Тренинг «Управление профессиональной карьерой»

Тренинг «Управление профессиональной карьерой»

Цель тренинга. Формирование навыков построения и развития профессиональной карьеры.


Форма организации тренинга. Занятия проводятся в течение 6 дней по 4 часа каждое.

Количество участников тренинга. Занятия проводятся в группе численностью от 10 до 15 человек.

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

Цели занятия

· Ознакомление участников с правилами работы в группе, выработка групповых ритуалов.

· Ознакомление участников с основными принципами работы в тренинговых группах.

· Развитие представлений о том, что такое профессиональная карьера.

Содержание занятия

Участники тренинга рассаживаются в круг. После этого ведущий разъясняет собравшимся цели занятий и основные правила поведения во время тренинга.

После разъяснения целей и правил поведения во время занятий ведущий просит каждого назвать свое имя. После окончания процедуры знакомства руководитель может предложить участникам выработать ритуал приветствия, а затем выполнить несколько разминочных упражнений. По окончании их выполнения участники снова рассаживаются в круг. Каждый по очереди рассказывает о своих ожиданиях от участия в тренинге.

После этого участникам предлагается провести групповое обсуждение на тему «Профессиональная карьера — что это такое. Составляющие профессионального и карьерного успеха».

Примечание. Ведущий перед началом обсуждения предоставляет информацию участникам — что такое профессиональная карьера, какие бывают виды карьерного роста (вертикальный и горизонтальный).

Далее выполняется упражнение «Анализ моей жизненной ситуации». Упражнение выполняется по схеме «Анализ жизненной ситуации» (см. приложение 1).

Обсуждение полученных результатов проводится в маленьких подгруппах. Обсуждение целесообразно начинать с уточнения отдельных записей с тем, чтобы добиться понимания ситуации участниками подгруппы. Основной целью здесь является поиск имеющихся у человека и часто неявных возможностей.

При этом можно:

· мягко уточнить семейную ситуацию (семейное положение и проблемы):

– проблемы с мужем (женой);

– проблемы с родителями, детьми;

– места работы ближайших родственников;

– если человек переехал когда-то в это место — почему и откуда (частые причины: миграция из республик, необходимость ухода за престарелыми родителями, приезд на место проживания родственников);

· уточнить ситуацию со знакомыми и друзьями:

– есть ли среди них те, кто добился успеха (в каком виде деятельности)?

– есть ли успешные знакомые в других городах (в каком виде деятельности)?

Далее определяются направления, которые “складываются” по данному человеку, приоритетные интересы. Обычно бывает нетрудно выделить 2—3 таких направления. Здесь важно направить внимание на изменение сегодняшней ситуации и на то, что раньше было не нужно, а сейчас может быть востребовано на рынке труда. Выясните, кто из знакомых, родственников работает в близкой сфере, возможна ли помощь на начальном этапе с их стороны, хотя бы в области поиска информации, поддержки рекомендацией.

Затем проводится групповое обсуждение результатов участников группы. При обсуждении особое внимание необходимо уделить информации об:

· открытии новых организаций и фирм (в основном в сфере малого и среднего бизнеса);

· новых видах деятельности в данной местности;

· том, каких видов деятельности не хватает в данной местности.

На основе проведенного анализа генерируется идея о возможной сфере деятельности трудовой данного человека, намечаются пути реализации этой идеи.

В процессе обсуждения должны быть затронуты следующие вопросы:

· Для чего служит планирование профессиональной карьеры?

· Каковы характерные особенности трудоустройства и построения карьеры в настоящий момент?

Результатом совместного анализа по данной схеме работы должны стать первые домашние задания участникам группы. Они даются в виде конкретных и несложных шагов: пойдите туда, узнайте то-то, составьте такой-то список, разберитесь с этой информацией. Все задания должны быть простыми для данного человека. По ним ничего больше не надо придумывать — только сделать. Обсуждение полученных результатов производится на следующем занятии.

Заканчивается занятие выработкой ритуала прощания.

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ

Цель занятия

Формирование у участников умения выстраивать модель планирования профессиональной карьеры.

Содержание занятия

Занятие начинается с выработанного на первом занятии ритуала приветствия. Далее проводится разминка. Для разминки используется одно или два упражнения (см. приложение 10).

После этого участники рассаживаются в круг. Проводится рефлексия прошлого занятия — участники группы делятся впечатлениями от прошлого занятия. Ведущий выясняет, что именно сделано участниками тренинга по предложенным ранее заданиям.

Далее ведущий предлагает провести групповую дискуссию на тему «Как строить профессиональную карьеру для молодого человека — возможности и проблемы».

Одна из целей проведения дискуссии — подвести участников к мысли, что сложности в развитии профессиональной карьеры у молодого человека во многом зависят не от тяжелых жизненных обстоятельств, а от внутреннего настроя на жизненный успех или неуспех, а также от умения построить правильную модель своего профессионального развития.

Далее выполняется упражнение «Планирование профессиональной карьеры». Для выполнения упражнения используется «Модель планирования профессиональной карьеры» (см. приложение 2). В ходе выполнения задания используются результаты выполнения домашнего задания.

Участники разбиваются на подгруппы и проводят обсуждение результатов заполнения модели для каждого члена подгруппы. Далее следует групповое обсуждение полученных результатов.

В процессе обсуждения должны быть затронуты следующие вопросы:

· Какие сложности возникают у молодых людей после окончания образовательного учреждения?

· Каковы способы их преодоления?

В заключение занятия проводится итоговое обсуждение: что важного для себя я услышал на сегодняшнем занятии?

Занятие заканчивается ритуалом прощания.

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ

Цель занятия

Формирование у участников эффективной стратегии принятия решения.

Содержание занятия

Занятие начинается с выработанного на первом занятии ритуала приветствия. Далее проводится разминка. Для разминки используется одно или два упражнения (см. приложение 10).

После этого участники рассаживаются в круг. Проводится рефлексия прошлого занятия — участники группы делятся впечатлениями от прошлого занятия.

Проводится обсуждение на тему «Как принять правильное жизненное решение?». Перед началом обсуждения ведущий предоставляет информацию о том, что такое «умение принимать решение» и какие стили принятия решения бывают (см. приложение 3).

Основная мысль для обсуждения: «хорошее решение» — это всегда решение, правильное только для конкретного человека в определенной жизненной ситуации. Универсальных решений, пригодных для всех, не бывает.

Далее предлагается выполнить упражнение «Мой стиль принятия решения».

Упражнение «Мой стиль принятия решения»

Каждому участнику предлагается в течение 7—10 минут вспомнить и записать на бланке ответов 8—10 решений, которые он (она) принимал в жизни (необязательно профессионального плана). Затем проводится оценка — какой стиль при этом был использован.

Бланк «Лист ответов» находится в приложении 4.

Результаты обсуждаются сначала в подгруппах (3—4 человека), затем всей группой.

Далее участникам тренинга предлагается освоить алгоритм принятия эффективного решения. Для этого им раздаются листы с распечатанным «Алгоритмом принятия решений» (см. приложение 5). Каждый участник выбирает какую-то жизненную ситуацию, решение по которой он хотел бы принять в соответствии с «Алгоритмом принятия решений».

Обсуждение результатов происходит вначале в подгруппах, затем проводится групповое обсуждение.

В процессе обсуждения должны быть затронуты следующие вопросы:

· что было сложно, а что легко при выполнении задания?

· что вызвало наибольшее затруднение?

В заключение занятия проводится итоговое обсуждение: что важного для себя я услышал на сегодняшнем занятии?

Занятие заканчивается ритуалом прощания.

ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Цель занятия

Работа с жизненными ценностями и установками участников тренинга.

Содержание занятия

Занятие начинается с выработанного на первом занятии ритуала приветствия. Далее проводится разминка. Для разминки используется одно или два упражнения (см. приложение 10).

После этого участники рассаживаются в круг. Проводится рефлексия прошлого занятия — участники группы делятся впечатлениями от прошлого занятия.

Далее участникам дается задание — выполнить упражнение «Жизненные пути» (см. приложение 6).

После выполнения упражнения проводится общее групповое обсуждение результатов. Главная мысль, которую надо обсудить с участниками тренинга — каждый выбирает свой жизненный путь сам. Нет однозначно плохих, неправильных и правильных жизненных путей. В каждом из них обязательно будут свои плюсы и минусы. Но необходимо брать на себя ответственность за свой выбор. Мнение родственников, друзей, окружающих — это только информация для обсуждения, а не обязательное руководство к действию.

Далее выполняется задание «Кто Я?».

Ведущий предлагает всем участникам написать самостоятельно 20 ответов на вопрос «Кто я?». После выполнения задания проводится обсуждение. Ведущий предлагает:

· каждому поделиться, легко или трудно было выполнить это задание;

· каждому посчитать, сколько пунктов он уделил половой принадлежности (я — женщина), социальным ролям (я — мама), профессиональной сфере (я — инженер), коммуникативным характеристикам (я — общительная), внешности (я — нарядная), личным особенностям (я — робкая) и т.д.

Далее проводится анализ значимости каждой характеристики:

· для успешности трудоустройства;

· для построения профессиональной карьеры.

Далее проводится групповое обсуждение — какими способностями и умениями надо обладать, чтобы добиться поставленных жизненных целей?

Участникам предлагается список «Мои сильные стороны» (см. приложение 7). Из этого списка они должны выбрать не менее пяти пунктов, которые, как они считают, являются их сильными сторонами. Результаты заносятся в сводную таблицу.

Группа разбивается на подгруппы. В подгруппах проводится обсуждение — способствуют ли выбранные мной сильные стороны построению успешной профессиональной карьеры или работодатель ожидает чего-то другого? По результатам обсуждения в подгруппах проводится групповое обсуждение.

В заключение занятия проводится итоговое обсуждение: что важного для себя я услышал на сегодняшнем занятии?

Занятие заканчивается ритуалом прощания.

ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ

Цель занятия

Ознакомить участников с понятием «работа в команде» и сформировать у них некоторые навыки работы в команде.

Содержание занятия

Занятие начинается с выработанного на первом занятии ритуала приветствия. Далее проводится разминка. Для разминки используется одно или два упражнения (см. приложение 10).

После этого участники рассаживаются в круг.

Проводится рефлексия прошлого занятия — участники группы делятся впечатлениями от прошлого занятия.

Ведущий представляет участникам тренинга информацию — что такое работа в команде (см. приложение 9).

Далее участникам предлагается выполнить упражнение «Вавилон» (см. приложение 9). Затем следует обсуждение результатов выполнения упражнения:

· Что было легко и что сложно при выполнении задания?

· Какими качествами необходимо обладать, чтобы выполнять его эффективно?

Далее участникам предлагается выполнить несколько упражнений на развитие командной согласованности действий (см. приложение 9).

Далее следует обсуждение:

· Что помогло справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?

· На что вы ориентировались, когда принимали решение действовать?

Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других — это и есть работа в команде.

Для закрепления полученного результата предлагается выполнить упражнение «Авиакатастрофа в пустыне» (см. приложение 9). Проводится обсуждение результатов выполнения задания:

· Насколько легко или трудно вам было во время дискуссии отстоять свою точку зрения?

· Что помогало вам в этом и что мешало?

· Насколько комфортно вы чувствовали себя, работая в микрогруппе?

· Что способствовало созданию чувства комфорта, что мешало?

Далее участникам предлагают перечень различных деловых качеств и их просят ответить на вопросы:

· Какие качества востребованы для образования команды? Выберите из предложенного списка.

· Почему вы выбрали именно эти качества?

· Каким образом навык работы в команде повышает вашу эффективность и востребованность как специалиста?

