Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Кузьмина Т.И.
Под редакцией: Левченко И.Ю.
— М. : Педагогическое издательство “Национальный книжный центр”, 2016., 192 стр.
Книга посвящена вопросам психологического изучения самосознания при нарушении интеллекта. Охарактеризованы специфические методологические подходы к исследованию самосознания как регулятора социального поведения у лиц с легкой умственной отсталостью и пограничными формами интеллектуальной недостаточности на разных возрастных этапах. Отдельное внимание уделено описанию экспериментальных методик диагностики самосознания при умственной отсталости, подготовки и проведения комплексного психологического обследования, составления заключения и ведения документации.
К книге имеется электронное приложение, содержащее бланки с раздаточным материалом и таблицы описанных в издании методик.
Пособие будет полезно коррекционным педагогам и психологам, воспитателям, а также студентам психологических, педагогических, юридических специальностей.
Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья
Метиева Л.А., Удалова Э.Я.
Под редакцией: Левченко И.Ю.
— М. : Педагогическое издательство “Национальный книжный центр”, 2016., 192 стр.
В пособии раскрываются методические и организационые подходы к сенсорному развитию дошкольников и младших школьников. Представлены конспекты занятий, разработанные в соответствии с авторской программой по развитию психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников в условиях коррекционных образовательных организаций.
В электронном приложении к книге представлены раздаточный и демонстрационный материалы, необходимые для проведения занятий и способствующие более объемному восприятию программы ребенком.
Адресовано психологам, учителям-дефектологам коррекционных организаций, учителям начальных классов корреционно-развивающего обучения, студентам педагогических вузов, родителям.
Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти
Левченко И.Ю., Дубровина Т.И.
— М. : Педагогическое издательство “Национальный книжный центр”, 2016., 144 стр.
Книга посвящена совершенствованию коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР). Впервые рассматриваются аспекты этой работы с учетом особенностей памяти детей с ОНР. Книга содержит методы обследования памяти детей данной категории, описание вариативных особенностей их мнестической деятельности, методы развития памяти, технологии совместной работы логопеда и психолога в процессе преодоления ОНР.
Книга адресована логопедам, дефектологам, воспитателям дошкольных образовательных организаций, а также студентам педагогических вузов.
Технология психокоррекционной работы по развитию воображения слабослышащих дошкольников и младших школьников
Ткачева В.В., Труханова Ю.А.
— М. : Педагогическое издательство “Национальный книжный центр”, 2013., 120 стр.
В пособии раскрываются теоретические основы развития воображения в детском возрасте и особенности его формирования у слабослышащих детей. Описана процедура психологического изучения воображения; представлен диагностический комплекс экспериментальных методик в авторской модификации, теоретически обоснованы психологические условия формирования творческого воображения у слабослышащих детей, а также методическое обеспечение функционала сурдопсихолога.
Прилагаемый CD-диск содержит материалы к диагностическому комплексу по исследованию, бланки, протоколы обследований, иллюстрации.
Пособие адресовано широкому кругу специалистов: психологам, дефектологам, педагогам, воспитателям специальных коррекционных учреждений I–II видов, учителям общеобразовательных учреждений, в которых обучаются дети с нарушениями слуха, работникам ПМПК. Может быть полезно студентам психологических, педагогических и дефектологических факультетов вузов, слушателям курсов повышения квалификации, а также родителям детей.
Психологическое изучение детей с нарушениями развития
Левченко И.Ю., Киселёва Н.А.
Под редакцией: Левченко И.Ю.
— М. : Педагогическое издательство “Национальный книжный центр”, 2016., 152 стр.
Пособие посвящено актуальной проблеме выявления и изучения детей с нарушениями развития. В нем представлена диагностическая программа, описание диагностических методик, процедура обследования, способы обработки данных, образцы оформления документации.
К книге имеется электронное приложение с иллюстративным диагностическим материалом и бланками для обработки результатов.
Адресовано психологам массовых и специальных образовательных учреждений, центров реабилитации.
Детская психология
Эльконин Д.Б. Эльконин Д.Б.
— М. : Издательский центр “Академия”, 2011., 384 стр.
