- Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в кабинет последним. Добивайтесь, чтобы все обучающиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите группу, особенно – недисциплинированных ребят. Старайтесь показать обучающимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
- Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе педагога записку с фамилиями отсутствующих.
- Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: “Кто не выполнил домашнее задание?” – это приучает обучающихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания – дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый обучающийся постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.
- Увлекайте обучающихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
- Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем обучающимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
- Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите обучающемуся над, чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
- Заканчивайте урок общей оценкой группы и отдельных обучающихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
- Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
- Удерживайтесь от излишних замечаний.
- При недисциплинированности обучающихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой группе.
- Вместе с начинающим педагогам глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.
- Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
- Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с обучающимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе.
- Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
- Посещать уроки молодого педагога с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.
- Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
- Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
- Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.
- Учить, не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.
- Заходите в техникум только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками ваших семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания…
- Помните: вы нуждаетесь в обучающихся так же, как они нуждаются в вас – каждый день, каждый урок!
- «Смертельный грех преподавателя – быть скучным». Так сказал И.Ф. Гербарт. Постарайтесь сделать свой урок незабываемым для обучающихся.
- Когда в ребенке гаснет искра успеха, он перестает интересоваться предметом. Старайтесь поддерживать огонь в душе обучающегося!
- Обучающийся перестает делать ошибки тогда, когда научится их исправлять. Не отказывайте обучающемуся в возможности исправить свои ошибки.
- Слово – это мощное оружие в руках преподавателя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегайте необдуманных слов!
- Не проходите мимо детских слез! То, что сейчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир.
- Обучающийся – это «пришелец» из семьи. Постарайтесь расположить к себе родителей своих обучающихся, ведь у вас с ними одна задача – учить и воспитывать. Пусть на смену выражению «ваш ребенок» придет выражение «наш ребенок». Родители это обязательно оценят.
- Ничто так не сближает педагогов и обучающихся, как совместное творчество. Пусть в вашей группе будет больше праздников!
- Улыбка открывает все двери! Улыбайтесь, открывая дверь в детские сердца! Улыбайтесь чаще.
1. Принципы профилактики суицидального поведения:
2. Три взаимосвязанных направления в профилактике суицида:
1) Просвещение родителей, которое осуществляется в виде лекций, бесед, интерактивных занятий, ролевых игр и включает три взаимосвязанных направления.
Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности ребенка (рассматриваются такие причины, как конфликты, общая атмосфера в семье, отношение родителей к ребенку и к его возможностям, особенности требований).
Второе направление касается влияния на детей страхов и тревог близких взрослых, их общего эмоционального самочувствия, их самооценки.
Третье направление демонстрирует значение развития у детей уверенности в собственных силах, ощущения собственной значимости. Основная задача такой работы – формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности у детей.
2) Просвещение педагогов. Здесь значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние оказывает тревожность на развитие личности ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для приобретения жизненного опыта. Кроме того, необходимо создавать жизнеутверждающее пространство в образовательной организации, поддерживать атмосферу, дружественную к ребенку.
3) Работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, адекватности переживаемых эмоций, умения вести себя в трудных ситуациях, в случае неуспеха. Особое значение при коррекционной работе отводится индивидуальным «зонам уязвимости», характерным для конкретного ребенка. Важное место занимает подготовка детей к новым обстоятельствам, снижение неопределенности ситуаций через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обучение конструктивным способам поведения в них, обсуждение возможных трудностей через все основные направления деятельности.
3. Правила организации профилактики суицида среди обучающихся:
- неукоснительно соблюдать педагогическую этику, культуру и такт;
- знать возрастную психологию и психопатологию, а также соответствующие приемы индивидуально-педагогического подхода;
- выявлять контингент группы риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
- осуществлять активный патронаж семей, в которых проживают обучающиеся группы риска, с использованием различных приемов;
- не разглашать факты суицидальных случаев в коллективах обучающихся;
- рассматривать угрозы самоубийства в качестве признаков повышенного суицидального риска;
- усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;
- проводить при необходимости консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;
- формировать у обучающихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «смысл жизни», а также индивидуальные приемы психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
- повышать стрессоустойчивость путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирования готовности к преодолению ожидаемых трудностей.
Таким образом, для создания системы профилактики суицидов среди детей и подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который обеспечивает реализацию принципов гуманизации в воспитании и образовании.
