Подготовка специалистов по сопровождению и развитию карьеры за рубежом

Подготовка специалистов по сопровождению и развитию карьеры за рубежом

Профессиональная ориентация (career guidance and development – сопровождение и развитие карьеры) играет ключевую роль в повышении эффективности функционирования рынков труда и согласовании образовательных целей с потребностями экономики при обеспечении равноправных возможностей граждан в различных странах. Социальная мобильность как неотъемлемая характеристика жизни предполагает сегодня не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и ясное понимание того, каким образом в изменяющейся действительности можно использовать накопленный в процессе обучения багаж. В этом контексте профессиональное сопровождение и развитие карьеры на разных ступенях образовательной системы рассматривается прогрессивным обществом в качестве необходимого условия для обучения в течение жизни.


Профессиональная деятельность специалистов по сопровождению и развитию карьеры (career guidance) за рубежом начинает ориентироваться на решение более широкого круга задач, чем предполагала господствующая в течение десятилетий модель с акцентом на профессиональное психологическое консультирование учащихся в основном старших школ. Акцент уже сместился от помощи в выборе профессии или учебного курса к развитию у учащихся умений и способностей, связанных с управлением карьерой (в частности, способности к принятию решений). Для школ это означает включение профориентационного компонента в контекст учебных планов и программ, содержание которых направлено на личностное развитие учащихся, и ведущая роль здесь принадлежит специалисту по сопровождению и развитию карьеры.

Таким образом, сложность обозначенных задач определяет набор компетенций профориентолога (зарубежного и отечественного), а также предъявляет к нему особые требования, так как деятельность по сопровождению и развитию карьеры не имеет чётких критериев результативности, её трудно измерить математическими формулами, доказывающими продуктивность. Тем не менее, отложенные во времени, но положительные эффекты профориентации подтверждаются многочисленными исследованиями, статусом профессии в зарубежных странах, неравнодушием государства и общественности к проблемам, находящимся в центре внимания профориентологов (специалистов по сопровождению и развитию карьеры). Так, по данным Бюро статистики труда, в США прогнозировался рост количества рабочих мест для консультантов по сопровождению и развитию карьеры на 14% в период 2008 – 2018 гг. и на 19% в период 2010 – 2020 гг. (www.bls.gov).

Вышеобозначенная особенность рассматриваемой профессиональной деятельности подчёркивается отечественными и зарубежными исследователями, осознаётся общественностью большинства развитых стран. К сожалению, в России эта особенность служит основанием не воспринимать на деле профориентацию как значимую для общества и экономики сферу профессиональной деятельности. Приходится констатировать, что специализированная подготовка профориентологов в нашей стране как явление государственного масштаба отсутствует, но важность их работы декларативно признаётся.

В зарубежных странах практика соответствующей подготовки многообразна. При этом можно выделить общие задачи в некоторых странах, принявших участие в исследовании, инициированном Организацией экономического сотрудничества и развития (Австралия, Австрия, Канада, Чехия, Дания, Финляндия, Германия, Ирландия, Корея, Люксембург, Голландия, Норвегия, Испания и Великобритания).

В контексте системы непрерывного образования и тенденций развития рынков труда существует стремление педагогов-профессионалов, а также понимание на государственном уровне необходимости формировать у учащихся компетенции, способствующие управлению собственной карьерой в течение жизни, не фокусируя внимание только на оказании помощи молодёжи при принятии решения о выборе профессионального пути в период окончания школьного образования.

В условиях информационного общества особенно важна информация о ситуации на рынках труда и образовательных возможностях; такая информация требует обработки – структурирования, систематизации и обеспечения условий открытого доступа, что рассматривается обществом и государством как актуальная задача для высококвалифицированных специалистов в сфере сопровождения и развития карьеры.

Более широкое понимание роли профориентолога выражается в смещении акцента от эксперта-консультанта к фасилитатору личностного выбора и развития учащегося, а также в разнообразии форм и способов оказания профессиональной помощи: групповые дискуссии, предоставление информации на электронных носителях и в печатном виде, проведение занятий в школах и участие в изменении школьных учебных планов и программ с целью включения профориентационного компонента, организация практик для получения первоначального опыта профессиональной деятельности, телефонные и on-line консультации и т.д.

