) Оставляю за собой последнее слово.
  • 22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
  • 23) Меня легко рассердить.
  • 24) Люблю делать замечания другим.
  • 25) Хочу быть авторитетом для других.
  • 26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
  • 27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
  • 28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
  • 29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
  • 30) Я мстителен.

IV

  • 31) Мне трудно менять привычки.
  • 32) Нелегко переключать внимание.
  • 33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.
  • 34) Меня трудно переубедить.
  • 35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
  • 36) Нелегко сближаюсь с людьми.
  • 37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
  • 38) Нередко я проявляю упрямство.
  • 39) Неохотно иду на риск.
  • 40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Обработка результатов

Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
I. 1…10 вопрос – тревожность;
II. 11… 20 вопрос – фрустрация;
III. 21…29 вопрос – агрессивность;
V. 31…40 вопрос – ригидность.

Оценка и интерпретация баллов

I. Тревожность:
0…7 баллов – не тревожны;
8…14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;
15…20 баллов – очень тревожный.

II. Фрустрация:
0…7 баллов – не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;
8…14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;
15…20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

III. Агрессивность:
0…7 баллов – вы спокойны, выдержаны;
8… 14 баллов – средний уровень агрессивности;
15…20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

IV. Ригидность:
0…7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость,
8…14 баллов – средний уровень;
15…20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.

Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.