Специальная психология

Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Кузьмина Т.И.
Под редакцией: Левченко И.Ю.

— М. : Педагогическое издательство “Национальный книжный центр”, 2016., 192 стр.

Книга посвящена вопросам психологического изучения самосознания при нарушении интеллекта. Охарактеризованы специфические методологические подходы к исследованию самосознания как регулятора социального поведения у лиц с легкой умственной отсталостью и пограничными формами интеллектуальной недостаточности на разных возрастных этапах. Отдельное внимание уделено описанию экспериментальных методик диагностики самосознания при умственной отсталости, подготовки и проведения комплексного психологического обследования, составления заключения и ведения документации.

К книге имеется электронное приложение, содержащее бланки с раздаточным материалом и таблицы описанных в издании методик.

Пособие будет полезно коррекционным педагогам и психологам, воспитателям, а также студентам психологических, педагогических, юридических специальностей.


Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья

Метиева Л.А., Удалова Э.Я.
Под редакцией: Левченко И.Ю.

— М. : Педагогическое издательство “Национальный книжный центр”, 2016., 192 стр.

В пособии раскрываются методические и организационые подходы к сенсорному развитию дошкольников и младших школьников. Представлены конспекты занятий, разработанные в соответствии с авторской программой по развитию психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников в условиях коррекционных образовательных организаций.

В электронном приложении к книге представлены раздаточный и демонстрационный материалы, необходимые для проведения занятий и способствующие более объемному восприятию программы ребенком.

Адресовано психологам, учителям-дефектологам коррекционных организаций, учителям начальных классов корреционно-развивающего обучения, студентам педагогических вузов, родителям.


Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти

Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти

Левченко И.Ю., Дубровина Т.И.

— М. : Педагогическое издательство “Национальный книжный центр”, 2016., 144 стр.

Книга посвящена совершенствованию коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР). Впервые рассматриваются аспекты этой работы с учетом особенностей памяти детей с ОНР. Книга содержит методы обследования памяти детей данной категории, описание вариативных особенностей их мнестической деятельности, методы развития памяти, технологии совместной работы логопеда и психолога в процессе преодоления ОНР.

Книга адресована логопедам, дефектологам, воспитателям дошкольных образовательных организаций, а также студентам педагогических вузов.


Технология психокоррекционной работы по развитию воображения слабослышащих дошкольников и младших школьников

Технология психокоррекционной работы по развитию воображения слабослышащих дошкольников и младших школьников

Ткачева В.В., Труханова Ю.А.

— М. : Педагогическое издательство “Национальный книжный центр”, 2013., 120 стр.

В пособии раскрываются теоретические основы развития воображения в детском возрасте и особенности его формирования у слабослышащих детей. Описана процедура психологического изучения воображения; представлен диагностический комплекс экспериментальных методик в авторской модификации, теоретически обоснованы психологические условия формирования творческого воображения у слабослышащих детей, а также методическое обеспечение функционала сурдопсихолога.

Прилагаемый CD-диск содержит материалы к диагностическому комплексу по исследованию, бланки, протоколы обследований, иллюстрации.

Пособие адресовано широкому кругу специалистов: психологам, дефектологам, педагогам, воспитателям специальных коррекционных учреждений I–II видов, учителям общеобразовательных учреждений, в которых обучаются дети с нарушениями слуха, работникам ПМПК. Может быть полезно студентам психологических, педагогических и дефектологических факультетов вузов, слушателям курсов повышения квалификации, а также родителям детей.


Психологическое изучение детей с нарушениями развития

Психологическое изучение детей с нарушениями развития

Левченко И.Ю., Киселёва Н.А.
Под редакцией: Левченко И.Ю.

— М. : Педагогическое издательство “Национальный книжный центр”, 2016., 152 стр.

Пособие посвящено актуальной проблеме выявления и изучения детей с нарушениями развития. В нем представлена диагностическая программа, описание диагностических методик, процедура обследования, способы обработки данных, образцы оформления документации.

К книге имеется электронное приложение с иллюстративным диагностическим материалом и бланками для обработки результатов.

Адресовано психологам массовых и специальных образовательных учреждений, центров реабилитации.


Детская психология

Детская психология

Эльконин Д.Б. Эльконин Д.Б.

— М. : Издательский центр “Академия”, 2011., 384 стр.

