Игра — важнейший элемент тренинга — привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Платону игра представлялась одним из полезнейших занятий. Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. Песталоцци, Руссо и многие другие говорили о практическом значении игры для человека. По мнению Спенсера, игра является тренировкой, не только несущей пользу, но и «приносящей удовольствие».
Отечественные психологи высоко оценивали роль игры в развитии самосознания ребенка и взрослого. Л.С.Выготский утверждал, что «игра — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие». Д.Б.Эльконин считал, что игра — «важнейший источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма моделирования отношений».
По мнению Ж.Пиаже, игра составляет лишь одну из сторон человеческой деятельности. В игре человек учится ориентироваться и преодолевать трудности. Я.Морено, используя игру как основу, создает новый метод групповой психотерапии — психодраму. По мнению Й.Хейзинги, игра украшает жизнь, дополняет ее, вследствие чего является жизненно необходимой каждому человеку независимо от возраста и социального положения.
В современной психолого-педагогической науке и практике игра становится серьезным инструментом профессиональной деятельности в руках опытного психолога. Игра — пространство творчества и самопознания, отдыха и развития, связи поколений и единства людей.
Как сделать игру эффективной, чтобы она стала кладезем ресурсов для ее участников? В этом нам могут помочь критерии игрового взаимодействия (Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/ [Е.А.Леванова, А.Г.Волошина, В.А. Плешаков и др.]. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.), соблюдение которых позволит сделать любую игру яркой и эффективной.
1. Высокая эмоциональность. От нашей эмоциональности будет зависеть степень включенности и эмоциональности участников игры. Постоянно поддерживая свои эмоции на высоком уровне, мы тем самым «эмоционально заражаем» группу и способствуем эффективному игровому взаимодействию.
2. Соответствие возрасту, времени, ситуации. Необходимо учитывать как время суток (утром нужны одни игры, вечером — другие), так и продолжительность игры, причем в зависимости от возраста участников. Одна и та же игра в зависимости от перечисленных ранее условий и ситуации пройдет по-разному.
3. Зрительный контакт. Взгляд ведущего в процессе игры встречается с взглядами участников — это позволяет увидеть степень включенности участников в происходящее и способствует установлению контакта.
4. Интрига игры. Вводя элементы таинственности в происходящее перед оглашением инструкции, мы увеличиваем мотивацию участников.
5. Темп речи. От темпа речи зависит, сможет ли нас понять собеседник (все ли сможет понять наш собеседник). Если наша речь будет очень быстрой, участники игры не успеют понять то, что от них требуют условия игры. Если же речь будет слишком медленной, то группа начнет раздражаться. Темп речи должен примерно соответствовать темпу чтения.
6. Открытая поза. Открытая поза подразумевает отсутствие так называемых верхнего и нижнего «замков» (верхний — скрещенные руки на груди; нижний — скрещенные ноги), которые стереотипно воспринимаются как закрытость человека. Кроме того, необходимы еще живая мимика и жестикуляция, подкрепляющие слова.
7. Высокая степень мобилизации. Мобилизация — это своеобразный индикатор общения (показатель готовности партнеров к взаимодействию).
Оптимальный уровень мобилизации — чуть выше среднего. Почувствовать его можно следующим образом: сядьте на краешек стула; корпус слегка наклоните вперед; согнув руки в локте, положите их на колени так, чтобы ваши кисти могли свободно висеть и жестикулировать; выпрямите спину; поднимите голову, чтобы взгляд был параллелен уровню пола. Теперь повращайте головой вправо- влево и улыбнитесь.
8. «Легкий вес». «Вес» — это индикатор эмоционального состояния, как вашего, так и тех, с кем вы взаимодействуете. Представьте себе ваше нормальное рабочее состояние: не очень эмоциональное, не очень инициативное, спокойное рабочее состояние — это «средний вес». Теперь придайте этому состоянию немного «подвижности», совсем чуть- чуть азарта. Чувствуете, что вы готовы к действиям? Это и есть «легкий вес», оптимальный и самый эффективный для игрового взаимодействия, когда становится легко играть, без усилий. «Легкий вес», как правило, соответствует необходимой степени мобилизации.
9. Пристройка «на равных». Это индикатор отношения к другому человеку или группе людей. Всего их можно выделить три: пристройка «под», «на равных» и «над». Пристройка «на равных» свидетельствует о готовности и желании сотрудничать, об уважении друг к другу и происходящему. Ее характеризуют хорошее настроение, улыбка, открытая поза, «легкий вес» и адекватная мобилизация.
10. Четкость инструкции. Инструкция должна быть понятной участникам игры и логичной.
11. Динамичность. Процесс игрового взаимодействия необходимо контролировать, поддерживая динамичность игры. Игра требует от всех участников постоянной включенности.
12. Соответствие игры пространству. Необходимо учитывать целесообразность проведения тех или иных игр в том или ином пространстве.
13. Соответствие текста мимике и жестам. Все, что мы говорим, подкрепляя слова жестами, не должно вызывать недоверия у группы. Нужно быть искренним.
14. Доведение игры до логического конца. Необходимо доводить игровое взаимодействие до логического конца, чтобы всем участникам стало понятно, что игра закончилась. Тем самым мы обеспечим целостность игры и впечатлений от нее. Не забудьте в финале игры поставить эмоциональную точку!
15. Установка на действие. Установка на действие повышает мотивацию на игровое взаимодействие. Знакомя с инструкцией к игре, лучше использовать слова «сейчас мы», «а теперь», «встаем» вместо «а давайте сейчас мы…», «есть предложение встать…». В первом случае установка на действие ярко выражена, во втором — есть выбор: делать или нет.
16. Оформление, инструментарий. Многие игры требуют продуманного и подготовленного инструментария, о котором нужно позаботиться заранее.
17. Игровая ситуация «МЫ» (чувство сопричастности). Игра объединяет. Каждый участник игры способен ощутить чувство сопричастности к происходящему. Именно поэтому, произнося слова инструкции, мы говорим «мы», добиваясь не только на словах эффекта объединения участников группы в процессе игрового взаимодействия.
Для качественного тренинга недостаточно просто провести игру или упражнение — их возможности и глубинный смысл раскрываются только при организации содержательного психологического анализа вместе с участниками (Игра в тренинге. Личный помощник тренера / [Е.А.Леванова, А.Н.Соболева, В.А.Плешаков и др.]. — СПб.: Питер, 2011.). Такой анализ может содержать несколько «пластов».
Эмоциональный пласт. Сначала мы помогаем участникам проанализировать свои эмоции с помощью вопросов:
- Что вы чувствовали во время упражнения и после него?
- Что вам понравилось или не понравилось?
- Что вам больше всего запомнилось?
Динамический пласт. Затем мы выясняем, как упражнение повлияло на взаимодействие ее участников, каковы их выводы, с помощью вопросов:
- Что, по- вашему, сейчас происходило?
- Что было значимо именно для вас?
- Каковы с вашей точки зрения результаты взаимодействия группы?
- Какие выводы можно сделать?
Проведение параллелей с реальной жизнью группы или вне тренинга. Приведенные далее вопросы помогут осознать ценность опыта, полученного в тренинге, для своей повседневной жизни:
- Узнаете ли вы в поведении участников группы модели поведения, похожие на ваши собственные?
- Считаете ли вы необходимым или возможным заменить присущие вам модели поведения на более эффективные?
- Как вы планируете использовать новый опыт в своей обычной жизни, работе?
Подведение итогов. Резюме. В конце игры (упражнения) важно обобщить сказанное участниками и подвести итоги, чтобы можно было перейти к следующему этапу тренинговой работы.
Любой тренинг, несмотря на подробное описание всех игр, упражнений и процедур, оставляет для его ведущего «зону неопределенности» — неповторимое пространство неизвестности, любопытства и интереса к участникам тренинга, их взаимоотношениям, групповой динамике и, конечно, к себе — тренеру.
Соболева А.Н. Игра в тренинге // Резапкина Г.В., Родионов В.А., Ступницкая М.А., Соболева А.Н. Самоопределение учащихся 5-9 классов: психологическая подготовка педагогов и родителей: методическое пособие. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – С. 7-11.