Подготовка специалиста по сопровождению и развитию карьеры (в российской терминологии – профориентолога) традиционно базируется на знаниях дифференциальной психологии и психологии развития, педагогики, социологии и экономики труда; индивидуальные консультации, собеседования и тестирование – основной инструментарий в практике профориентационной направленности, следовательно, путь в профессию связан с доминированием психологии в общей системе предметных знаний, что соответствует традиционно-психологическому подходу профессионального обучения; данный подход под воздействием глобальных изменений и новых задач профориентации дополняется рядом существенных инноваций, уступая место комплексному подходу.

Рассмотрим оба подхода на примерах опыта подготовки профориентологов в США (традиционно-психологический) и Великобритании (комплексный). Однако это не означает, что реализация комплексного подхода в США исключается, так как этот подход получил признание в США и во многих странах мира.

В США условия лицензирования профессиональной деятельности в сфере консультирования по вопросам карьеры зависят от штата. В целом, требуется степень магистра, которую можно получить в высшем учебном заведении за 3 года, выбрав определенные курсы (по психологии, развитию человеческих ресурсов и т.п.), подготовив курсовую работу по проблематике консультирования (например, по проблемам поведения и развития ребёнка). Некоторые программы специализированной подготовки предлагают интернатуру по направлению «Школьное консультирование», которое одобрено Советом по аккредитации консультирования (CACREP – the Council for Accreditation of Counseling and Related Educational Programs). Иногда для работы консультантом по вопросам карьеры необходимо наличие диплома учителя и опыт работы в школе.

В ходе данного исследования выявлены особенности специализации консультантов по вопросам карьеры в США, которые обусловлены функциональными обязанностями на различных этапах получения образования: консультант в начальной школе (помогает решать эмоциональные проблемы, связанные со стрессом и отношениями в группе одноклассников, определяет индивидуальные потребности обучающихся, их сильные и слабые стороны в учебной деятельности); консультант в средней школе (помогает достигать целей в учебной деятельности посредством поддержки развития навыков, умений и способностей); в старшей школе акцент в деятельности специалиста смещается на помощь учащимся в подготовке для продолжения образования или карьеры – выбор колледжа, университета, определение путей получения финансовой помощи для продолжения образования, поиск рабочего места, оформление заявок на поступление и решение организационных вопросов поступления (в учебное заведение или на работу), подготовка резюме, подготовка к собеседованию; консультанты в колледжах и университетах–учебные советники помогают студентам выбрать направление обучения и определить карьерные цели. Типичные тематические блоки курса подготовки консультантов по вышеобозначенным специализациям: этика консультирования, юридические аспекты консультационной деятельности по вопросам карьеры, перспективы профессионального развития в течение жизни, способы консультирования, методы исследования, карьерное консультирование, техники консультирования (индивидуальная и групповая терапия, оценивания, интервенции-вмешательства специалистов). Существуют также программы подготовки профориентологов для работы с детьми и взрослыми, имеющими ограниченные возможности здоровья, трудными подростками, социально исключенными.

Подготовка профессионалов-профориентологов в Великобритании реализуется по специальным магистерским программам в высших учебных заведениях, которые находятся во взаимодействии с работодателями и модераторами Института развития карьеры (Шотландия). Институт развития карьеры (Career Development Institute – CDI) представляет собой крупнейшую в Великобритании ассоциацию профессионалов в области консультирования по вопросам сопровождения и развития карьеры, объединяя 4.000 представителей из общественных, частных и волонтёрских организаций. Цель работы Института – «улучшение качества жизни посредством проектирования и осуществления политики, направленной на эффективное развитие карьеры, и соответствующей практики консультирования» (2). Институт предлагает магистерскую программу (начальный этап специализированной подготовки) и программы повышения квалификации специалистов в соответствии с их потребностью в непрерывном образовании и обучении. Результат обучения на начальном этапе – получение степени магистра с квалификацией в сфере сопровождения и развития карьеры (The Qualification in Career Guidance and Development – QCGD). Процесс получения данной квалификации предполагает формирование качеств, способностей, навыков и умений, теоретической базы, профессиональных ценностей и личностных установок, позволяющих специалисту работать с молодежью, взрослыми и специальными группами людей (с ограниченными возможностями, испытывающими трудности в обучении, социально исключенными и т.д.), решая вопросы развития их карьеры.