В учебное пособие включена широко известная, но до настоящего времени ни разу не переиздававшаяся работа Д.Б.Эльконина “Детская психология” (в свое время – первый в нашей стране учебник по этой дисциплине), а также его избранные статьи. В основной части книги охарактеризованы предмет и методы детской психологии, подробно рассмотрено психическое развитие ребенка с рождения до семи лет. Приведены результаты наблюдений и экспериментальных исследований отечественных ученых, давно ставших хрестоматийными для курса возрастной психологии. Дополнительно включенные в книгу статьи призваны ознакомить читателя с более поздними разработками Д.Б.Эльконина: его концепцией возрастной периодизации, важнейшими достижениями в изучении психологии детей раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть интересно и полезно педагогам, психологам, родителям.
Психология общения
Панфилова А.П.
— М. : Издательский центр “Академия”, 2013., 368 стр.
Учебник создан в соответствии с требованиями ФГОС СПО для укрупненной группы специальностей 050000 “Образование и педагогика” и может быть использован при освоении дисциплины “Психология общения” (ОГСЭ.02). В учебнике рассматриваются психологические аспекты коммуникативной компетентности; функции, модели и стили общения; специфика межличностного и делового общения в контексте группового взаимодействия и взаимовлияния; рассмотрены вербальные и невербальные средства общения, виды слушания и техники установления обратной связи; описаны сенсорные каналы и убеждающие технологии, устные и письменные коммуникации, характеризуются ролевое и конфликтное поведение, техники управления этими процессами и этические проблемы общения в организации. Изложение теории сопровождается тестами, практическими заданиями и интенсивными упражнениями, нацеленными на коммуникативный практикум и развитие у читателя конкретных умений и навыков, необходимых для эффективной коммуникации.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезен преподавателям, воспитателям, психологам, социальным работникам, менеджерам.
Специальная психология
Лубовский В.И., Петрова В.Г., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. и др.
Под редакцией: В.И.Лубовского
— М. : Издательский центр “Академия”, 2009., 560 стр.
В учебном пособии представлены основные теоретические положения специальной психологии, общие закономерности нарушенного психического развития и охарактеризовано психическое развитие при разных типах дизонтогенеза. Многие фактические данные публикуются впервые. В заключительной главе книги представлены направления практического применения специальных психологических знаний и другие вопросы, относящиеся ко всем типам нарушенного развития.
Для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно школьным психологам и учителям, а также педагогам дошкольных учреждений.
Психология общения
Леонтьев А.А.
— М. : Издательский центр “Академия”, 2008., 368 стр.
Учебное пособие включает основополагающую книгу “Психология общения” доктора филологических и доктора психологических наук, академика РАО А.А.Леонтьева, не утратившую своего значения со времени первого издания в 1974 г., а также ряд работ автора, тематически к этому изданию примыкающих и раскрывающих проблемы общения на материале лекционной деятельности, искусства и массовой коммуникации.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно психологам и всем, изучающим общую и социальную психологию как профильные и непрофильные предметы.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. С приложением альбома “Наглядный материал для обследования детей”
Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Разенкова Ю. А. и др.
Под редакцией: Стребелевой Е. А.
— М. : Просвещение, 2010.
Комплект включает описание различных методик, направленных на выявление уровня психического развития детей в каждом возрастном периоде от 2 до 7 лет. Определены критерии оценки познавательного развития ребенка и приемы количественной обработки собранных диагностических данных. В приложении к пособию находится необходимый для обследования ребенка иллюстративный материал. Комплект предназначен для специалистов медико-психолого-педагогических консультаций, педагогов, психологов, логопедов дошкольных образовательных учреждений.
Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития
Тригер Р.Д.
— СПб : Питер, 2008., 192 стр.
В книге представлен авторский подход к пониманию проблем социализации детей с задержкой психического развития. В ней впервые обобщены результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по проблемам общения детей с задержкой психического развития. Анализ экспериментальных данных позволил показать, что причиной существенных трудностей социализации и формирования личности этих дошкольников и младших школьников являются нарушения внутрисемейных отношений, прежде всего отношений в системе “мать–ребенок”. В издании рассматриваются условия, которые как благоприятствуют социализации детей с задержкой психического развития, так и, наоборот, ведут к школьной дезадаптации, сочетающейся с эмоциональными расстройствами. Адресовано практическим психологам, учителям, педагогам-дефектологам, руководителям образовательных учреждений, преподавателям педагогических, психологических, дефектологических факультетов университетов и педагогических колледжей.
Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна
Нестерова Г.Ф., Безух С.М., Волкова Л.Н.
— М. : Генезис, 2006., 120 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших и средних педагогических и социальных учебных заведений, изучающих методологию и практику психолого-социальной работы с инвалидами, а также для широкого круга специалистов, занимающихся проблемами абилитации людей с врожденными психофизическими аномалиями, родителей детей с аналогичными проблемами. В пособии обобщены сведения о клинико-физиологических особенностях и психолого-социальных возможностях людей с хромосомной аномалией, приводящей к проявлению нарушений развития. Представлены формы и методы психологического и социального обследования при соответствующих психофизических и интеллектуальных нарушениях. Проанализирован опыт социальной и психологической абилитации детей и взрослых с синдромом Дауна как модели результативной психолого-социальной работы, опирающейся на данные всестороннего биологического, физиологического и социального анализа в качестве базы для создания и применения адекватных методов коррекции, развития возможностей их самостоятельной жизни и интеграции в общество, повышения роли родительских общественных объединений в решении этих задач.
Психологическая диагностика личности детей с ЗПР
Белопольская Н.Л.
— М. : Генезис, 2009., 192 стр.
В книге “Психологическая диагностика личности детей с ЗПР” одного из ведущих отечественных специалистов по психодиагностике детей с отклонениями в развитии изложен новый подход к интерпретации тестовых показателей интеллектуального развития. На основании теоретического анализа и серии оригинальных экспериментальных исследований предложена двухмерная модель интеллекта, включающая когнитивные и эмоционально-мотивационные компоненты. Выделены основные диагностические единицы самосознания детей. Высказана гипотеза о существовании зоны ближайшего эмоционального развития, оценка которой позволяет дать более адекватный прогноз развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Выводы автора подкрепляет многолетнее лонгитюдное исследование детей, прошедших подобную диагностику.
Детский аутизм и ABA : ABA (Applied Behavior Analisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения
Шрамм НР.
— М. : Генезис, 2013., 208 стр.
Во всем мире для помощи детям с аутизмом более полувк-ка успешно используются научно обоснованные методы ABV (Applied Behavior Analisis), или прикладного анализа поведения. Настоящее издание – первое в России, которое системно рассказывает о прикладном анализе поведения и позволяет читателям познакомиться с одним из наиболее эффективных его направлений — анализом вербального поведения.
Роберт Шрамм, сертифицированный специалист в области ABA, снабжает родителей методами и техниками, которые помогут скорректировать любое нежелательное поведение ребенка вне зависимости от тяжести расстройства, понять, как следует контролировать процесс обучения ребенка новым навыкам и как позволить ему стать более успешным в жизни.
Издание адресовано родителям и заинтересованным специалистам.
Детская патопсихология. Хрестоматия
Состовитель: Белопольская Н.Л.
— М. : Генезис, 2010., 351 стр.
В хрестоматию по детской патопсихологии вошли работы ведущих отечественных психологов, а также дефектологов и психиатров по всем основным разделам детской патопсихологии, опубликованные в периодической печати и труднодоступных изданиях. Тексты систематизированы по тематике и снабжены вводными пояснениями, обобщающими современные научные представления об особенностях психического развития детей при умственной отсталости, задержке психического развития, эпилепсии, шизофрении, аутизме, неврозах, психопатиях, генетических заболеваниях, синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Хрестоматия является учебным пособием по курсам “Детская патопсихология”, “Дефектология”, “Специальная психология”, “Психология аномального ребенка”. Предназначена для студентов психологических, педагогических и медицинских специальностей, будет полезна работникам детских садов, школ и специальных детских учебных заведений.
Психологическая помощь детям с проблемами в развитии
Мамайчук И.И.
— М. : Генезис, 2008., 224 стр.