В учебное пособие включена широко известная, но до настоящего времени ни разу не переиздававшаяся работа Д.Б.Эльконина “Детская психология” (в свое время – первый в нашей стране учебник по этой дисциплине), а также его избранные статьи. В основной части книги охарактеризованы предмет и методы детской психологии, подробно рассмотрено психическое развитие ребенка с рождения до семи лет. Приведены результаты наблюдений и экспериментальных исследований отечественных ученых, давно ставших хрестоматийными для курса возрастной психологии. Дополнительно включенные в книгу статьи призваны ознакомить читателя с более поздними разработками Д.Б.Эльконина: его концепцией возрастной периодизации, важнейшими достижениями в изучении психологии детей раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть интересно и полезно педагогам, психологам, родителям.


Психология общения

Психология общения

Панфилова А.П.

— М. : Издательский центр “Академия”, 2013., 368 стр.

Учебник создан в соответствии с требованиями ФГОС СПО для укрупненной группы специальностей 050000 “Образование и педагогика” и может быть использован при освоении дисциплины “Психология общения” (ОГСЭ.02). В учебнике рассматриваются психологические аспекты коммуникативной компетентности; функции, модели и стили общения; специфика межличностного и делового общения в контексте группового взаимодействия и взаимовлияния; рассмотрены вербальные и невербальные средства общения, виды слушания и техники установления обратной связи; описаны сенсорные каналы и убеждающие технологии, устные и письменные коммуникации, характеризуются ролевое и конфликтное поведение, техники управления этими процессами и этические проблемы общения в организации. Изложение теории сопровождается тестами, практическими заданиями и интенсивными упражнениями, нацеленными на коммуникативный практикум и развитие у читателя конкретных умений и навыков, необходимых для эффективной коммуникации.

Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезен преподавателям, воспитателям, психологам, социальным работникам, менеджерам.


Специальная психология

Специальная психология

Лубовский В.И., Петрова В.Г., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. и др.
Под редакцией: В.И.Лубовского

— М. : Издательский центр “Академия”, 2009., 560 стр.

В учебном пособии представлены основные теоретические положения специальной психологии, общие закономерности нарушенного психического развития и охарактеризовано психическое развитие при разных типах дизонтогенеза. Многие фактические данные публикуются впервые. В заключительной главе книги представлены направления практического применения специальных психологических знаний и другие вопросы, относящиеся ко всем типам нарушенного развития.

Для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно школьным психологам и учителям, а также педагогам дошкольных учреждений.


Психология общения

Психология общения

Леонтьев А.А.

— М. : Издательский центр “Академия”, 2008., 368 стр.

Учебное пособие включает основополагающую книгу “Психология общения” доктора филологических и доктора психологических наук, академика РАО А.А.Леонтьева, не утратившую своего значения со времени первого издания в 1974 г., а также ряд работ автора, тематически к этому изданию примыкающих и раскрывающих проблемы общения на материале лекционной деятельности, искусства и массовой коммуникации.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно психологам и всем, изучающим общую и социальную психологию как профильные и непрофильные предметы.


Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. С приложением альбома Наглядный материал для обследования детей width=

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. С приложением альбома “Наглядный материал для обследования детей”

Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Разенкова Ю. А. и др.
Под редакцией: Стребелевой Е. А.

— М. : Просвещение, 2010.

Комплект включает описание различных методик, направленных на выявление уровня психического развития детей в каждом возрастном периоде от 2 до 7 лет. Определены критерии оценки познавательного развития ребенка и приемы количественной обработки собранных диагностических данных. В приложении к пособию находится необходимый для обследования ребенка иллюстративный материал. Комплект предназначен для специалистов медико-психолого-педагогических консультаций, педагогов, психологов, логопедов дошкольных образовательных учреждений.


Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития

Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития

Тригер Р.Д.

— СПб : Питер, 2008., 192 стр.

В книге представлен авторский подход к пониманию проблем социализации детей с задержкой психического развития. В ней впервые обобщены результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по проблемам общения детей с задержкой психического развития. Анализ экспериментальных данных позволил показать, что причиной существенных трудностей социализации и формирования личности этих дошкольников и младших школьников являются нарушения внутрисемейных отношений, прежде всего отношений в системе “мать–ребенок”. В издании рассматриваются условия, которые как благоприятствуют социализации детей с задержкой психического развития, так и, наоборот, ведут к школьной дезадаптации, сочетающейся с эмоциональными расстройствами. Адресовано практическим психологам, учителям, педагогам-дефектологам, руководителям образовательных учреждений, преподавателям педагогических, психологических, дефектологических факультетов университетов и педагогических колледжей.


Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна

Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна

Нестерова Г.Ф., Безух С.М., Волкова Л.Н.

— М. : Генезис, 2006., 120 стр.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших и средних педагогических и социальных учебных заведений, изучающих методологию и практику психолого-социальной работы с инвалидами, а также для широкого круга специалистов, занимающихся про­блемами абилитации людей с врожденными психофизическими анома­лиями, родителей детей с аналогичными проблемами. В пособии обобщены сведения о клинико-физиологических особенностях и психолого-социальных возможностях людей с хромосомной аномалией, приводящей к проявлению нарушений развития. Представлены фор­мы и методы психологического и социального обследования при соот­ветствующих психофизических и интеллектуальных нарушениях. Проанализирован опыт социальной и психологической абилитации детей и взрослых с синдромом Дауна как модели результативной психолого-социальной работы, опирающейся на данные всестороннего биологического, физиологического и социального анализа в качестве базы для создания и применения адекватных методов коррекции, развития воз­можностей их самостоятельной жизни и интеграции в общество, повышения роли родительских общественных объединений в решении этих задач.


Психологическая диагностика личности детей с ЗПР

Психологическая диагностика личности детей с ЗПР

Белопольская Н.Л.

— М. : Генезис, 2009., 192 стр.

В книге “Психологическая диагностика личности детей с ЗПР” одного из ведущих отечественных специалистов по психодиагностике детей с отклонениями в развитии изложен новый подход к интерпретации тестовых показателей интеллектуального развития. На основании теоретического анализа и серии оригинальных экспериментальных исследований предложена двухмерная модель интеллекта, включающая когнитивные и эмоционально-мотивационные компоненты. Выделены основные диагностические единицы самосознания детей. Высказана гипотеза о существовании зоны ближайшего эмоционального развития, оценка которой позволяет дать более адекватный прогноз развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Выводы автора подкрепляет многолетнее лонгитюдное исследование детей, прошедших подобную диагностику.


Детский аутизм и ABA : ABA (Applied Behavior Analisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения

Детский аутизм и ABA : ABA (Applied Behavior Analisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения

Шрамм НР.

— М. : Генезис, 2013., 208 стр.

Во всем мире для помощи детям с аутизмом более полувк-ка успешно используются научно обоснованные методы ABV (Applied Behavior Analisis), или прикладного анализа поведе­ния. Настоящее издание – первое в России, которое системно рассказывает о прикладном анализе поведения и позволяет читателям познакомиться с одним из наиболее эффективных его направлений — анализом вербального поведения.

Роберт Шрамм, сертифицированный специалист в области ABA, снабжает родителей методами и техниками, которые помогут скорректировать любое нежелательное поведение ребенка вне зависимости от тяжести расстройства, понять, как следует контролировать процесс обучения ребенка новым навыкам и как позволить ему стать более успешным в жизни.

Издание адресовано родителям и заинтересованным специалистам.


Детская патопсихология. Хрестоматия

Детская патопсихология. Хрестоматия

Состовитель: Белопольская Н.Л.

— М. : Генезис, 2010., 351 стр.

В хрестоматию по детской патопсихологии вошли работы ве­дущих отечественных психологов, а также дефектологов и пси­хиатров по всем основным разделам детской патопсихологии, опубликованные в периодической печати и труднодоступных изданиях. Тексты систематизированы по тематике и снабжены вводными пояснениями, обобщающими современные научные представления об особенностях психического развития детей при умственной отсталости, задержке психического развития, эпи­лепсии, шизофрении, аутизме, неврозах, психопатиях, генети­ческих заболеваниях, синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Хрестоматия является учебным пособием по курсам “Детская патопсихология”, “Дефектология”, “Специальная психо­логия”, “Психология аномального ребенка”. Предназначена для студентов психологических, педагогических и медицинских специальностей, будет полезна работникам детских садов, школ и специальных детских учебных заведений.


Психологическая помощь детям с проблемами в развитии

Психологическая помощь детям с проблемами в развитии

Мамайчук И.И.

— М. : Генезис, 2008., 224 стр.