4. Профилактики суицида в образовательной среде
- «Как научиться жить без ссор»;
- «Я – уникальная личность»;
- «В чем ценность жизни?»;
- «В чём смысл жизни?»;
- «Не вреди здоровью своему»;
- классные часы (круглые столы) с неоднозначными названиями «Я живу! Я люблю! А ты?»);
- Диспут для подростков «Успех в жизни» (что значит успех для тебя?);
- Групповые занятия по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни «Я и мой выбор».
- неоправданных учебных перегрузок;
- несправедливого распределения обязанностей в группе;
- конфликтов между обучающимися.
5. При работе с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению, педагогам следует придерживаться следующих правил:
1. Если классный руководитель (социальный педагог) заметил у несовершеннолетнего признаки суицидального (аддиктивного) поведения, прежде всего не стоит бить тревогу. Можно попросить несовершеннолетнего задержаться и провести с ним спокойную, по возможности доверительную беседу.
Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с ребенком (подростком) для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит – ты не такой, как обычно – грустный, задумчивый, отрешенный… у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь». В то же время разговор должен быть уверенным. К разговору стоит подготовиться. Следует показать несовершеннолетнему, что, не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями. Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка (подростка) обратиться за помощью – к педагогу-психологу либо родителям. Это должно также происходить без сильного давления, но настойчиво.
2. Далее стоит деликатно отправить несовершеннолетнего на консультацию к педагогу-психологу (при наличии), который сможет дать квалифицированную помощь, выяснить причины такого поведения, побеседовать с родителями и посодействовать в поиске квалифицированных врачей и психологов.
3. Если же психолога в образовательной организации нет, после беседы с несовершеннолетним следует провести беседу с родителями так же максимально спокойно. Родителям необходимо объяснить, что в данном случае возможно только спокойное поведение, никаких обвинений и скандалов, и, тем более, игнорирования изменений в поведении несовершеннолетнего.
Родителям необходимо дать рекомендации по стратегии поведения и общения с несовершеннолетним с суицидальными проявлениями, они должны выстроить спокойные и доверительные отношения с ребенком (подростком), побеседовать о возникших у него проблемах и тревогах. Первый разговор с ребенком (подростком) стоит проводить в случае, если родители уверены, что подозрения не напрасны. После спокойной беседы с ребенком следует обратиться за консультацией и помощью к квалифицированным психологам по данному вопросу, при необходимости обратиться к врачу (психиатр, врач психотерапевт) для оказания адекватной в данном случае медицинской помощи. Также необходимо посетить психолога самому родителю, а при необходимости пройти курс психотерапии во избежание возникновения синдрома созависимости и формирования адекватного поведения родителей с проблемным ребенком.
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать достаточно времени на обдумывание и подготовку.
В первый месяц обучения желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные части и давать по мере усвоения.
Лучше всего не заставлять отвечать новый, только усвоенный материал, следует отложить вопрос на следующий урок, дав возможность позаниматься дома.
Путём построения правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать у обучающегося уверенность в своих знаниях.
Следует осторожно оценивать неудачи обучающегося, ведь он сам болезненно к ним относится.
Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного.
Следует в минимальной степени отвлекать ребёнка, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную обстановку.
Нужно дать достаточно времени на обдумывание и подготовку.
«СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»
«Вредных советов»
(как сделать так, чтобы эмоционально выгореть сразу и надолго).
Попадешь ты сразу в рай!
Не ходи в театр с другом,
Лучше прямо на работу,
Вдруг чего опять случилось:
Без тебя ведь никуда!
Если снова твой директор
Вызвал утром на ковер, –
Забывай про все на свете,
Строй плотину как бобер!
Ты всегда незаменима,
Для коллег всегда незрима,
Ты несешь добро и свет –
Только выглядишь – смех!
Будь всегда ты безотказна,
Слушай бредни вся и всех,
Без регламента, без сна,
Про еду забудь совсем,
Ведь ты бессмертна как Кащей!
А в отпуск – в детский лагерь –
Ты получишь позитив.
Дети – лучшее лекарство,
Это с Прагой не сравнишь.
Соблюдая пункты эти
Попадешь к врачам ты в сети,
В место, лучшее на свете, Где тест Амтхауэра – друг!
КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
- Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
- Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
- Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
- Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
- Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
- Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
- Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
- Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ?
Прежде всего, признать, что признаки выгорания имеют место быть.
ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ
- НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
- НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
- Постарайтесь сохранять нормальный, для вас, распорядок жизни, насколько это возможно.
- Если выгорание уже происходит, необходима специальная работа по от реагированию травматического опыта.