В заключение занятия проводится итоговое обсуждение: что важного для себя вы услышали на сегодняшнем занятии?

Занятие заканчивается ритуалом прощания.

ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ

Цель занятия

Формирование у участников эффективной «линии жизни».

Содержание занятия

Занятие начинается с выработанного на первом занятии ритуала приветствия. Далее проводится разминка. Для разминки используется одно или два упражнения (см. приложение 10).

После этого участники рассаживаются в круг. Проводится рефлексия прошлого занятия — участники группы делятся впечатлениями от прошлого занятия.

Участникам предлагается выполнить задание «Линия жизни» (см. приложение 8).

После выполнения задания участники выставляют нарисованные ими графики. Далее следует обсуждение. Основная мысль для обсуждения:

· Можно ли стать хозяином жизненных ситуаций или бывают обстоятельства сильнее человека?

· Что надо сделать, чтобы развернуть неблагоприятную жизненную ситуацию в свою пользу?

Далее участникам предлагается выполнить задание «Поезд времени» (см. приложение 8). После выполнения задания следует обсуждение:

· Оправданно ли выражение «Всему свое время»?

· Можно ли упустить благоприятную ситуацию?

Далее ведущий предлагает каждому нарисовать «Солнце радости», а затем «Солнце благодарности».

«Солнце радости» — на каждом луче солнца рисующий указывает то, что его радует в данный момент жизни. Количество лучей неограниченно.

«Солнце благодарности» — на каждом луче солнца рисующий указывает, кому и чему он благодарен в своей жизни. Количество лучей также неограниченно.

Проводится обсуждение:

· Что было легче нарисовать «Солнце радости» или «Солнце благодарности»?

· Какие чувства возникли при выполнении этой работы?

В заключение занятия проводится итоговое обсуждение:

· Что важного для себя я услышал на сегодняшнем занятии?

· Что дало мне участие в тренинге?

Далее можно использовать упражнение «Чемодан» (см. приложение 10).

Занятие заканчивается ритуалом прощания.


Приложение 1

Схема анализа жизненной ситуации

Люди, которые производили впечатление

Специальности, которые производили впечатление

Хобби, которые когда-либо интересовали человека

Специальности, о которых мечтал в детстве, юности

Образование, которое человек получал в течение своей жизни

Специальности, по которым человек работал в своей жизни (если имеется опыт профессиональной деятельности)

Внешние обстоятельства, мешающие достижению жизненных планов (отсутствие образования, трудные жизненные обстоятельства, отсутствие желаемых мест трудоустройства, противодействие родственников)

Внутренние обстоятельства (идеи, убеждения, стереотипы восприятия, отсутствие способностей)

Пояснения к заполнению таблицы

Данные по каждому из пунктов должны быть указаны за всю прошедшую жизнь. Каждый человек может записывать ответы в любой последовательности, не обязательно в хронологическом порядке (как вспомнили, так и записали). Можно «перескакивать» с пункта на пункт: заполнить часть одной записи, перейти на другую, вернуться назад и т.д.

Пояснения по отдельным пунктам:

· Записываются все специальности, по которым не работал, не учился, о них не мечтал, но они вызывают уважение.

· Записываются все специальности и виды деятельности, по которым приходилось реально работать в течение какого-то времени, даже если нет соответствующей записи в трудовой книжке.

· Записываются все полученные виды образования, даже если нет соответствующего документа. Например, сюда относятся и различные виды повышения квалификации, обучение в кружках в детстве и т.д.

· Полное заполнение пункта «хобби» особенно важно: хобби — это то, что мы делаем с удовольствием, бесплатно и всегда достигаем конкретных результатов.

· «Люди, которые производили впечатление» — если записываются известные всем люди, достаточно указать фамилии. Если же этот человек не широко известен (например, собственная бабушка), то записывается, какое качество или качества (одно-два, но не все подряд) производили наибольшее впечатление (например, доброта и умение рассказывать сказки).


Приложение 2

Модель планирования профессиональной карьеры

Интересы

Способности

Ценности

Идеи

Места трудоустройства

Я-концепция

Сбор информации

Требования

Вознаграждения

Проверка реальностью

Принятие решения

Разработка плана построения профессиональной карьеры

Сбор информации

Первый шаг в планировании карьеры — это сбор идей о возможных работах и профессиях. Мы получаем эти идеи от наших родителей, друзей, родственников, знакомых, из газет, телевидения и наших собственных наблюдений и т.д. Это только идеи, которые предстоит анализировать и проверять, насколько они приемлемы и пригодны для нашего личного выбора. Получив идеи, мы начинаем собирать информацию — где можно трудоустроиться, каковы условия работы и что мы получим, устроившись работать в данное место. Нам надо узнать:

· требования: образование, профессиональные умения и навыки, опыт, личностные качества, необходимые для конкретной работы;

· вознаграждения: что вы собираетесь получить от данной работы (статус, деньги, независимость, престиж, безопасность, удовлетворенность от помощи другим, возможность профессионального роста, возможность карьерного роста и т.д.).

Блок «Сбор информации» должен быть уравновешен с блоком «Я-концепция», т.е. то, что у вас есть и что вы хотите, должно быть в равновесии с тем, что от вас потребуется, и с тем, что вы можете реально получить.

Я-концепция

Этот блок включает: «Интересы», «Способности», «Ценности». Существует много нужных и полезных вещей, которым учатся молодые люди и которые им затем помогают в жизни, но они также усваивают множество мифов и стереотипов, касающихся выбора профессии и возможностей профессионального роста, которые им мешают в дальнейшем полноценно реализовать себя.

Интересы:

· Прежде всего необходимо определить все, чем вы интересуетесь.

· Одни интересы серьезные и длительные, другие — неустойчивые. Не все ваши интересы обязательно будут реализованы в профессиональной деятельности. Некоторые их них связаны с семьей и хобби.

Для наилучшего представления результатов их заносят в таблицу «Интересы».

МОИ ИНТЕРЕСЫ

Чем мне интересно заниматься:

Слабо

Сильно

Ранг

К

Х

С

1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Примечание. К — карьера; Х — хобби, свободное время; С — семья.

Способности:

· Вы должны оценить не только свои способности, но и умения, которыми вы обладаете.

Результаты заносят в таблицу «Мои способности».

МОИ СПОСОБНОСТИ

Я могу делать:

Хорошо

Плохо

Ранг

К

Х

С

1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Примечание. К — карьера; Х — хобби, свободное время; С — семья.

Ценности:

· Ценности — это наши позиции, которые определяют наши поступки и наши стремления занять определенное место в обществе (статус, дружба, независимость, безопасность, власть и т.д.).

· Мы должны найти для себя способы уравновешивать ценности, связанные с профессиональной деятельностью и семейной жизнью.

Результаты заносят в таблицу «Мои ценности».

МОИ ЦЕННОСТИ

Что ценно для меня в жизни:

Слабо

Сильно

Ранг

К

Х

С

1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Примечание. К — карьера; Х — хобби, свободное время; С — семья.

Проверка реальностью

После того как мы собрали информацию о себе и предполагаемой работе, эта информация нуждается в практической проверке. Вам необходимо найти пути для сравнения своих представлений с реальностью. Для этого вы можете устроиться на летнюю работу или на работу на неполный рабочий день; поговорить с людьми, уже работающими в этой области; записаться на специальные курсы, найти информацию в Интернете и т.д.

Принятие решения

Следующий шаг — решить, действительно ли это та работа, которую вы хотите и которая вам подходит. Если вам кажется, что ответ «нет», необходимо повторить весь процесс сначала. Если ответ «да», то переходите к следующему шагу.

Результаты могут быть занесены в сводную таблицу.

ВЫБОР СФЕРЫ И ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предпочтительные профессии

Хочу быть … Хочу делать …

Почему?

1.

2.

3.

4.

5.

Отвергаемые профессии

НЕ хочу быть … НЕ хочу делать …

Почему?

1.

2.

3.

4.

5.

Разработка плана построения профессиональной карьеры

Выбрав цель, которую вы хотите достигнуть, необходимо продумать стратегию и тактику для ее достижения. Это может быть трудоустройство, профобучение, повышение квалификации, временная работа и т.д.


Приложение 3

Принятие решений

Решить какую профессию, работу выбрать всегда трудная задача в жизни любого человека. Умение принимать правильное и подходящее решение — это очень важное умение, необходимое не только для решения вопроса о карьере, но и для всех жизненных вопросов.

Вопрос для группы: что мы подразумеваем под понятием «принятие решения?»

Резюме:

· решения основываются на наших позициях и системе ценностей;

· решения имеют далеко идущие последствия;

· наши решения оказывают важное влияние не только на нашу жизнь, но и на жизнь других людей.

Что такое правильное (верное) решение?

Наши проблемные ситуации — это не математические задачи, поэтому говоря о хорошем решении, мы имеем в виду, что это решение правильное для конкретного человека и для определенной ситуации. Мы должны помнить, что решение, как бы хорошо оно не было продумано и просчитано, не дает никаких гарантий относительно его правильности. То есть мы можем проанализировать всю имеющуюся у нас информацию на данный момент и лишь попытаться спрогнозировать ситуацию в будущем.

Стили принятия решений

Они не только различны для разных людей, но и могут быть различными у одного и того же человека в зависимости от ситуации.

Импульсивный — выбирает первое пришедшее в голову решение.

Интуитивный — решение основано на чувствах, на интуитивном представлении о правильности выбора.

Расчетливый — исследуются и просчитываются все возможные альтернативы и последствия прежде, чем решение будет принято.

Мучительный — выбор совершается в ситуации психологического стресса, вызванного противоречивыми чувствами между необходимостью принимать решение и боязнью принять неправильное (ошибочное) решение.

Оттягивающий — решение принимается в последний момент, когда тянуть дальше нельзя.

Парализующий — неспособность самостоятельно принять решение и позволение другим (или времени) решать за себя.

Соглашательский — соглашение с тем, что предлагает другой человек, значимый для вас.

Фатальный — принятие решения, обоснованного на убеждении, что результат предопределен заранее и невозможно контролировать и влиять на ситуацию.

Отсутствие решения — решение не принимать никаких решений.

Люди отличаются друг от друга в том числе и по временным характеристикам (время, необходимое для принятия решения): одни быстро принимают решения, другие же первоначально занимаются сбором информации, затем ее анализируют и только потом что-либо решают.

Основные принципы принятия решений

1. Определение. Я должен определить, какую проблему мне нужно разрешить и какого типа решение предстоит принять.

2. Альтернативы и оценки. Раз мне предстоит сделать выбор, то необходимо выдвинуть как можно больше вариантов, а затем оценить каждый их них — возможные выгоды и потери, последствия. (Выбор делается на основе выработанных мной критериев.)

3. Самостоятельность. Я должен быть независим от других насколько это возможно. Только я могу оценить, что для меня лучше. (Когда тот, с кем вы консультируетесь, дает совет или говорит, чтобы он/она сделал/а на вашем месте, помните, что этот человек не вы. Вы принимаете решение. которое соответствует вашим потребностям и вашей системе ценностей.)

4. Риск. Мне необходимо определить «золотую середину» между слишком осторожным и слишком рискованным решением. У каждого свои представления об опасном и безопасном, но может быть, иногда стоит расширить свою границу риска.

5. Время. Я должен определить временны¢е рамки, в течение которых следует принять решение (откладывание на последнюю минуту, импульсивность, недостаток времени — наиболее типичные ошибки).

6. Ответственность. Только я несу ответственность за свое решение и возможные последствия. Если я позволяю другим принимать решение за меня, я избегаю чувства вины за ошибку, но не являюсь хозяином своей судьбы.

7. Ценности. Мои решения детерминированы моей системой ценностей. Прояснение моих ценностей поможет мне принимать ответственные решения.


Приложение 4

Бланк ответов к упражнению «Мой стиль принятия решения»

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество плюсов в каждом из столбцов. По максимальному баллу и определяется наиболее предпочтительный стиль.

Стиль принятия решений

Решения, которые я принял

и

м

п

у

л

ь

с

и

в

н

ы

й

и

н

т

у

и

т

и

в

н

ы

й

р

а

с

ч

е

т

л

и

в

ы

й

м

у

ч

и

т

е

л

ь

н

ы

й

о

т

т

я

г

и

в

а

ю

щ

и

й

п

а

р

а

л

и

з

у

ю

щ

и

й

с

о

г

л

а

ш

а

т

е

л

ь

с

к

и

й

ф

а

т

а

л

ь

н

ы

й

о

т

с

у

т

с

т

в

и

е

ре-

ше-

ния

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Приложение 5

Алгоритм принятия решений

Для принятия решения следует рассмотреть жизненную ситуацию по следующей схеме:

1. Вопросы

А. Какая проблема или ситуация?

В. Какое решение нужно принять?

С. Когда, к какому сроку решение должно быть принято?

2. Ценности

А. Насколько важно данное решение? (Имеет ли оно далеко идущие последствия? Влияет ли оно на других людей?)

В. Каких результатов я хочу достичь?

Обязательные: не могут быть изменены.

Желаемые: изменения возможны.

3. Оценка

А. Каковы альтернативные решения?

В. Каковы последствия каждой альтернативы (риски):

· Для вас?

· Для других людей?

С. Как каждая альтернатива соотносится с обязательными и желаемыми результатами?

Д. Есть ли возможность объединить альтернативы, чтобы повысить выгоды?

Сводная таблица ответов по пункту «Оценка»

Альтернативы

Риски

Выгоды

1.

2.

3.

4.

5.

4. Действия

А. Какое решение наилучшее для вас?

В. Какой выбор / решение на втором месте?

С. Запасной план, если произойдет что-либо непредвиденное.

Приложение 6

Упражнение «Жизненные пути»

Для обсуждения предлагается семь вариантов жизненных путей.

Задание: определить преимущества и недостатки каждого жизненного пути.

Жизненные пути

1. Получение образования — работа — построение собственного бизнеса — женитьба и рождение детей.

2. Замужество и работа — образование и воспитание детей — работа, когда последний ребенок пойдет в школу.

3. Образование — замужество — воспитание детей — домохозяйка.

4. Образование — замужество и работа — воспитание детей и работа неполный рабочий день.

5. Образование — замужество и работа — воспитание детей с помощником (няня, бабушка…) и работа.

6. Образование — замужество — решение не иметь детей — работа.

7. Образование — работа — отказ от женитьбы (замужества).

Группа разбивается на столько подгрупп, сколько стилей было выбрано. Если несколько стилей выбрал только один человек, эти люди объединяются в одну подгруппу. Время работы — 30 минут. Затем в течение 5—7 минут каждая группа выносит на общее обсуждение всех участников найденные плюсы и минусы каждого стиля.



Приложение 7

СПИСОК «МОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ»

Способность к конструированию и изобретательству.

Исполнительность.

Умение работать в команде.

Способность руководить командой.

Умение работать самостоятельно.

Способность находить общий язык с другими людьми.

Готовность идти на риск.

Умение подавать товар лицом, убеждать других.

Расчетливость.

Хорошая память.

Умение аккуратно и с толком обращаться с деньгами.

Золотые руки.

Готовность менять привычную рутину.

Быстрая реакция.

Доброжелательность.

Умение собирать и систематизировать информацию.

Умение решать проблемы.

Твердый характер.

Умение налаживать контакт с другими людьми

Организаторские способности.

Математические способности.

Умение красноречиво говорить и писать Способность находить ответы на поставленные вопросы.

Умение планировать.

Умение вводить в курс дела и сообщать необходимые сведения.

Умение формулировать проблему.

Умение принимать решения.

Умение помогать другим.

Умение контролировать.

Умение управлять работой других.

Умение чинить, ремонтировать вещи.

Умение пользоваться инструментами.

Умение пользоваться машинами/ оборудованием.

Умение четко выполнять полученные инструкции.

Умение читать чертежи.

Умение слушать

Мои сильные стороны

Примеры того, как я их применял на практике

1.

2.

3.

4.

5.


Приложение 8

Упражнение «Линия жизни»

Каждый участник тренинга получает чистый лист бумаги, цветные карандаши для создания цветовой гаммы рисунка.

Ведущий: «Используя лист бумаги, нарисуйте поворотные события и укажите возраст (возрастной период). Рисуя свой жизненный путь, особое внимание уделите возрастным периодам: 0—5 лет, 5—12, 12—18, 18—22, 22 — по настоящее время. Если данное событие является для вас положительным, то “линия жизни” направляется вверх, если отрицательным — вниз».

Пример

Замужество

21 год

Окончание вуза

вуз

22 года

Школа

18 лет

Смерть отца

Детский сад

7—17 лет

22 года

Отсутствие достойной работы

5 лет

23 года

Упражнение «Поезд времени»

Закройте глаза и представьте, что будет с вами через 1 год, 3 года, 5 лет, 10 лет. Мечтать можно обо всем. В помощь обозначены основные «пункты»:

1. Работа — карьера.

2. Образование.

3. Семья.

4. Дети.

5. Материальные блага.

6. Интересы — хобби.

Результаты запишите в таблицу.

События

Через 1 год

Через 3 года

Через 5 лет

Через 10 лет

1

2

3

4

5

6

7


Приложение 9

Информационные материалы «Работа в команде»

Существует много видов профессиональной деятельности, требующей от специалиста наличия навыков работы в команде. Понятие «работа в команде» подразумевает следующие умения:

· быстро адаптироваться в новом коллективе и выполнять свою часть работы в общем ритме;

· налаживать конструктивный диалог с сотрудниками;

· аргументированно убеждать коллег в правильности предлагаемого решения;

· признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения;

· делегировать полномочия;

· как руководить, так и подчиняться в зависимости от поставленной перед коллективом задачи;

· сдерживать личные амбиции и приходить на помощь коллегам;

· управлять своими эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий/антипатий.

Упражнение «Вавилон» (по К. Фоппелю)

Материалы

Ведущему потребуется стопка карточек — столько, чтобы каждый участник получил по одной плюс еще несколько дополнительных. Вы легко можете изготовить такие карточки самостоятельно, если отпечатаете на компьютере буквы алфавита и наклеите их, например, на картонную основу. Буквы должны быть прописными, высотой не менее 3 см, чтобы их можно было легко прочитать со сравнительно большого расстояния. Кроме того, сделайте еще четыре карты, на которых нарисуйте звездочки, — это будут ваши джокеры, то есть карточки, способные заменить любую букву. Сделайте также дополнительные карточки для гласных и для особенно часто встречающихся букв.

Выполнение упражнения

Перемешайте карточки и раздайте игрокам по одной. Если вы проводите игру в маленькой группе, то после каждого круга игры перемешивайте карточки и раздавайте заново. Таким образом, игра будет интересной даже в маленьких группах. Когда каждый игрок получит по карточке, объясните правила.

Вы даете сигнал к старту, и у каждого есть минута, чтобы найти трех других игроков, чьи карточки вместе с его собственной образуют какое-нибудь любое слово из четырех букв (слова ведущим не задаются). Обязательно напомните игрокам, что джокер — звездочка — заменяет любую букву.

1. Как только все четверо игроков нашли друг друга, они должны выстроиться в ряд и поднять над головой свои карточки так, чтобы можно было прочесть получившееся слово.

2. По истечении минуты вы говорите «Стоп!» В этот момент все стоят там, где застал их ваш сигнал (если вы работаете с очень большой или слишком темпераментной группой, лучше подавать сигнал при помощи гонга, свистка или чего-то подобного).

3. Дайте тем участникам, которые сумели составить слово, две минуты для того, чтобы рассказать о том, как они оказались в подгруппе.

4. Тем участникам, которые не составили слов, тоже предложите объединиться в подгруппу.

5. Когда все участники таким образом оказались в группах, подойдите к каждой и посмотрите на продукты их творчества. Прокомментируйте это с юмором.

6. Через минуту начните игру заново: прежние четверки распадаются и каждый ищет глазами трех новых игроков, с которыми он может составить слово. Второй раунд также длится минуту, после чего Вы останавливаете игру.

7. Лучше всего провести от шести до восьми раундов, чтобы у каждого участника была возможность хотя бы один раз составить слово. Не забудьте после игры собрать карточки.

Упражнение «Командная согласованность»

Вариант 1

Инструкция. «Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду считать “раз, два, три” и на счете “три” все одновременно выбрасывают пальцы. Какое-то время, достаточное для того, чтобы понять, справились ли мы с задачей, не отпускаем руки. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку».

Вариант 2

Инструкция. Участники садятся по кругу. «Я буду называть числа. Сразу же после того как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю “4”, то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть вы сможете только после того, как я скажу “спасибо”. Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Вариант 3

Инструкция. «Попытаемся воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной вам песни или стихотворения. Например, “Буря мглою небо кроет”. Каждый по очереди произносит по одной букве слова (“Б-У-Р-Я…”). В конце слова — все встают, на знак препинания — топают ногой, в конце строки — хлопают в ладоши. Еще одно условие выполнения задания: кто ошибется — выходит из игры. Начинаем по кругу. Итак, первый участник произносит первую букву, второй — вторую и т.д. Не забывайте о знаках препинания. Начали!»

Рекомендации. В ходе выполнения задания ведущий блокирует попытки участников группы обсудить работу.

Упражнение «Авиакатастрофа в пустыне»

Ведущий дает инструкцию участникам тренинга. «Ситуация: время — середина июля, 10 часов утра. Вы только что пережили аварийную посадку самолета в песчано-каменистой пустыне, на котором летели. Все пассажиры остались невредимыми. Летчик и второй пилот погибли. Однако вам стало известно, что вы находитесь примерно в 100 км на юго-запад от рудника — ближайшего человеческого жилья.

Непосредственные окрестности являются довольно плоскими, только местами растут бочкообразные и древообразные кактусы, которые выглядят очень колючими.

В последней метеосводке сообщалось, что в пустыне температура достигает 40°С в тени, а это значит, что на уровне 30 см над почвой следует ожидать 47°С.

Проблема. Прежде чем самолет загорелся, удалось спасти 15 предметов. Ваша задача заключается в установлении такой последовательности этих предметов, чтобы самый жизненно важный предмет занял первое место, а наименее важный предмет получил позицию 15. Все предметы необходимо привести в определенную последовательность. Одновременная привязка нескольких предметов к одному месту недопустима.

Задача. Каждый в индивидуальном порядке осуществляет установление последовательности этих 15 предметов. Затем группа делится на подгруппы по 4—5 человек для совместного обсуждения и принятия общего решения по ранжированию данных предметов в порядке их значимости. Завершив это, представитель каждой подгруппы зачитывает список всей группе.

Перечень предметов:

1) карманный фонарик;

2) перочинный нож с выскакивающим лезвием;

3) авиационная карта района аварии;

4) большой полиэтиленовый плащ;

5) магнитный компас;

6) санитарный ящик с марлевыми салфетками и бинтами;

7) пистолет калибра 7,65 заряженный;

8) парашют красно-белого цвета;

9) флакон с 1000 таблетками соли;

10) 2 л воды на каждого;

11) книга о съедобных животных пустыни;

12) солнечные очки на каждого;

13) 2 л водки на каждого;

14) одно пальто на каждого;

15) карманное зеркальце.