Стандарт рассматриваемой квалификации включает восемь направлений подготовки – «Этика и профессиональная практика», «Теория развития карьеры», «Практика карьерного консультирования», «Политика и сопровождение карьеры», «Информация и обучение с ориентацией на карьеру», «Партнерское сотрудничество», «Аналитика рынка труда», «Научные исследования в области сопровождения и развития карьеры» (2). Выражение обозначенных направлений Стандарта в конкретных критически осмысленных знаниях и практических способностях-навыках, предусматривающее комплексный подход, представляет интерес с точки зрения подготовки учителя к социальному и профессиональному самоопределению учащейся молодежи в условиях непрерывного отечественного образования.

В этой связи целесообразно представить содержание восьми обозначенных направлений подробно (См.: Стандарт квалификации магистра по специальности «Сопровождение и развитие карьеры» (The Qualification in Career Guidance and Development – QCGD). Далее приведем примеры содержания Стандарта по двум направлениям, наиболее ярко отражающим комплексность подхода к обучению профессионалов.



Направление 1: «Этика и профессиональная практика».


 В ходе освоения программы по данному направлению студенты должны демонстрировать критически осмысленные знания: этических принципов, лежащих в основе их будущей профессиональной деятельности; стратегий реализации этических принципов и профессиональных стандартов; роли профессиональных организаций в жизни общества; понятий прав и обязанностей, их значения в процессе непрерывного развития человека; разделов законодательства, имеющих отношение к соблюдению принципов равноправия, многообразия и социальной справедливости в профессиональной деятельности; правил поведения в ситуациях конфликта личностных ценностей и этических норм; основ управления процессом профессионального совершенствования.

Способности-навыки: находить ресурсы для стратегического планирования своей деятельности в соответствии с установленными этическими нормами, принципами равенства, многообразия и социальной справедливости; критически анализировать ситуации проявления неэтичного поведения других людей, конструктивно подходить к таким ситуациям; оценивать (переоценивать) собственные ценности, установки, поведенческие реакции по отношению к ситуациям, требующим соотношения с этическими нормами; учитывать влияние собственных ценностей, установок и поведенческих реакций в профессии; планировать направления собственного профессионального развития; эффективно использовать соответствующие системы контроля и поддержки; выстраивать и поддерживать продуктивные рабочие отношения с коллегами.

Направление 5: Информация и обучение с ориентацией на карьеру.

Критически осмысленные знания: понятие информации, ориентированной на карьеру, и способы её использования в контекстах развития карьеры и личностного развития; понятие поддержки обучения, ориентированного на развитие карьеры; понятие поддержки формирования навыков управления развитием карьеры; источники, способы интерпретации и оценивания информации; понятия равенства, социальной справедливости и многообразия в информационном контексте сопровождения и развития карьеры; информационные ресурсы поддержки обучения, ориентированного на развитие карьеры; основные способы предоставления информации о программах обучения, ориентированного на карьеру, способы продвижения программ такого обучения; стили учебной деятельности; анализ учебных планов и программ с точки зрения возможности их совершенствования в контексте задач сопровождения и развития карьеры; взаимосвязь обучения, ориентированного на развитие карьеры, и поддержки процесса формирования навыков управления карьерой.

