В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения.
В нашей гимназии исследование профессиональной ориентации учащихся проводится с двумя параллелями, — это седьмые и девятые классы.
В седьмых классах работа проводится грандиозная, так как состоит из трех этапов. Первый этап — исследование профессиональной направленности. В него входят три методики:
1. Диагностика интересов и склонностей.
Методика «Профиль» (модификация «Карты интересов»).
Эта методика основана на самооценке, которая у каждого учащегося различна.
Состоит из 50 вопросов. В бланке ставится плюс если да, минус если нет. 10 сфер интересов (физика, математика, химия, биология, радиотехника и электроника, механика и конструирование, спорт, военное дело, литература и искусство, политика и экономика, педагогика и медицина).
2. Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной).
Методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной.
Состоит из 24 вопросов, где есть 3 варианта ответа. Выявляется шесть видов деятельности: работа с людьми, склонность к исследовательской деятельности, склонность к практической деятельности, склонность к эстетическим видам, склонность к экстремальным видам, склонность к планово-экономическим видам.
3. Опросник типа мышления (сокращенный вариант).
Тип мышления — индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности.
40 вопросов. Выявляется пять типов мышления: предметно-действенное мышление, абстрактно-символическое мышление, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, креативность.
Второй этап — это опрос родителей на школьных родительских собраниях в виде анкетирования. Анкета содержит шесть вопросов. Родители отмечают интересы и склонности своего ребенка, какие предметы, по их мнению, необходимы для углубленного, дополнительного и расширенного изучения. Также отмечают в каких областях, по их мнению, их ребенок более успешен.
Третий этап проходит в виде обработки полученных данных, как по методикам учащихся, так и по опросу родителей.
За два года опыта работы по профессиональной ориентации учащихся седьмых классов: мы можем сделать следующие выводы. Выделяем 11 видов профессиональной ориентации:
1. Физика и математика.
2. Химия и биология.
3. Радиотехника и электроника.
4. Механика и конструирование.
5. География и геология.
6. Литература и искусство.
7. История и политика.
8. Педагогика и медицина.
9. Предпринимательство и домоводство.
10. Спорт и военное дело.
11. Профессиональные интересы слабо выражены.
Класс 2010/2011 уч. г. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
7 «1» 23 уч. из 27 уч. | 11 | 10 | 4 | 4 | 6 | 8 | 1 | 6 | 10 | 10 | 2 |
7 «2» 26 уч. из 27 уч. | 12 | 11 | 5 | 4 | 6 | 12 | 4 | 12 | 16 | 17 | 1 |
7 «3» 24 уч. из 25 уч. | 9 | 9 | 8 | 3 | 8 | 6 | 4 | 6 | 15 | 17 | – |
7 «4» 18 уч. из 19 уч. | – | 7 | 3 | 1 | 3 | 6 | 1 | 3 | 10 | 13 | – |
Итого: 91 уч. из 98 уч. | 32 | 37 | 20 | 12 | 23 | 32 | 10 | 27 | 51 | 57 | 3 |
Класс 2011/2012 уч. г. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
7 «1» 24 уч. из 24 уч. | 7 | 4 | 8 | 7 | 7 | 17 | 7 | 6 | 9 | 9 | 1 |
7 «2» 25 уч. из 26 уч. | 8 | 12 | 13 | 12 | 12 | 11 | 7 | 14 | 20 | 15 | – |
7 «3» 12 уч. из 19 уч. | 5 | 6 | 3 | 2 | 5 | 7 | 1 | 5 | 9 | 9 | – |
Итого: 61 уч. из 69 уч. | 20 | 22 | 24 | 21 | 24 | 35 | 15 | 25 | 38 | 33 | 1 |
Из общих показателей за два года можно сделать следующие выводы, что самое выбираемое направление в профессиональном самоопределении — это спорт и военное дело, предпринимательство и домоводство, затем идет литература и искусство, химия и биология:
В девятых классах работа проводится по нескольким направлениям.
Первое направление — это диагностическое исследование профессиональной направленности.
Второе направление — приглашение представителей из различных образовательных учреждений для того, чтобы учащиеся могли узнать о городских и пригородных образовательных учреждениях, и какие профессии они могут получить в нашем городе.
Третьим направлением считается разработка программы/курса под названием «Мое профессиональное самоопределение».
Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модулей) по принципу один модуль — одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.
Основная идея курса: профессионал — это человек, которому профессиональная деятельность позволяет удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Наша цель — формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
Основные задачи курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
Сухорукова В.В.