В книге рассматриваются проблемы нарушений психического развития у детей, основные направления и методы психологической помощи. На основе многолетнего опыта научно-практической работы автор анализирует закономерности нарушений нервно-психического развития у детей, раскрывает специфику различных видов психологической помощи, описывает психокоррекционные техники для детей с различными формами и степенью тяжести нарушений психического развития.


Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения

Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения

Мамайчук И.И., Смирнова М.И.

— М. : Генезис, 2010., 384 стр.

В книге описаны основные подходы к психологической помощи детям и подросткам с расстройствами в поведении и направления психологического консультирования, коррекции, сопровождения детей и подростков с учетом формы расстройств, клинико-психологических и индивидуально-психологических характеристик. Особое внимание уделяется работе с семьей и близким окружением детей и подростков. Представлены приемы, направленные на формирование коммуникативных навыков, эмоционально-волевую регуляцию поведения, расширение репертуара поведенческих реакций. Пособие рекомендуется не только клиническим психологам, но и педа­гогам, родителям, клиницистам и всем, кого волнует будущее ребенка и под­ростка, проблемы их развития и воспитания.


Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитииПсихокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии

Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии

Мамайчук И.И.

— М. : Генезис, 2010., 400 стр.

В данном научно-практическом пособии излагаются различные психокоррекционные технологии, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития. Представленные технологии апробированы в процессе многолетнего опыта работы с детьми и подростками с проблемами в развитии. Книга будет полезна не только психологам, работающим в области клинической и возрастной психологии, но и родителям, педагогам-дефектологам, социальным работникам и другим специалистам.


Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст

Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст

Семаго М.М., Семаго Н.Я.

— М. : Генезис, 2010., 384 стр.

В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность. Впервые рассматриваются такие важные для эффективной деятельности диагноста понятия, как “узловые моменты развития” и “ключевые моменты обследования”, которые в значительной степени позволяют технологизировать и оптимизировать все этапы диагностики. Основную часть руководства составляют методики, используемые для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст). Каждая представленная методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения заданий, возрастные нормативы.

Руководство предназначено для педагогов-психологов, психологов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, в том числе ППМС-центров, специалистов ПМПК, клинических психологов в составе учреждений здравоохранения и специалистов учреждений социальной защиты.


Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности

Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

— М. : Генезис, 2011., 400 стр.

Книга адресована в первую очередь психологам-практикам, работающим в области специальной и клинической психологии детства, специалистам психолого-педагогического сопровождения детей с отклоняющимся раз­витием в образовательных системах. Кроме того, она будет интересна пе­дагогам и клиницистам, в том числе неврологам, психиатрам, педиатрам, другим специалистам здравоохранения.


Типология отклоняющегося развития. Книга 2. Недостаточное развитиеТипология отклоняющегося развития. Книга 2. Недостаточное развитие

Типология отклоняющегося развития. Книга 2. Недостаточное развитиеТипология отклоняющегося развития. Книга 2. Недостаточное развитие

Семаго М.М., Чиркова О.Ю., Семаго Н.Я.

— М. : Генезис, 2012., 288 стр.

Эта книга посвящена одному из четырех типов отклоняющегося развития — недостаточному развитию, его видам, вариантам и формам.

Краткое представление модели анализа психического развития (подробно авторская модель излагается в книге М.М. Семаго, Н.Я. Семаго “Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности”) предшествует подробному описанию типичных особенностей детей, относимых к разным подгруппам этого типа, возможных диагнозов других специалистов, специфики коррекционной работы, образовательного маршрута, прогноза развития и адаптации.

Книги адресованы в первую очередь психологам-практикам, работающим в области специальной и клинической психологии детства, специалистам психолого-педагогического сопровождения детей с отклоняющимся развитием в образовательных системах. Кроме того, они будут интересны и педагогам, и клиницистам, в том числе неврологам, психиатрам, педиатрам, другим специалистам здравоохранения.


Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция

Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция

Акимова М.К., Козлова В.Т.

— М. : Издательский центр «Академия», 2002., 160 стр.

В учебном пособии рассматривается специфика проявления природных психофизиологических особенностей (основных свойств нервной системы) в деятельности и поведении учащихся. Обсуждаются трудности обучения, возникающие по причине неблагоприятных проявлений свойств нервной системы. Анализируются превентивные меры и специальные приемы, которые могут быть использованы учителями и психологами для оказания помощи школьникам с крайними характеристиками свойств нервной системы.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям. Может быть полезно учителям, родителям и школьным психологам.



Библиотека