Приложение 10

Упражнения для разминки

Упражнение 1

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция. «Представим себе, что мы все — большой арифмометр. Считает он так: кто-то из нас называет число, следующий, сидящий рядом (будем двигаться по часовой стрелке) — снова число и т.д. Числа будут чередоваться со знаками, и любой участник группы, который должен назвать знак, может сказать: “равно”, и тогда его товарищ, чья очередь говорить, должен будет назвать результат вычислений.

Например: я говорю “семь”, Лена — “плюс”. Катя — “восемь”, Юра — “минус”, Олег — “два”, Оля — “равно”, и Таня называет число “тринадцать”. Следующий участник, т.е. Наташа, снова называет знак, и счет продолжается. Для упрощения задачи можно договориться о том, что арифмометр может только складывать и вычитать и делает это в пределах, например, пятидесяти».

Если в кругу четное количество участников, то одни все время будут называть числа, а другие — знаки, поэтому после двух-трех кругов можно начать упражнение снова, предложив тому, кто называл до этого знаки, назвать первое число.

В ходе выполнения упражнения ведущий побуждает участников считать быстрее.

Упражнение мобилизует внимание, позволяет быстро включить участников в ситуацию тренинга, например, после короткого перерыва. При кажущейся на первый взгляд простоте далеко не всеми это задание выполняется с легкостью. Как правило, затруднения возникают у людей с недостаточно развитой способностью к концентрации внимания. В ходе упражнения они получают возможность осознать это и попытаться исправить свой недостаток.

Упражнение 2

Участники становятся в круг.

Инструкция. «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к середине круга. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как ведущий убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Ведущий тоже принимает участие в упражнении, но при этом во время «распутывания» активного участия в поиске вариантов не принимает. Во время выполнения упражнения в группе достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае ведущий должен спокойно сказать, что задача — решаемая, «распутаться» можно всегда.

Упражнение может завершиться одним из вариантов:

1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это не важно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Когда задача выполнена, можно обратиться к группе с вопросами:

· Что нам помогло справиться с поставленной задачей?

· Что можно было бы сделать иначе с тем, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей? (этот вариант является более предпочтительным, с нашей точки зрения).

В ходе обсуждения участники группы приходят к мнению, что успешно решать такую задачу в ходе совместной деятельности помогают доброжелательность, забота о том, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, и т.д.

Этот материал может быть полезен в содержательном плане, в то же время упражнение сплачивает группу. Однако в силу того что оно предполагает тесный физический контакт, использовать его надо с большой осторожностью. Если ведущий предполагает, что у кого-то из участников в результате проведения упражнения возрастет напряженность, от его проведения стоит воздержаться.

Упражнение 3

Все участники становятся в круг.

Инструкция. «Представьте себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так — тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и я время от времени буду называть какое-то число, например три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждой. Молекулы выглядят так — ведущий вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями)».

Во время выполнения упражнения, в котором ведущий участвует вместе с группой, он не называет таких чисел, когда один участник группы может остаться вне молекулы: например, 3 при общей (вместе с тренером) численности 10 человек. В конце упражнения ведущий называет число, равное количеству всех участвующих в упражнении. Когда упражнение завершено и все заняли свои места, ведущий может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Можем ли мы приступать к работе?» и т.д.

Упражнение 4

Участники садятся в круг.

Инструкция. «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано “СЛОН”, знайте, что у кого-то есть карточка, на которой тоже написано “СЛОН”.

Ведущий раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении). Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки “вашего” животного. Другими словами, что мы будем делать — мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговариваясь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, ведущий спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»

Этo упражнение проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение и снижается усталость. Оно споcoбствует дальнейшему раскрепощению участников, а также развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые были бы понятны другим. После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

Упражнение 5

Группа участников делится пополам (если в группе нечетное число участников, ведущий тоже принимает участие в упражнении), образуя две шеренги, и садятся лицом друг к другу так, чтобы напротив каждого кто-то сидел.

Инструкция. «Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна группа едет в одном автобусе, другая — в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете только молча, без слов, невербально. Времени на это у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый». Этот фрагмент упражнения может модифицироваться следующим образом.

Ведущий заранее может подготовить для каждого участника текст сообщения, которое надо передать. Это дает возможность учесть особенности и успешность в тренинге каждого участника. На первом этапе упражнения тренер предлагает одной шеренге выступить в роли передающих сообщение, а другой — в роли принимающих сообщение. Следует дать возможность участникам подготовиться к выполнению упражнения. Когда все готовы, тренер предлагает кому-либо из первой шеренги начать передавать информацию, а всех остальных просит внимательно смотреть. После того как информация передана, участник группы, кому она предназначена, говорит о том, как он понял то, что ему только что сообщили. Другие участники в это время могут высказывать свои версии вербализации данного текста. Это активизирует работу и позволяет приобрести более обширный материал для обсуждения, снижает напряженность. После этого передававший информацию говорит, правильно ли его поняли, и при необходимости вносит коррективы.

Упражнение 6

Все участники садятся по кругу.

Инструкция: «Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Всё делаем молча».

Когда все получат подарки (круг замкнется), ведущий обращается к тому участнику группы, который получит подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, ведущий обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает его о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Полученный материал позволяет обсудить идеи, относящиеся к закономерностям подготовки, передачи и приема информации в процессе общения. При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в поиске общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначного понимания признака «подарки», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере. Кроме результатов, работающих на содержательный план, улучшается настроение участников.

Упражнение 7

Участники садятся по кругу.

Инструкция. «Давайте скажем друг другу комплименты. Сделаем это так: тот, кто захочет начать, возьмет этот мяч, бросит его тому участнику круга, кого он выберет, и скажет этому человеку комплимент, и т.д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого». Ведущий очень внимательно следит за тем, чтобы мяч попал к каждому участнику группы.

Данное упражнение позволяет решать несколько содержательных задач. К ним, в частности, относятся возможности установления межличностной обратной связи в более определенной персонифицированной форме. И что особенно важно, эта обратная связь носит позитивный, поддерживающий характер. Так как подобные упражнения, как правило, проводятся на завершающей стадии работы группы (3—4-й день), то вызываемые ими позитивные эффекты способствуют переносу результатов тренинга на повседневную жизнь и деятельность его участников, «мониторингу процесса».

В то же время в ходе работы группы нередко возникают идеи, отражающие сложности установления обратной связи, формирования своих впечатлений, суждений, относящихся к проявлениям конкретных участников. Эти сложности иногда объясняются действиями ряда стереотипов. Например, высказывание позитивных впечатлений со стороны руководителя может выглядеть как проявление слабости, может прозвучать мысль о том, что комплименты говорят льстивые, манипулирующие другими людьми т.д. Поэтому выполнение этого упражнения в различных модификациях дает материал для обсуждения группой этих проблем, а также позволяет участникам «потренироваться» в установлении позитивной обратной связи, в нахождении адекватных формулировок для своих впечатлений.

Упражнение 8

Участники садятся по кругу.

Инструкция. «Я буду зачитывать вам разные высказывания, вы же должны будете написать ответы, используя сначала уточнение, потом пересказ, а потом — дальнейшее развитие мыслей собеседника». Характер зачитываемых группе высказываний может меняться в зависимости от ее состава. Например: «Вчера наш заведующий опять сделал мне замечание в присутствии моих сотрудников. Как будто я первый год работаю, и мне надо объяснять, как распределять обязанности в отделе. Надоело мне все это, давно пора покончить с этой нервотрепкой». Каждое высказывание можно прочитать три раза: первый раз с тем, чтобы участники написали ответ с использованием уточнения, второй раз — используя пересказ, и третий раз — дальнейшее развитие мыслей собеседника.

После того как все написали ответы, ведущий просит каждого или нескольких участников группы зачитать их ответы. При необходимости (если ответы не соответствуют предложенным для тренировки приемам) ведущий вносит коррективы сам или привлекает группу.

Данное упражнение позволяет его участникам осознать суть предложенных им приемов активного слушания, потренироваться в их использовании, что является первоначальным шагом на пути формирования умения слушать другого человека.

Упражнение 9

Участники садятся по кругу.

Инструкция. «Давайте все вместе нарисуем картину. Я возьму холст и нарисую на нем что-то, потом передам этот холст Тане (это участница группы, сидящая слева от тренера). Она возьмет ее и нарисует на ней то, что ей захочется, и скажет нам, что она нарисовала, затем передаст картину дальше». После того как ведущий убедится, что все участники группы поняли, как они будут «рисовать картину», он «берет» воображаемый холст в раме и говорит: «Я беру холст и рисую на нем линию горизонта», — и передает будущую картину участнице, сидящей слева. Ведущий внимательно слушает и запоминает, что нарисовал на картине каждый участник. Побывав у каждого участника, картина возвращается к ведущему, который «берет» картину и говорит: «И вот теперь я держу в руках эту картину и вижу на ней линию горизонта, которую нарисовал(а) я …».

И дальше ведущий проговаривает то, что нарисовал каждый участник группы, называя его имя и обращаясь к нему в этот момент. Например, «…вижу на ней линию горизонта, которую нарисовал(а) я, и море, кoтopoe нарисовала ты, Таня, и песчаный берег, который нарисовал ты, Игорь, и костер на берегу, который нарисовала ты, Лена, и …».

В результате проведения этого упражнения в группе возникает позитивный эмоциональный настрой, создается эмоциональное единство. Это упражнение дает лучшие результаты, если проводится на 3—4-й день работы группы, когда участники уже достаточно хорошо чувствуют друг друга.

Упражнение 11

Участники становятся по кругу.

Инструкция. «Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разнообразные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одной из таких традиций было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас мы будем бросать этот мяч друг другу со словами: “Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано…”, проговаривая текст, который, с вашей точки зрения, мог бы быть написан на футболкe человека, которому вы бросаете мяч. Тот, кому брошен мяч, должен сказать, согласен он надеть футболку с такой надписью или нет. Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у кого — нет. Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью».

Это упражнение лучше проводить, когда члены группы уже узнали друг друга, на третий день работы тренинговой группы.

Упражнение 12

Все участники садятся по кругу.

Инструкция. «Наша работа подходит к концу. Мы расстаемся. Однако перед тем как нам расстаться, соберем “чемодан”. Мы работали вместе, поэтому и собирать “чемодан” для каждого будем вместе. Содержимое “чемодана” будет особым. Так как мы занимались проблемами общения, туда “положим” то, что каждому из нас помогает в общении, и то, что мешает. “Чемодан” будем собирать в отсутствие человека, а когда закончим, то пригласим его и вручим “чемодан”. Он должен его взять и унести с собой, не задавая вопросов. Собирая “чемодан”, мы будем придерживаться некоторых правил:

1. В “чемодан” надо “положить” одинаковое количество помогающих и мешающих качеств.

2. Каждое качество будет “укладываться” в “чемодан” только с согласия группы. Если кто-нибудь из нас, хотя бы один, не согласен, то группа может попытаться его убедить в правильности своего решения, а если это не удастся сделать, качество в “чемодан” не “кладется”.

3. “Положить” в “чемодан” можно только те качества, которые проявились в ходе работы в группе.

4. “Положить” в “чемодан” можно только те качества, которые поддаются коррекции».

Для того чтобы сделать эту ситуацию более доброжелательной, не вызывающей обиды участников, не следует разрешать вручать собранный «чемодан» в виде записи. При планировании работы группы в последний день ведущий должен учесть, что на сбор «чемодана» в таком варианте уходит много времени: в среднем по 20 минут на каждого участника группы.

Солнцева В.А.