Для педагогов

  1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в кабинет последним. Добивайтесь, чтобы все обучающиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите группу, особенно – недисциплинированных ребят. Старайтесь показать обучающимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
  2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе педагога записку с фамилиями отсутствующих.
  3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: “Кто не выполнил домашнее задание?” – это приучает обучающихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания – дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый обучающийся постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.
  4. Увлекайте обучающихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем обучающимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
  6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите обучающемуся над, чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
  7. Заканчивайте урок общей оценкой группы и отдельных обучающихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
  8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  9. Удерживайтесь от излишних замечаний.
  10. При недисциплинированности обучающихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой группе.
  1. Вместе с начинающим педагогам глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.
  2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
  3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с обучающимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе.
  4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
  5. Посещать уроки молодого педагога с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.
  6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
  7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
  8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.
  9. Учить, не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.
  1. Заходите в техникум только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками ваших семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания…
  2. Помните: вы нуждаетесь в обучающихся так же, как они нуждаются в вас – каждый день, каждый урок!
  3. «Смертельный грех преподавателя – быть скучным». Так сказал И.Ф. Гербарт. Постарайтесь сделать свой урок незабываемым для обучающихся.
  4. Когда в ребенке гаснет искра успеха, он перестает интересоваться предметом. Старайтесь поддерживать огонь в душе обучающегося!
  5. Обучающийся перестает делать ошибки тогда, когда научится их исправлять. Не отказывайте обучающемуся в возможности исправить свои ошибки.
  6. Слово – это мощное оружие в руках преподавателя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегайте необдуманных слов!
  7. Не проходите мимо детских слез! То, что сейчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир.
  8. Обучающийся – это «пришелец» из семьи. Постарайтесь расположить к себе родителей своих обучающихся, ведь у вас с ними одна задача – учить и воспитывать. Пусть на смену выражению «ваш ребенок» придет выражение «наш ребенок». Родители это обязательно оценят.
  9. Ничто так не сближает педагогов и обучающихся, как совместное творчество. Пусть в вашей группе будет больше праздников!
  10. Улыбка открывает все двери! Улыбайтесь, открывая дверь в детские сердца! Улыбайтесь чаще.
Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков относится к одной из первоочередных обязанностей родителей, воспитателей, администрации и педагогов, педагогов – психологов.

1. Принципы профилактики суицидального поведения:

Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого человека.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности участников образовательного процесса.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности ребенка.
Принцип ориентации на зону ближайшего развития каждого обучающегося.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

2. Три взаимосвязанных направления в профилактике суицида:

1) Просвещение родителей, которое осуществляется в виде лекций, бесед, интерактивных занятий, ролевых игр и включает три взаимосвязанных направления.

Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности ребенка (рассматриваются такие причины, как конфликты, общая атмосфера в семье, отношение родителей к ребенку и к его возможностям, особенности требований).

Второе направление касается влияния на детей страхов и тревог близких взрослых, их общего эмоционального самочувствия, их самооценки.

Третье направление демонстрирует значение развития у детей уверенности в собственных силах, ощущения собственной значимости. Основная задача такой работы – формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности у детей.

2) Просвещение педагогов. Здесь значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние оказывает тревожность на развитие личности ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для приобретения жизненного опыта. Кроме того, необходимо создавать жизнеутверждающее пространство в образовательной организации, поддерживать атмосферу, дружественную к ребенку.

3) Работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, адекватности переживаемых эмоций, умения вести себя в трудных ситуациях, в случае неуспеха. Особое значение при коррекционной работе отводится индивидуальным «зонам уязвимости», характерным для конкретного ребенка. Важное место занимает подготовка детей к новым обстоятельствам, снижение неопределенности ситуаций через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обучение конструктивным способам поведения в них, обсуждение возможных трудностей через все основные направления деятельности.

3. Правила организации профилактики суицида среди обучающихся:

В работе по профилактике суицида среди несовершеннолетних необходимо:
  • неукоснительно соблюдать педагогическую этику, культуру и такт;
  • знать возрастную психологию и психопатологию, а также соответствующие приемы индивидуально-педагогического подхода;
  • выявлять контингент группы риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
  • осуществлять активный патронаж семей, в которых проживают обучающиеся группы риска, с использованием различных приемов;
  • не разглашать факты суицидальных случаев в коллективах обучающихся;
  • рассматривать угрозы самоубийства в качестве признаков повышенного суицидального риска;
  • усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;
  • проводить при необходимости консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;
  • формировать у обучающихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «смысл жизни», а также индивидуальные приемы психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
  • повышать стрессоустойчивость путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирования готовности к преодолению ожидаемых трудностей.

Таким образом, для создания системы профилактики суицидов среди детей и подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который обеспечивает реализацию принципов гуманизации в воспитании и образовании.

4. Профилактики суицида в образовательной среде

Цель – повышение групповой сплоченности в образовательной организации (группе).
Мероприятия:
По созданию доброжелательной обстановки в образовательной организации, чтобы обучающиеся чувствовали заботу, уют, любовь.
Примеры информационных (классных) часов:
  • «Как научиться жить без ссор»;
  • «Я – уникальная личность»;
  • «В чем ценность жизни?»;
  • «В чём смысл жизни?»;
  • «Не вреди здоровью своему»;
  • классные часы (круглые столы) с неоднозначными названиями «Я живу! Я люблю! А ты?»);
  • Диспут для подростков «Успех в жизни» (что значит успех для тебя?);
  • Групповые занятия по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни «Я и мой выбор».
В ходе занятий и постоянного общения с обучающимися интересоваться их мнением, настроением, подмечать малейшие подробности и изменения настроения, поведения, выяснять их причины.
Принимает меры по сплочению коллектива группы, особое внимание уделять межличностным отношениям, обучающимся «группы риска».
Заботится о недопущении в группе:
  • неоправданных учебных перегрузок;
  • несправедливого распределения обязанностей в группе;
  • конфликтов между обучающимися.

5. При работе с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению, педагогам следует придерживаться следующих правил:

1. Если классный руководитель (социальный педагог) заметил у несовершеннолетнего признаки суицидального (аддиктивного) поведения, прежде всего не стоит бить тревогу. Можно попросить несовершеннолетнего задержаться и провести с ним спокойную, по возможности доверительную беседу.

Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с ребенком (подростком) для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит – ты не такой, как обычно – грустный, задумчивый, отрешенный… у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь». В то же время разговор должен быть уверенным. К разговору стоит подготовиться. Следует показать несовершеннолетнему, что, не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями. Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка (подростка) обратиться за помощью – к педагогу-психологу либо родителям. Это должно также происходить без сильного давления, но настойчиво.

2. Далее стоит деликатно отправить несовершеннолетнего на консультацию к педагогу-психологу (при наличии), который сможет дать квалифицированную помощь, выяснить причины такого поведения, побеседовать с родителями и посодействовать в поиске квалифицированных врачей и психологов.

3. Если же психолога в образовательной организации нет, после беседы с несовершеннолетним следует провести беседу с родителями так же максимально спокойно. Родителям необходимо объяснить, что в данном случае возможно только спокойное поведение, никаких обвинений и скандалов, и, тем более, игнорирования изменений в поведении несовершеннолетнего.

Родителям необходимо дать рекомендации по стратегии поведения и общения с несовершеннолетним с суицидальными проявлениями, они должны выстроить спокойные и доверительные отношения с ребенком (подростком), побеседовать о возникших у него проблемах и тревогах. Первый разговор с ребенком (подростком) стоит проводить в случае, если родители уверены, что подозрения не напрасны. После спокойной беседы с ребенком следует обратиться за консультацией и помощью к квалифицированным психологам по данному вопросу, при необходимости обратиться к врачу (психиатр, врач психотерапевт) для оказания адекватной в данном случае медицинской помощи. Также необходимо посетить психолога самому родителю, а при необходимости пройти курс психотерапии во избежание возникновения синдрома созависимости и формирования адекватного поведения родителей с проблемным ребенком.

Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать достаточно времени на обдумывание и подготовку.

В первый месяц обучения желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные части и давать по мере усвоения.

Лучше всего не заставлять отвечать новый, только усвоенный материал, следует отложить вопрос на следующий урок, дав возможность позаниматься дома.

Путём построения правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать у обучающегося уверенность в своих знаниях.

Следует осторожно оценивать неудачи обучающегося, ведь он сам болезненно к ним относится.

Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного.

Следует в минимальной степени отвлекать ребёнка, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную обстановку.

Нужно дать достаточно времени на обдумывание и подготовку.

21 век изменил темп человеческой жизни, перенасытил информацией, используя радио, телевидение, Интернет, поменял скорости с «лошадиных» на «реактивные». Но с годами не поменялась природа самого человека и потому ему трудно справляться и осваивать все то, что он сам создал. В современном обществе изменилось отношение людей к работе. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и, одновременно, глобализации со смежными отраслями. Быстро меняются запросы рынка труда. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий – медицинских работников, учителей, учёных. Человек перегружен. Он испытывает постоянное переутомление. А всякое переутомление – это стресс для организма. Организм реагирует на стресс биохимическими изменениями. Человек не выдерживает этого напряжения, и его иммунная система начинает давать сбои.
Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, психосоматические расстройства, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, наркотики и др.).
И вот тут появляются симптомы синдрома эмоционального выгорания.

 

«СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

Синдром – сочетание симптомов, характерных для какого-то заболевания.
Симптомы – это внешние проявления психофизиологических нарушений.
Синдром эмоционального выгорания – это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.
СЭВ – это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин “синдром психического выгорания”.
Профилактика эмоционального выгорания в виде
«Вредных советов»
(как сделать так, чтобы эмоционально выгореть сразу и надолго).

 

По – быстрее выгорай,
Попадешь ты сразу в рай!

Не ходи в театр с другом,
Лучше прямо на работу,
Вдруг чего опять случилось:
Без тебя ведь никуда!

Если снова твой директор
Вызвал утром на ковер, –
Забывай про все на свете,
Строй плотину как бобер!

Ты всегда незаменима,
Для коллег всегда незрима,
Ты несешь добро и свет –
Только выглядишь – смех!

Будь всегда ты безотказна,
Слушай бредни вся и всех,
Без регламента, без сна,
Про еду забудь совсем,
Ведь ты бессмертна как Кащей!

А в отпуск – в детский лагерь –
Ты получишь позитив.
Дети – лучшее лекарство,
Это с Прагой не сравнишь.
Соблюдая пункты эти
Попадешь к врачам ты в сети,
В место, лучшее на свете, Где тест Амтхауэра – друг!

 

КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

  1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  2. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
  3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
  7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
  9. ______________________________________________________
  10. ______________________________________________________

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ?

Прежде всего, признать, что признаки выгорания имеют место быть.

Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них — вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела и т.д. Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, отдавая себя работе, помощи другим людям. Выше перечисленное может принести облегчение на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.
Помните: блокирование своих чувств и активность могут замедлить процесс вашего восстановления.
Во-первых, обсудить свою ситуацию можно с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.
Во-вторых, необходим время для уединения и обдумывания своих чувств.

 

ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ

  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять нормальный, для вас, распорядок жизни, насколько это возможно.
  • Если выгорание уже происходит, необходима специальная работа по от реагированию травматического опыта.
Такую работу можно выполнить только вместе с профессиональным психологом-консультантом. Подавление чувств может вести к неврозам и физическим проблемам

 

Притча «Философское отношение к жизни»

Один путник повстречал трех человек на дороге, все они несли мешки. Он спросил, что в мешках.
Первый ответил:
– Впереди я несу мешок, набитый моими проблемами. А сзади висит мешок с делами моих друзей.
Второй сказал:
– В мешке впереди лежат мои добрые дела, и я их всем показываю. А за спиной у меня – мои ошибки.
Третий же говорил так:
– Впереди я несу чудесные мысли о людях и жизни. А в мешке за моей спиной – дыра, и я складываю туда все дурное. Он все время пуст.