ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования
Черкасова Е.Л., Моргачёва Е.Н., Журавлёва Ж.И., Павлова А.С., Киселёва Н.Ю., Лагутина А.В.
Под редакцией: Черкасова Е.Л., Моргачёва Е.Н.
— М. : Педагогическое издательство “Национальный книжный центр”, 2014., 144 стр.
Учебно-методическое пособие знакомит специалистов и педагогов общеобразовательных организаций (школ) с общей характеристикой нормально развивающихся младших подростков; с особыми образовательными потребностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уровне основного общего образования. Разработан комплекс методических материалов – инструментарий по выявлению сформированности универсальных учебных действий (УУД) (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) как индикатора особых образовательных потребностей школьников, имеющих трудности в обучении. Особо акцентируется внимание на особых образовательных потребностях учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Книга адресована специалистам (учителям-логопедам, учителям-дефектологам, психологам), педагогам школ, руководителям общеобразовательных организаций и из заместителям (завучам), координаторам инклюзивного образования, а также студентам, магистрантам и аспирантам педагогических факультетов.
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Басилова Т.А., Богданова Т.Г., Волковская Т.Н., Солнцева Л.И., Ткачева В.В.
Под редакцией: (под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной)
— М. : Издательский центр “Академия” , 2013. , 336 стр.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация “бакалавр”). В нем представлены теоретические основы психодиагностики нарушения развития детей, охарактеризованы различные подходы и пути изучения детей с разными отклонениями в развитии, показаны методы и методики психолого-педагогической диагностики, особенности психодиагностической процедуры обследования детей с ограниченными возможностями развития. Предыдущее 5-е издание выходило под названием “Психолого-педагогическая диагностика”. Для студентов учреждений высшего профессионального образования.
Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений
Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г.
— М. : Издательский центр “Академия” , 2008. , 368 стр.
В учебном пособии, написанном специалистами МПГУ, Белгородского и Курского госуниверситетов, раскрываются теоретико-методологические, психолого-педагогические и организационно-содержательные основы непрерывного профессионального образования как социокультурного института; прослеживается единство и взаимосвязь основных этапов этого образования; характеризуются профессионально-личностное воспитание и развитие специалиста, а также профессионально-педагогическая культура преподавателя. Большое внимание уделяется вопросам экономики профессионального образования, представлены материалы, касающиеся его нормативного правового обеспечения. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно аспирантам, преподавателям и руководителям системы образования.
Интегративный лагерь для детей с двигательными нарушениями
Клочкова Е.В.
— М. : Генезис , 2008. , 48 стр.
В издании описывается модель реабилитационной программы интегративного лагеря для детей с тяжелыми двигательными нарушениями, их родителей, братьев, сестер, волонтеров и специалистов. Подробно обсуждаются методы активной физической реабилитации детей, принципы работы с родителями и программа для волонтеров. Издание представляет интерес для сециалистов по физической реабилитации, педагогов, социальных работников, психологов и других специалистов, работающих в службах помощи детям с нарушениями развития, а также руководителей системы социальной защиты, образования и здравоохранения, ответственных за организацию системы помощи детям-инвалидам и их семьям. Кроме этого, издание может быть полезно сотрудникам организаций, проводящих работу с волонтерами.
Школьная психологическая служба: работа с родителями
Хухлаева О.В.
— М. : Генезис, 2008., 156 стр.
Книга входит в серию изданий, посвященных основам работы школьной психологической службы. Работа с родителями является одним из важнейших направлений деятельности школьной психологической службы. В книге изложены цели, задачи и общие принципы организации такой работы, описаны ее групповая и индивидуальная формы, проанализированы обычно возникающие проблемы и барьеры. Кроме того. В книге представлены сценарии тематических семинаров и другие материалы, необходимые психологу для практической работы с родителями.
Школьная психологическая служба: работа с учащимися
Хухлаева О.В.
— M. : Генезис, 2010., 208 стр.
Издание “Школьная психологическая служба: работа с учащимися” открывает серию из трех книг, посвященных описанию работы школьной психологической службы, основная цель которой, по мнению автора, — создание условий для гармоничного развития детей и подростков, сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся. В книге представлены основные задачи и приемы работы с учащимися, приведены задания, упражнения и другие материалы, необходимые психологу для практической работы со школьниками. Издание адресовано школьным психологам.
Школьная психологическая служба: работа с педагогами
Хухлаева О.В.
— М. : Генезис, 2010., 192 стр.
Издание посвящено одному из направлений деятельности школьной психологической службы — работе с педагогами, основную цель которой автор видит в сохранении психологического здоровья педагогов. В книге описаны организационные основы психологической поддержки учителей, групповые методы работы с педагогическим коллективом, представлены сценарии тематических семинаров и тренингов и другие материалы, необходимые психологу для практической работы с педагогами.
Книга предназначена для школьных психологов.
Работа с детьми, перенесшими психологические травмы
Алексеева И.А., Новосельский И.Г., Жилина Э.В., Луполишина Т.В.
— СПб : Речь, 2012., 156 стр.
В книге представлена методика проведения группового коррекционного психологического тренинга для детей, перенесших психологические травмы: физическое, домашнее, сексуальное, эмоциональное насилие, переживающих утрату близких. Тренинг направлен на снятие у детей последствий психотравмирующих ситуаций и нервно-психического напряжения, на выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания, предоставление психологической помощи, отработку приемов и способов поведения в сложившейся ситуации.
Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка
Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М.
— М. : Генезис, 2012., 256 стр.
В пособии описана модель командного взаимодействия специалистов, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) общеобразовательной школы. Раскрыто содержание деятельности, приведены способы составления программ комплексной помощи учащимся с трудностями адаптации и обучения, а также детям с ограниченными возможностями здоровья.
Проанализированы типичные для школы случаи комплексной коррекции нарушений развития, представлена программа коррекционной работы как структурный компонент Основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Пособие предназначено психологам, дефектологам, логопедам, врачам, социальным педагогам, администрации общеобразовательных школ, координаторам по инклюзивному образованию, специалистам специальных (коррекционных) учреждений I–VIII вида, студентам дефектологических и психологических факультетов.