Способности-навыки: определять потребности учащихся в информации профориентационной направленности; критически оценивать источники и качество соответствующей информации; интерпретировать информацию в соответствии с потребностями обучающихся; обучать поиску, выбору, анализу и использованию информации из различных источников в целях развития карьеры; находить, классифицировать и систематизировать информацию, используя в профессиональной деятельности различные методики и технологии (традиционные и инновационные); понимать, анализировать и использовать информацию о соответствующих квалификационных требованиях на региональном, национальном и международном уровнях; проводить презентации новых информационных ресурсов и идей, способствуя расширению горизонтов обучающихся; участвовать в разработке и реализации программ обучения, ориентированного на развитие карьеры, анализировать их результативность; организовывать мероприятия информационно-профориентационного характера в различных условиях социального окружения и партнерства.

В целом, по окончании курса предполагается, что магистр-выпускник Института развития карьеры должен:

  • Осознавать собственные ценности и личностные установки, учитывать их влияние на профессиональную деятельность.
  • Демонстрировать понимание законодательства в отношении принципов равенства, многообразия и социальной справедливости, соблюдать их в профессиональной практике, а также осознавать последствия их игнорирования.
  • Понимать необходимость осуществления профессиональных обязанностей, исключая возможность проявления предвзятого отношения в профессионально-деловом общении.
  • Быть готовым к непрерывному обучению, совершенствованию и самосовершенствованию.
  • Критически относиться к процессу и результатам собственной практики, определять и использовать адекватные средства поддержки саморазвития.
  • Понимать и применять в практической деятельности различные модели сопровождения и развития карьеры, опираясь на основополагающие теоретические положения.
  • Демонстрировать знание и понимание политических решений в контексте процессов, имеющих отношение к ситуации занятости, системам образования, а также профессиональной подготовки/переподготовки.
  • Проводить личностно-ориентированные интервенции с целью сопровождения и развития карьеры различных групп людей (учащихся, безработных, социально исключенных, с ограниченными возможностями здоровья и т.д.).
  • Способствовать планированию, организации и проведению мероприятий, направленных на развитие карьеры в различных группах обучающихся.
  • Мотивировать обучающихся на поиск информационных источников и интерпретацию их содержания, актуального для трудоустройства, проектирования образовательного маршрута, профессиональной подготовки и переподготовки.
  • Выстраивать конструктивное профессионально-деловое сотрудничество.
  • Понимать принципы, содержание и практику экспертного вмешательства в осуществляемую профессиональную деятельность по сопровождению и развитию карьеры.
  • Осуществлять эффективную деятельность в рамках профессиональной организации-работодателя при взаимодействии с образовательными, общественными, волонтерскими, производственными структурами, бизнесом.
  • Понимать роль заинтересованных сторон-партнеров в проектировании образовательного маршрута и планировании карьеры обучающихся.
  • Реализовывать принципы разработки планов и программ обучения, ориентированного на развитие карьеры.
  • Находить, анализировать, обрабатывать и структурировать для практического использования информацию, оказывающую непосредственное влияние на процесс развития карьеры обучающихся.

Грачева Людмила  Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-профессионального самоопределения ФГНУ ИСМО РАО 

Литература

EducationPolicy Analysis – 2003 Edition – OECD. Chapter 2: Career Guidance: New WaysForward, pp. 39-50.

http://www.oecd.org/edu/innovation-education/19975192.pdf.

“Qualificationin Career Guidance and Development”, Handbook 2014-2015.

Autor, D.H. (2001), “Wiring the labor market”, Journal of Economic Perspectives, Vol. 15 (1), pp. 25-40.

Ginzberg, E. (1971), Career Guidance: Who Needs It, Who Produces It, Who Can Improve It, McCraw-Hill, New York.

Killeen, J., White, M. and Watts, A.G. (1992), The Economic Value of Careers Guidance, Policy Studies Institute, London.

Rosen, S. (1995), “Job information and education”, in M. Carnoy (ed.), International Encyclopedia of Economics of Education, 2nd edition, Elsevier Science, Oxford.

Woods, J. and Frugoli, P. (2002), “Information, tools, technology: Informing labour exchange participants”, paper prepared for the conference on Job Training and Labour Exchange in the U.S., jointly organised by the W.E. Upjohn Institute and the U.S. Department of Labor, Augusta, Michigan, September.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: