Установление статуса инвалида в любом возрасте человека осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы, а установление статуса лица с ослабленным состоянием здоровья осуществляется детям и подросткам до 18 лет психолого-медико-педагогической комиссией и представляют собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру.
Профессиональная диагностика и профессиональный подбор обеспечивают выбор профессии ребенка-инвалида и лица с ОВЗ, соответствующей его интересам, склонностям, задаткам профессиональных способностей, состоянию здоровья, а также конъюнктуре рынка труда.
Успешное профессиональное самоопределение имеет большое значение, если у молодого человека имеются отклонения в здоровье, так как неправильный выбор профессиональной траектории инвалидом и лицом с ОВЗ может привести к социальной дезадаптации и ухудшению здоровья.
Задача профориентации (профессиональной диагностики и профессионального подбора) – установить наиболее подходящие для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья виды работы, соответствующей его интересам, склонностям, задаткам профессиональных способностей, состоянию здоровья, а также конъюнктуре рынка труда.
Из норм ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (в ред. от 26.04.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что экспертиза профессиональной пригодности проводится для того, чтобы установить, может ли работник с учетом его состояния здоровья выполнять отдельные виды работ. Экспертиза потенциальной профессиональной пригодности инвалида и лица с ослабленным состоянием здоровья – это комплексная оценка ограничений трудоспособности инвалида, а также выявление факторов, вызывающих эти ограничения.
Экспертизу профессиональной пригодности могут проводить:
- медицинские организации;
- структурные подразделения медицинской организации либо иной организации независимо от организационно-правовой формы.
Согласно Конвенции о правах инвалидов и закону «Об образовании РФ» инвалиды и лица с ослабленными возможностями здоровья (ОВЗ) в РФ имеют право на образование (общее и профессиональное) в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации и абилитации инвалидов.
Следует учитывать, что Выпускники специальных коррекционных общеобразовательных учреждений получают свидетельство об окончании школы, которое не является документом об уровне образования. Такие дети в последствии могут учиться в профессиональных образовательных учебных заведениях, осуществляющих профессиональное обучение, поскольку обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования (ст.17, закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12).