В книге рассматриваются проблемы нарушений психического развития у детей, основные направления и методы психологической помощи. На основе многолетнего опыта научно-практической работы автор анализирует закономерности нарушений нервно-психического развития у детей, раскрывает специфику различных видов психологической помощи, описывает психокоррекционные техники для детей с различными формами и степенью тяжести нарушений психического развития.
Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения
Мамайчук И.И., Смирнова М.И.
— М. : Генезис, 2010., 384 стр.
В книге описаны основные подходы к психологической помощи детям и подросткам с расстройствами в поведении и направления психологического консультирования, коррекции, сопровождения детей и подростков с учетом формы расстройств, клинико-психологических и индивидуально-психологических характеристик. Особое внимание уделяется работе с семьей и близким окружением детей и подростков. Представлены приемы, направленные на формирование коммуникативных навыков, эмоционально-волевую регуляцию поведения, расширение репертуара поведенческих реакций. Пособие рекомендуется не только клиническим психологам, но и педагогам, родителям, клиницистам и всем, кого волнует будущее ребенка и подростка, проблемы их развития и воспитания.
Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии
Мамайчук И.И.
— М. : Генезис, 2010., 400 стр.
В данном научно-практическом пособии излагаются различные психокоррекционные технологии, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития. Представленные технологии апробированы в процессе многолетнего опыта работы с детьми и подростками с проблемами в развитии. Книга будет полезна не только психологам, работающим в области клинической и возрастной психологии, но и родителям, педагогам-дефектологам, социальным работникам и другим специалистам.
Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст
Семаго М.М., Семаго Н.Я.
— М. : Генезис, 2010., 384 стр.
В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность. Впервые рассматриваются такие важные для эффективной деятельности диагноста понятия, как “узловые моменты развития” и “ключевые моменты обследования”, которые в значительной степени позволяют технологизировать и оптимизировать все этапы диагностики. Основную часть руководства составляют методики, используемые для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст). Каждая представленная методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения заданий, возрастные нормативы.
Руководство предназначено для педагогов-психологов, психологов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, в том числе ППМС-центров, специалистов ПМПК, клинических психологов в составе учреждений здравоохранения и специалистов учреждений социальной защиты.
Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности
Семаго Н.Я., Семаго М.М.
— М. : Генезис, 2011., 400 стр.
Книга адресована в первую очередь психологам-практикам, работающим в области специальной и клинической психологии детства, специалистам психолого-педагогического сопровождения детей с отклоняющимся развитием в образовательных системах. Кроме того, она будет интересна педагогам и клиницистам, в том числе неврологам, психиатрам, педиатрам, другим специалистам здравоохранения.
Типология отклоняющегося развития. Книга 2. Недостаточное развитиеТипология отклоняющегося развития. Книга 2. Недостаточное развитие
Семаго М.М., Чиркова О.Ю., Семаго Н.Я.
— М. : Генезис, 2012., 288 стр.
Эта книга посвящена одному из четырех типов отклоняющегося развития — недостаточному развитию, его видам, вариантам и формам.
Краткое представление модели анализа психического развития (подробно авторская модель излагается в книге М.М. Семаго, Н.Я. Семаго “Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности”) предшествует подробному описанию типичных особенностей детей, относимых к разным подгруппам этого типа, возможных диагнозов других специалистов, специфики коррекционной работы, образовательного маршрута, прогноза развития и адаптации.
Книги адресованы в первую очередь психологам-практикам, работающим в области специальной и клинической психологии детства, специалистам психолого-педагогического сопровождения детей с отклоняющимся развитием в образовательных системах. Кроме того, они будут интересны и педагогам, и клиницистам, в том числе неврологам, психиатрам, педиатрам, другим специалистам здравоохранения.
Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция
Акимова М.К., Козлова В.Т.
— М. : Издательский центр «Академия», 2002., 160 стр.
В учебном пособии рассматривается специфика проявления природных психофизиологических особенностей (основных свойств нервной системы) в деятельности и поведении учащихся. Обсуждаются трудности обучения, возникающие по причине неблагоприятных проявлений свойств нервной системы. Анализируются превентивные меры и специальные приемы, которые могут быть использованы учителями и психологами для оказания помощи школьникам с крайними характеристиками свойств нервной системы.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям. Может быть полезно учителям, родителям и школьным психологам.