Доброжелательные взгляды на общение с детьми: 21 ситуация из практики детского психиатра и психотерапевта
Бенилова С.Ю.
— М. : Педагогическое издательство “Национальный книжный центр”, 2016., 112 стр.
Растерянность, недоумение, сменяющееся раздражением, отчаяние, непонимание возникают у взрослых (родителей, воспитателей и педагогов образовательных организаций), сталкивающихся с проблемами общения с ребенком. Вдруг он становится капризным, на все дает протестные реакции, его перестают интересовать окружающий мир, интеллектуальная деятельность, он соглашается делать только то, что ему интересно или не вызывает умственного напряжения, у него возникают вспышки гнева и перепады настроения, он расторможен или апатичен.
В семье, в детском саду или в школе назревают конфликты. Как погасить у ребенка эти негативные проявления? Как помочь ему? Как вести себя с ним, не создавая конфликта, но одновременно добиваясь адекватного поведения и необходимой деятельности? Отчего не складываются отношения с детьми? Что влияет на эти отношения? Как наладить отношения с детьми в семье и не только? Что делать, чтобы у ребенка было желание учиться?
Ответы на эти вопросы дает опытный детский врач-психиатр Светлана Юрьевна Бенилова — кандидат медицинских наук, специалист высшей категории, более 40 лет работающая с детьми.
Книга в качестве пособия по общению с детьми предназначена для родителей, а также она может быть интересной и для широкого круга специалистов, работающих с детьми: детских неврологов, детских психотерапевтов, детских психиатров, психоневрологов, педиатров, логопедов, воспитателей, дефектологов, психологов, педагогов, социальных педагогов.
Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья
Иванова Е.В., Мищенко Г.В.
— М. : Педагогическое издательство “Национальный книжный центр”, 2017., 112 стр.
Книга включает комплекс индивидуальных занятий по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), психическое развитие которых соответствует 5-7 годам; комплекс индивидуальных и групповых тренингов с родителями детей с ОВЗ, направленный на формирование у них готовности воспитывать ребенка с ОВЗ, понимание его чувств, выстраивание отношений в семье; комплекс упражнений для подростков 12-15 лет с соматическими заболеваниями, имеющими интеллект, соответствующий возрастной норме; набор методик, позволяющих проводить семейное консультирование.
Адресована педагогам-психологам системы образования, психолого-медико-социальных центров.
Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья
Евтушенко Е.В., Жигорева М.В., Левченко И.Ю., Никольская И.А., Новикова И.М., Ткачева В.В., Волковская Т.Н.
Под редакцией:Левченко И.Ю., Евтушенко Е.В., Никольская И.А.
— М. : Педагогическое издательство “Национальный книжный центр”, 2013., 336 стр.
Книга содержит описание исследования о специальных образовательных потребностях детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проанализированны особенности развития детей с речевыми, двигательными, сенсорными, эмоционально-волевыми нарушениями; представлены показания к дистанционному обучению детей с различными отклонениями в развитии, организация и специальные педагогические условия эффективного дистанционного обучения детей с ОВЗ; специфика работы с семьей ребенка, обучающегося дистанционно. В книге рассмотрены как позитивные характеристики дистанционного обучения, так и риски его использования в работе с детьми с ОВЗ.
Книга адресована педагогам дистанционного обучения и всем интересующимся данной тематикой.
Суицидальное поведение подростка: своевременная помощь
Казанская В.Г.
— М. : Педагогическое издательство “Национальный книжный центр”, 2015., 224 стр.
Подростковый возраст психологически неустойчивый. В предельных жизненных ситуациях подростки зачастую склонны к суицидальным проявлениям. Эта проблема в последнее время, к сожалению, становится все более актуальной. Однако ее системное рассмотрение встречается редко.
В книге известного специалиста по психологии подростков обсуждается жизнь подростка; описываются психологические проблемы, приводящие подростка к суицидальным мыслям и намерениям (одиночество и депрессия, отношения со значимыми людьми как источник его страданий, неудовлетворенные потребности в общении со значимыми людьми и их влияние на отрицательные переживания); раскрываются суицидальные проявления подростков. В книге задается идея ценности психического здоровья подростка и развития у него ценностного отношения к жизни; показывается альтернатива суицидам подростка; описывается характер помощи подростку с нарушенным психическим здоровьем и суицидальной направленностью; рассматриваются психологические механизмы преодоления кризисов в жизни подростка.
Издание содержит обширное приложение, включающее описания диагностических методик, тесты и опросники, материалы для работы с подростками, проведения тренингов.
Книга будет полезна учителям, педагогам-психологам, родителям.
Психодидактика
Савенков А.И.
— М. : Педагогическое издательство “Национальный книжный центр”, 2012., 360 стр.
В пособии раскрываются методические основы новой интегративной отрасли научного знания — психодидактики, возникшей на стыке педагогической психологии и педагогики. В книге рассмотрены традиционные для теории образования явления: содержание образования, формы организации учебной деятельности, методы и средства обучения с точки зрения психологии. Большое внимание уделено проблемам обучения и развития, обучения и творчества, рассматриваются психодидактические основания разработки содержания образования, форм организации и методов обучения.
Адресована студентам и преподавателям педагогических и психологических специальностей среднего и высшего профессионального образования. Будет полезна педагогам и школьным практическим психологам, обучающимся в системе повышения профессиональной квалификации.
Педагогическая психология
Талызина Н.Ф.
— М. : Издательский центр «Академия», 2011., 288 стр.
В основе учебника – “деятельностная” теория учения; изложение ее сопровождается различными практическими ситуациями. Приводятся возрастные особенности младших школьников; рассматривается учение как один из видов деятельности; выявляются его мотивы, зависимость усвоения от интеллектуального развития ребенка; обозначены пути формирования логических приемов мышления.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезен студентам педвузов.
Психолог: Введение в профессию
Фокин В.А., Буякас Т.М., Родина О.Н. и др.
Под редакцией: Е.А. Климова
— М. : Издательский центр «Академия», 2011., 208 стр.
Учебное пособие создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 – Психология (квалификация «бакалавр»). В нем содержатся сведения о психике, психологии, путях, средствах, способах совершенствования и самосовершенствования человека, который избрал для себя профессию психолога. Рассматриваются организационные вопросы, с которыми сталкиваются первокурсники. Обсуждаются возможные ошибки, допускаемые ими во время учебы, даны рекомендации по оптимизации учебной работы в вузе.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезно преподавателям, психологам и широкому кругу читателей.
Ранняя диагностика и коррекция: В 2 т.: практическое руководство. Т. 1. Нарушения развития
Под редакцией: Удо Б. Брака
Научный редактор: Русс.текста Н.М.Назарова
— М. : Издательский центр «Академия», 2007., 320 стр.
В пособии приведены обширные сведения о методах диагностики и коррекции нарушений в развитии и поведении детей от рождения до 6-7 лет с позиций бихевиоральной терапии. Рассмотрен весь спектр возможных в этих возрастах отклонений. Авторы – известные в Германии врачи, психологи, преподаватели.
Для студентов психологических и педагогических факультетов вузов.
Ранняя диагностика и коррекция: В 2 т.: Практическое руководство. Т. 2: Нарушения поведения
Под редакцией: Удо Б. Брака
Научный редактор: Русс.текста Н.М.Назарова
— М. : Издательский центр «Академия», 2007., 304 стр.
В пособии приведены обширные сведения о методах диагностики и коррекции нарушений в развитии и поведении детей от рождения до 6-7 лет с позиций бихевиоральной терапии. Рассмотрен весь спектр возможных в этих возрастах отклонений. Авторы – известные в Германии врачи, психологи, преподаватели.
Для студентов психологических и педагогических факультетов вузов.
Информационные технологии в специальном образовании
Никольская И.А.
— М. : Издательский центр «Академия», 2011., 144 стр.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050700 – Специальное (дефектологическое) образование (квалификация “бакалавр”). В учебнике рассматривается комплекс объективных предпосылок процесса информатизации образования, и в частности компьютеризации специальной школы; освещаются позитивные и негативные аспекты использования ИКТ в образовании; разъясняются методологические основы изучения информатики в специальной школе; дается обзор специализированных и неспециализированных программных средств, получивших наибольшую популярность у педагогов-практиков. Практическая часть учебника знакомит читателя с пакетом программ, использующихся в общеобразовательных и коррекционных целях. Учебник содержит контрольные вопросы, которые помогут проанализировать качество знаний по курсу; темы курсовых и дипломных работ; необходимую библиографию.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования.
Нарушения внимания у детей: Тренинг и развивающие игры
Лаут Г.В., Шлоттке П.Ф.
— М. : Издательский центр «Академия», 2008., 368 стр.
В практическом пособии немецких авторов дается краткая характеристика симптоматики и происхождения нарушений внимания, объясняются общие принципы их диагностики и терапии. Основную часть книги составляют рабочие материалы для проведения тренингов внимания с детьми разных возрастов — от дошкольного до подросткового. Важное достоинство издания — обилие иллюстраций и бланков, их высокое качество и крупный формат. Детям с такими заданиями работать и удобно, и интересно.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим специальностям. Может быть полезно психологам, педагогам, родителям.
Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З.
Под редакцией: Н.М. Назаровой
— М. : Издательский центр «Академия», 2011., 336 стр.
Учебное пособие создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050700 – Специальное (дефектологическое) образование (профиль “сурдопедагогика”, квалификация “бакалавр”).
В учебном пособии раскрывается научно система развития восприятия и воспроизведения устной речи у глухих детей, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных школах-интернатах I вида.
Книга адресована студентам, получающим сурдопедагогическое образование; может быть использована в системе переподготовки и повышения квалификации сурдопедагогов. Она будет полезна педагогам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I и II видов, дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов, а также детских садов и общеобразовательных школ, осуществляющих совместное обучение детей с нормальным и нарушенным слухом, сурдопедагогам сурдологических кабинетов (центров), родителям детей с нарушениями слуха.
Основы специальной психологии
Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др.
Под редакцией: Кузнецовой Л.В
— М. : Издательский центр «Академия», 2010., 480 стр.
В учебном пособии излагаются история возникновения специальной психологии как отрасли психологической науки и практики; методологические вопросы специальной психологии, связанные с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития; рассматриваются проблемы организации специальной психологической помощи и психокоррекционной работы в системе образования; даны клинико-психолого-педагогические “портреты” детей с различными отклонениями в психофизическом развитии.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезно всем, кто работает с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука
Янн П.А.
— М. : Издательский центр «Академия», 2003., 284 стр.
В учебном пособии рассматривается сурдопедагогика как наука, показана ее перспектива в обучении и воспитании глухих детей. Оно написано на материале исследований немецких педагогов.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно аспирантам и преподавателям педагогических вузов и педагогических колледжей, педагогам и воспитателям специальных образовательных учреждений.
Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений
Зикеев А.Г.
— М. : Издательский центр «Академия», 2007., 200 стр.
В учебном пособии представлена методика обучения русскому языку в специальных (коррекционных) учреждениях: для детей с задержкой психического развития, с церебральным параличом, с тяжелыми нарушениями речи, глухих и слабослышащих. Главное направление работы с такими детьми автор видит в коррекции их словесной речи в структурно-семантическом аспекте языка. К каждой главе пособия даются литература, контрольные вопросы и задания. Предшествующее издание выходило с названием “Специальная педагогика: Развитие речи учащихся”.
Для студентов учреждений высшего педагогического профессионального образования. Может быть полезно учителям специальных (коррекционных) учебных заведений и слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки кадров.
Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ
Зикеев А.Г.
— М. : Издательский центр «Академия» , 2002., 176 стр.
В учебном пособии дано описание характерных особенностей развития лексической основы речи младших школьников специальных (коррекционных) образовательных учреждений: детей глухих и слабослышащих, с задержкой психического развития, церебральным параличом, общими нарушениями речи, интеллекта, зрения; показаны основные направления работы над словарем этих учащихся.
Для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. Будет полезно учителям специальных (коррекционных) образовательных учреждений и слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Физическая культура в специальном образовании
Дмитриев А.А.
— М. : Издательский центр «Академия», 2002., 176 стр.
В учебном пособии впервые излагаются основные теоретические и методические положения, на которых строятся занятия по физической культуре в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Рассматриваются закономерности психофизического развития детей, имеющих нарушения или отклонения в развитии, возможности коррекции нарушений движения. Систематизированы принципы физического воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ и детских садов компенсирующего вида. Анализируются современные программные требования по физической культуре для этих образовательных учреждений, представлены рекомендации по организации и проведению специальных олимпиад.
Для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений.
Основы коррекционной педагогики
Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В.
Под редакцией: В.А.Сластёнина
— М. : Издательский центр «Академия», 2011., 272 стр.
В учебном пособии охарактеризованы сущность, основные направления и содержание коррекционно-педагогической деятельности, раскрыты специальные и общепедагогические методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия на детей, обучающихся как в обычных классах, так и в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, и имеющих не грубые формы дефекта в психическом и физическом развитии, отклонения в поведении.
Для студентов учреждений высшего педагогического профессионального образования. Может быть полезно педагогам, работающим с соответствующими категориями детей.
Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников
Гилленбранд К.
— М. : Издательский центр «Академия», 2008., 240 стр.
В данном пособии рассматривается один из актуальнейших вопросов современной общей и специальной педагогики — проблема нарушений поведения детей и подростков, тесно связанная с успешностью всего учебного процесса. На базе общедидактических основ дается обзор специальных концепций педагогической помощи учащимся с отклонениями в поведении. Сопоставляя в дискуссионном плане весьма различающиеся взгляды на этот вопрос современных ученых и педагогов, автор убежденно и убедительно высказывает собственные взгляды, дает конкретные советы и методические рекомендации учителям и психологам, работающим с такими детьми.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно учителям.
Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь
Жигорева М.В.
— М. : Издательский центр «Академия», 2008., 240 стр.
В учебном пособии обобщен многолетний опыт работы автора в области обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями в развитии. Подробно рассматривается модульная система коррекционно-педагогической помощи детям, представлена модель индивидуальной коррекционно-педагогической программы обучения; освещаются вопросы логопедии. Особое внимание уделено формированию коммуникативных навыков, а также роли семьи в оказании помощи детям с комплексными нарушениями в развитии. Приложение включает программное содержание дисциплины, темы рефератов, вопросы к зачету, а также официальные документы об организации работы с детьми, имеющими сложный дефект.
Для студентов педагогических вузов, обучающихся по дефектологическим специальностям, может быть использовано специалистами соответствующих учебных учреждений.
Специальная педагогика
Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др.
Под редакцией: Н.М.Назаровой
— М. : Издательский центр «Академия», 2010., 400 стр.
В учебном пособии изложена теория специальной педагогики, история специального образования лиц с нарушениями в развитии и особыми образовательными потребностями. Представлены основы дидактики специальной педагогики, раскрываются вопросы содержания и организации специального образования, выявлены ключевые проблемы развития специальной педагогики, показан зарубежный и отечественный опыт в этой области.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования.
Ребенок отстает в развитии? Семейная школа
Гаврилушкина О.П.
— М. : Дрофа-Плюс, 2010., 207 стр.
Книга раскрывает особенности развития детей-дошкольников и рассказывает о причинах и наиболее типичных признаках отставания в развитии.
В пособии даны конкретные рекомендации по организации коррекционно-развивающих игр и занятий детей.
Книга адресована родителям, педагогам и студентам педагогических вузов.
Раннее домашнее сопровождение
Иванова Е.А.
— СПб : Речь, 96 стр.
Данная книга является руководством для специалистов, занимающихся медико-социальной помощью детям с ограниченными возможностями, организацией их индивидуальной психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации. Пособие содержит подробное описание программы раннего домашнего сопровождения и разнообразных упражнений для занятий с детьми.
Книга будет интересна педагогам-дефектологам, психологам, воспитателям, работающим в детских дошкольных учреждениях, студентам дефектологических факультетов вузов и колледжей, а также родителям.
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А..
— М. : Просвещение, 2010.
В пособии раскрываются методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста по формированию у них всех видов детской деятельности, лежащих в основе возникновения психологических новообразований, способов усвоения общественного опыта. Рассматриваются вопросы организации занятий с детьми в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Определены роль и позиция дефектолога в проведении коррекционно-развивающих занятий, раскрыты формы взаимодействия взрослых с детьми. Пособие адресовано широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта, может быть полезно родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. Часть 3. Подготовка к самостоятельной жизни
Хайдт К.
— М. : Генезис, 2011.
Издание знакомит читателя с наиболее актуальными подходами к построению учебного плана Перкинс Школы — первого образовательного учреждения для слепых в США, открытого в 1832 году при значительном содействии мецената Томаса Перкинса.
С момента основания этого легендарного заведения его учредители стремились открыть перед слепыми и слепоглухими людьми дорогу к образованию, грамотности и самостоятельности. Сотрудники Перкинс Школы постоянно обращаются к лучшему международному опыту и в то же время создают и непрерывно совершенствуют собственные подходы к обучению. Во главу угла специалисты ставят освоение практических функциональных навыков, которые обеспечат учащимся полноценное существование и позволят активно участвовать в повседневной жизни.
Российское издание руководства разделено на три части. В первой части изложены методические основы обучения и отдельные приемы преподавания основных дисциплин в начальной школе, во второй — подробно описаны особенности сенсорной сферы и развития остаточного зрения, а также специфика обучения основам ориентировки и мобильности детей с нарушенным зрением, третья часть посвящена подготовке к самостоятельной жизни. Руководство содержит практические рекомендации по проведению учебных занятий.
Книга адресована педагогам и другим специалистам, а также родителям детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития.
Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. Часть 2. Расширение функциональных возможностей зрения, пространственной ориентировки и сенсорной интеграции
Хайдт К.
— М. : Генезис, 2011., 200 стр.
Издание знакомит читателя с наиболее актуальными подходами к построению учебного плана Перкинс Школы — первого образовательного учреждения для слепых в США, открытого в 1832 году при значительном содействии мецената Томаса Перкинса.
С момента основания этого легендарного заведения его учредители стремились открыть перед слепыми и слепоглухими людьми дорогу к образованию, грамотности и самостоятельности. Сотрудники Перкинс Школы постоянно обращаются к лучшему международному опыту и в то же время создают и непрерывно совершенствуют собственные подходы к обучению. Во главу угла специалисты ставят освоение практических функциональных навыков, которые обеспечат учащимся полноценное существование и позволят активно участвовать в повседневной жизни.
Российское издание руководства разделено на три части. В первой части изложены методические основы обучения и отдельные приемы преподавания основных дисциплин в начальной школе, во второй — подробно описаны особенности сенсорной сферы и развития остаточного зрения, а также специфика обучения основам ориентировки и мобильности детей с нарушенным зрением, третья часть посвящена подготовке к самостоятельной жизни. Руководство содержит практические рекомендации по проведению учебных занятий.
Книга адресована педагогам и другим специалистам, а также родителям детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития.
Логопедия для всех
Парамонова Л.А.
— СПб. : Питер, 2010., 352 стр.
Речевая патология на сегодняшний день — широко распространенная проблема. К специалистам обращаются и взрослые, страдающие нарушениями речи, и родители детей, нуждающихся в помощи логопеда. Их многочисленные вопросы обычно сводятся к следующему: каковы причины речевых расстройств и их основные симптомы; что можно сделать для их профилактики и преодоления; какие приемы логопедического воздействия доступны неспециалистам; как родителям помочь ребенку собственными силами; каким образом наладить полноценное взаимодействие с врачом. Книга будет полезна как неспециалистам, так и врачам-логопедам.
Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ
Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г.
— М. : Генезис, 2006., 56 стр.
В предлагаемом издании речь идет о групповом занятии КРУГ. В Центре лечебной педагогики (Москва) это занятие проводится с детьми дошкольного возраста, имеющими различные, в т.ч. тяжелые нарушения развития. Основная цель педагогов на занятии КРУГ – подготовка детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы к групповым занятиям, организация среды, позволяющей облегчить адаптацию таких детей в группе сверстников, а также формирование у детей мотивации к участию в групповых занятиях и общению со сверстниками. КРУГ – первое организованное занятие, в котором предлагается участвовать ребенку, не имеющему опыта занятий в группе. В приложениях вы найдете подборку игр с описаниями и варианты занятий для разных групп детей. Издание адресовано специалистам (педагогам, дефектологам, психологам и др.), работающим с детьми с различными нарушениями развития, а также воспитателям обычных и интегративных детских садов.
Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. Часть 1. Методические основы
Хайдт К.
— М. : Генезис, 2011., 200 стр.
Издание знакомит читателя с наиболее актуальными подходами к построению учебного плана Перкинс Школы — первого образовательного учреждения для слепых в США, открытого в 1832 году при значительном содействии мецената Томаса Перкинса.
С момента основания этого легендарного заведения его учредители стремились открыть перед слепыми и слепоглухими людьми дорогу к образованию, грамотности и самостоятельности. Сотрудники Перкинс Школы постоянно обращаются к лучшему международному опыту и в то же время создают и непрерывно совершенствуют собственные подходы к обучению. Во главу угла специалисты ставят освоение практических функциональных навыков, которые обеспечат учащимся полноценное существование и позволят активно участвовать в повседневной жизни.
Российское издание руководства разделено на три части. В первой части изложены методические основы обучения и отдельные приемы преподавания основных дисциплин в начальной школе, во второй — подробно описаны особенности сенсорной сферы и развития остаточного зрения, а также специфика обучения основам ориентировки и мобильности детей с нарушенным зрением, третья часть посвящена подготовке к самостоятельной жизни. Руководство содержит практические рекомендации по проведению учебных занятий.
Книга адресована педагогам и другим специалистам, а также родителям детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития.