Предлагаем вашему вниманию статью ведущих специалистов в области профессиональной ориентации и психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения
О совершенствовании профориентации в условиях современной России
Социально-экономические преобразования в России, демократизация и гуманизация усилили интерес общества к проблеме самореализации и самоактуализации личности, где профессиональная деятельность занимает особое место. При переходе к информационному обществу изменяются потребности и структура рынка труда, рынка специалистов, в том числе и квалификационные требования к ним.
В условиях рыночной экономики возрастают требования к качеству подготовки специалистов, которые, в свою очередь, напрямую зависят от успешного профессионального самоопределения не только выпускников высшего и среднего профессионального образования, но и учащихся общеобразовательной школы.
По данным лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО, 50% старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями, а 46% ориентированы при выборе профессии на мнение родителей, родственников; 67% не имеют представления о сущности выбранной профессии. В значительной мере эта проблема решается качественно обоснованной системой профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Профессиональная ориентация, результатом которой является социально-профессиональное самоопределение, трактуется как система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
Новая социально-экономическая ситуация порождает особые проблемы:
· Противоречие между ориентацией на развитие высокотехнологического и наукоемкого производства и явно недостаточная ориентация сложившейся системы образования и конкретных людей (школьников, студентов и их родителей) на освоение соответствующих профессий. В итоге более половины выпускников вузов не работают по специальности.
· Противоречие между требованиями системной организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, с одной стороны, и преимущественно эпизодическая и однобокая помощь, с другой стороны.
· Противоречие между требованиями научной обоснованности профориентационной работы с опорой на лучший отечественный и мировой опыт, с одной стороны, и часто встречающийся дилетантизм в этой сфере, с другой стороны.
· Противоречие между огромной значимостью профориентации как для отдельной самоопределяющееся личности, так и для общества в целом, с одной стороны, и реальная недооценка данной работы, выражающаяся в недостатке времени на нее, в слабой подготовке специалистов-профконсультантов и т.п., с другой стороны.
· Необходимость подготовки самоопределяющейся личности к самостоятельному и осознанному выбору и построению карьеры в меняющихся условиях, с одной стороны, и реальная практика преимущественно манипулятивной профоконсультационной помощи, нередко организованной без активизации самих консультируемых, с другой стороны.
· Необходимость учитывать в работе с населением современные интеграционные и миграционные процессы на уровне мировой экономики, с одной стороны, и реальное недопонимание важности профориентации в решении кадровых вопросов в проведении миграционной политики и международном разделении труда, с другой стороны.
Решение этих проблем становится актуальной задачей и важнейшим условием не только совершенствования самой профориентационной работы, но и совершенствования всей кадровой политики государства. Недаром в США отмечали в 2003 г. 100-летие профориентации, подчеркивая ее важнейшую роль в социально-экономическом развитии страны и связывая дальнейшие перспективы ее развития с повышением качества профессионального образования.
Исторический экскурс и тенденции развития, реальный опыт работы в области профориентации
Анализ возникновения и развития профориентации в разных странах позволяет выделить важные тенденции и закономерности:
1. Само появление профориентации связано с увеличением в обществе реальной свободы выбора, предполагающей не только набор привлекательных и доступных профессий, но и готовность самих людей этой свободой воспользоваться.
2. Развитие профориентации проходит более успешно, когда со стороны государства есть реальная помощь и поддержка, выражающиеся в достаточном финансировании теоретических разработок и практики, контролируемой подготовке кадров, решении организационных вопросов (выделении помещений, создании льготных условий для взаимодействия разных социальных институтов при решении профориентационных вопросов и т.п.).
3. В этом смысле профориентация может рассматриваться как важнейшая управленческая задача, осуществляемая на разных уровнях: 1) школьная профориентация, а также трудовое воспитание дошкольников и школьников; 2) кадровый менеджмент на уровне организации и отраслей; 3) управление человеческими ресурсами на уровне региона, страны и даже мировой экономики. Как это ни парадоксально, все основные направления работы на всех этих уровнях — близкие, но нередко имеют разное обозначение. Потому важнейшая задача — согласовывать все действия, а для этого должен быть особый координирующий центр. Например, во второй половине 80-х годов прошлого века, в период достаточно успешного развития отечественной профориентации, таким центром был Отдел по профориентации при Госкомтруде СССР, возглавляемый О.П.Апостоловым.
4. Эффективность профориентации заметно возрастает, когда формируется система психолого-педагогической поддержки самоопределяющейся личности, выражающаяся в реальном взаимодействии ученых, профконсультантов-практиков, семьи, производства, медицинских учреждений, СМИ, общественных организации и др.
5. Эффективность профориентации повышается, когда работа ведется системно, комплексно: 1) по разным направлениям: профдиагностика, профотбор и профподбор, профинформация, морально-эмоциональная поддержка клиентов, помощь в конкретных профессиональных выборах, в планировании карьеры в контексте построения всей жизни и др.; 2) с использованием разных форм и методов работы: индивидуальные профконсультации, работа с группами и микрогруппами, классами, массовая профориентация; 3) осуществляется на разных этапах жизни человека, начиная с дошкольного возраста и заканчивая выходом на пенсию (например, выбор деятельности после выхода на пенсию).
6. Эффективность профориентации повышается, когда она проводится со всеми категориями населения: со здоровыми детьми, с подростками и взрослыми, инвалидами, осужденными и освобождаемыми людьми, пенсионерами, категориями группы риска (подростками и взрослыми), мигрантами и эмигрантами, уже работающими специалистами (в плане их дальнейшего карьерного роста, смены профессии или освоения нового вида деятельности). Соответственно участвовать в такой работе должны специально подготовленные педагоги и психологи, социальные педагоги и социальные работники, а также работники кадровых служб предприятий, консультанты служб занятости, врачи, работники правоохранительных органов, журналисты и др.
Осуществляемая в настоящее время профилизация старшей школы не только позволяет, но и предписывает общеобразовательному учреждению использовать ряд ранее недоступных временны2х, методических, организационных ресурсов, значимых для формирования у школьников готовности к продолжению образования, социально востребованной и профессиональной деятельности. В первую очередь, это нововведения в основной и старшей школе, привносимые профилизацией, которые имеют высокий профориентационный потенциал (элективные курсы создают образы трудовых действий, портфель индивидуальных достижений обеспечивает образовательную и профессиональную самоидентификацию). Они смогут обеспечить открытость школы для культурных, социальных и профессиональных общностей, а предусмотренная профилизацией организация сетевых форм взаимодействия общеобразовательных учреждений между собой и с объектами внешкольной социокультурной среды также создаст условия для повышения социальной зрелости подростков.
Изменения в подходах, диктуемые современными реалиями
Важнейшими особенностями современного периода развития отечественной и мировой экономики, которые заставляют по-новому взглянуть на перспективы развития профориентации, являются следующие.
1. Важность непрерывного и опережающего образования, предполагающего постоянный мониторинг рынка труда и оценку перспективы его изменения, на основе которого сама система профессионального образования должна постоянно корректировать структуру профессий, предлагаемых в учебных заведениях.
Причем если непрерывное образование — это образование «длиной в жизнь», то существует и другая ось в системе координат — «образование шириной в жизнь» — комбинация ресурсов формального (заканчивающегося выдачей сертификата), неформального (дополнительного) и информального (спонтанного, осуществляемого индивидуально, нередко — с использованием дистанционных технологий) образования.
2. Ориентация на выбор и освоение не одной, а нескольких профессий (включая и сочетание профессий высшего, среднего и начального образования у одного человека), что, во-первых, значительно расширяет возможности трудоустройства на рынке труда конкретного человека и, во-вторых, повышает качество рабочей силы (по критериям профессионализма и диапазона освоенных профессий) на уровне страны, отдельных регионов и конкретных организаций.
Примечательно, что, по мнению ряда исследователей, профориентация ХХI в. отличается от профориентации ХХ в. тем, что для части людей реальностью станет не просто смена профессий в течение жизни, а комбинирование своей, индивидуальной «профессии» (в кавычках, естественно) из мозаики компетенций (того, чего в той или иной ситуации требует от него работодатель или заказчик товаров и услуг).
Одно из предположений об изменении роли профессиональной ориентации в ближайшие годы заключается в том, что для значительной части людей не так важно будет найти свою нишу на рынке труда, сколько уметь сконструировать свой собственный профессиональный маршрут.
3. Ориентация на постоянное повышение квалификации (в условиях непрерывного образования) и непрекращающиеся карьерные выборы, что делает профориентационную помощь постоянной, сопровождающей всю жизнь человека. В этом смысле с учетом важности карьерных вопросов для всей жизни и личностного развития человека (профессия нередко рассматривается как «главное дело жизни») профориентационная и профконсультационная помощь должны стать органическим элементом (а может, и первоосновой) любых других видов психологического консультирования. Школьная профориентация является здесь важнейшей основой, которая во многом определяет и дальнейшее карьерное развитие человека.
4. Усложнение социально-экономической ситуации и постоянно расширяющиеся свободы личностного, жизненного и карьерного выборов требуют повышения готовности самоопределяющейся личности к самостоятельному и осознанному решению своих карьерных вопросов. Это предполагает постепенное перемещение акцентов в профориентационной работе от констатирующе-рекомендательных вариантов помощи к активизации самих клиентов и формированию у них умения ориентироваться в разнообразных ситуациях выбора и принимать ответственные решения.
Соответственно это возможно лишь при соблюдении следующих условий:
· увеличение времени на психолого-педагогическую поддержку самоопределяющимся клиентам (переход от одноразовых, эпизодических консультаций к многоразовым встречам);
· создание организационных условий для такой работы (к системной и комплексной работе);
· специальная подготовка профориентаторов, способных работать по разным направлениям, с разными категориями клиентов и с использованием разных методов);
· изменение самого отношения к профориентации (осознание ее реальной важности).
5. Требование системности работы, предусматривающее полагающее взаимодействие всех социальных институтов общества (школы, семьи, производства, системы профессионального образования, учреждений здравоохранения и др.). Система, в свою очередь, предполагает координирующий центр (совет), желательно, представляющий интересы государства и имеющий реальные возможности не только для контроля системы профориентации, но и для ее развития.
6. Требование комплексности работы, предусматривающее использование разных форм и методов работы, а также всего лучшего, что накоплено в различных отечественных и зарубежных подходах. При этом контроль за качеством используемых средств деятельности профориентаторов должны осуществлять компетентные специалисты через специально созданные органы (ассоциация, экспертные комиссии и др.).
7. Развитие оперативных и долгосрочных (прогностичных) показателей эффективности профориентации, на основе которых работа становится «понятной» как для профконсультантов (профориентаторов), так и для их клиентов, а главное — целенаправленной как в плане решения конкретных вопросов профоринетационной помощи, так и в плане более определенного развития самой системы профориентации. Это предполагает также разумное сочетание профориентационной помощи, ориентированной на решение конкретных задач в конкретных ситуациях и с четким результатом (например, успешность поступления в конкретный колледж, вуз), с одной стороны, так и задач, ориентированных на более отдаленное будущее с менее определенными результатами (например, сам «вектор» профессионального развития для конкретного человека, принятый и одобренный им), с другой стороны.
8. Построение профориентационной работы на идеях «компетентностного подхода», предполагающего не просто выделение, учет и развитие конкретных качеств, которые, возможно, пригодятся в какой-то деятельности, но и перенесение акцента на саму готовность человека решать определенные задачи, опираясь на разнообразные свои качества. Такой подход предполагает, с одной стороны, повышение уровня прагматичности профориентационной работы (ориентацию на конкретные виды труда), а с другой стороны, открывает перспективы для преодоления старой схемы соответствия «требований профессии» (профессионально важные качества) и «имеющихся качеств человека», что и являлось основанием для оценки его «профпригодности». Новый подход позволяет в перспективе учитывать саму готовность человека решать определенные задачи, опираясь на механизмы компенсации одних качеств другими, на формирование индивидуального стиля деятельности, приобретаемый опыт. Именно собственный, а не чужой опыт — элемент развития каждого человека. Воспитание и обучение (образование в целом) — это пространство социальной жизни, где создаются (взрослыми и самостоятельно детьми) условия для активного получения и критического анализа опыта. Особенно это важно для старшей школы, где становление и реконструкция опыта подростка идет особенно интенсивно и часто болезненно (настолько, насколько непроста любая интенсивная реконструкция).
Чтобы становление опыта стало действительно повседневной культурной практикой подростка, необходимо предусмотреть ряд условий:
· содержание образования раскрывается перед школьником как многообразие практических, прикладных форм его собственной деятельности во всех образовательных областях в виде самостоятельных учебных, исследовательских, творческих текстов, наглядных пособий, приборов, учебников, эссе, ИТ-презентаций, рецензий, статей, художественных текстов в школьных (классных) альманахах и журналах и т.п.;
· содержание конкретной практики определяется школьниками и учителем в зависимости от учебных и образовательных программ и проектов, однако критерии их выполнения всегда связываются с общепринятыми культурными нормами и образцами;
· опытом становятся только прожитые, пережитые, принятые и осмысленные (отрефлексированные) на личностном уровне практические ситуации действия, что возможно при организации аналитических форм участия в детско-взрослом школьном сообществе;
· каждая образовательная область дается школьнику через его культурные практики в формах собственных прикладных, исследовательских, творческих, социальных и иных проектов;
· накопление опыта должно носить безотметочный характер и анализироваться содержательно как накопление опыта успешности и значимости его самостоятельных действий.
9. Повышение взаимосвязи профессионального, жизненного и личностного самоопределения, когда все более важным для клиента (школьника или взрослого человека) становится не просто выбор какой-то профессии, но и выбор места в данном обществе, где с помощью своей профессии он становится полноценным (социально ценным) его гражданином. Подходы, господствовавшие до 2000 г., делали акцент лишь на эффективности человека по выбранной профессии и на его выгоде от данной деятельности (зарплата, карьерный успех и т.п.). Гармонизация взаимосвязи профессионального, жизненного и личностного самоопределения позволяет выходить на проблематику формирования системы ценностей и поиска смысла данного профессионального труда и всей жизни, что делает профориентационную работу важным условием социализации личности и ее гражданского становления.
Заметим, что и в профессиональном образовании в качестве важнейшей цели все чаще говорят о формировании личности специалиста (по сравнению со старыми взглядами, где на первый план выводилось формирование знаний, умений и навыков — ЗУНов). В новом, более современном подходе ЗУНы и успешность в конкретной профессии — это лишь одно из условий полноценного личностного и гражданского развития, где сочетаются интересы конкретного человека (стремящегося реализовать свой потенциал на общее благо) и интересы общества (стремящегося в идеале дать человеку возможности для такой самореализации).
Возможные проблемы и риски, связанные с поиском новых путей развития системы профориентации
Любые серьезные преобразования предполагают выделение и анализ возможных сложностей на пути к новым целям. Условно можно выделить следующие проблемы и риски, связанные с совершенствованием профориентации на современном этапе.
1. Риск «поспешности», когда от профконсультантов-новаторов требуют «быстрых результатов», не желая выделять время и средства для более обстоятельных исследований, серьезных разработок и для более обоснованных рекомендаций со стороны профконсультантов-практиков. Сюда же можно отнести и стремление решить все проблемы самоопределяющегося школьника как можно быстрее (поскорее выбрать профессию, дальнейший вариант обучения и т.п.). Хотя известна закономерность: чем совершеннее (цивилизованнее) общество, тем больше времени оно дает молодежи для размышления о своем будущем и на подготовку к самостоятельной жизни. В таких обществах даже период детства удлиняется по отношению ко времени всей жизни.
2. Риск «забалтывания» сложных проблем, когда появляются слишком много «авторитетов», между которыми возникают непрекращающиеся дискуссии. Смысл подобных дискуссий нередко связан с борьбой за финансирование (за получение денежных грантов и т.п.). При этом часто не учитывается, что в данной сфере уже давно и эффективно работают специалисты, которые сумели многого добиться даже в крайне неблагоприятных для отечественной профориентации условиях 1990-х — начала 2000-х годов. Новые «авторитеты» могут упрекать заслуженных работников профориентации прежних времен в том, что «они ведь ничего не смогли раньше изменить». При этом не учитывается, что в то время не было ни организационных, ни финансовых возможностей для успешного развития профориентации.
3. Риск неразберихи (показухи), когда может возникнуть много показушной суеты, но реального продвижения в создании системы профориентационной работы на уровне страны и регионов так и не сложится. Такая суета может показаться руководству, от которого зависит поддержка тех или иных псевдоспециалистов, признаком успешной работы, и тогда это сильно дезорганизует работу других профессионалов. К сожалению, это один из самых серьезных рисков. Главное здесь, чтобы у самих ответственных чиновников были добросовестные эксперты, которые помогут им определить, где «эффектная показуха», а где, действительно, важные и перспективные направления работы.
4. Риск некомпетентности, когда профориентационной работой начнут заниматься плохо подготовленные специалисты. Понятно, что вопрос подготовки и мотивации кадров-профориентаторов становится одним из решающих.
5. Риск ориентации на решение только текущих вопросов без учета перспективы развития страны, рынка труда и личности каждого конкретного клиента.
6. Риск перевода профконсультационных услуг исключительно в сферу коммерции, т.е. переход только к платной профориентации, консультированию. Или полного отказа от платных профконсультационных услуг. Мы считаем, что на данном этапе общественного развития важно стремиться к разумному сочетанию платных и бесплатных услуг во всех учреждениях, занимающихся профориентацией. Хотя в перспективе можно было бы порассуждать и о том, что все виды образовательной, психологической и медицинской помощи населению должны быть бесплатными, но пока приходится быть реалистами.
7. Риск сужения проблематики профориентационных услуг, когда все ограничивается только профдиагностикой или профинформированием. Как уже отмечалось, помощь должна носить комплексный характер, т.е. включать в себя профдиагностику, профотбор и профподбор, профинформирование (профрекламу, профпропаганду), морально-эмоциональную поддержку человека в сложной жизненной ситуации, помощь в конкретных выборах, помощь в планировании карьеры (в контексте планирования всей жизни и своего личностного развития).
8. Риск разобщенности в ответственности за профориентацию со стороны разных государственных органов, бизнеса. К сожалению, с одной стороны, сейчас о профориентации любят порассуждать все и как-то даже «поучаствовать» в соответствующих разработках (всячески «выбивая» себе дорогостоящие гранты на сомнительные исследования), а с другой стороны, мало кто хочет взять на себя ответственность за профориентацию и заняться реальной работой по созданию системы профориентации. Нам представляется, что в идеале необходимо создать специальную межведомственную структуру (или комитет) по вопросам кадровой политики страны (с представительствами в регионах и крупных городах), которая курировала бы и школьную профориентацию, и вопросы занятости, и разные вопросы управления человеческими ресурсами. Понятно, что в содержательном плане чиновники такого комитета должны опираться на современные и перспективные разработки авторитетных ученых и практиков.
Пока же мы наблюдаем лишь частичное решение вопроса о системе профориентационной работы. Например, даже служба занятости (при всех ее реальных заслугах), как правило, не занимается вопросами молодежной политики, хотя нередко сами профконсультанты многих центров занятости населения считают, что без этого их работа во многом неполноценна.
9. Риск построения работы по принципу «латания дыр» без учета перспективы развития рынка труда в стране. Например, даже упоминавшаяся служба занятости, как правило, больше реагирует на конкретные проблемы, складывающиеся в период экономического кризиса в тех или иных регионах и городах. В этом плане школьная профориентация (и профориентационная работа в профессиональных учебных заведениях) должна быть больше ориентирована на перспективу развития российской экономики.
10. Риск неквалифицированного контроля за работой профконсультантов со стороны некомпетентных лиц. Для снижения вероятности подобного риска необходимо:
· разработать основы независимого экспертирования профориентационных методов (включая вопросы валидизации и качества методик и другого инструментария), пособий по профориентации, профессиограмм и других материалов, используемых в профориентационной работе;
· разработать критерии экспертизы, основанные на уточнении целей профориентации с позиций общественной полезности и интересов самоопределяющейся личности;
· определить критерии и требования для привлечения самих экспертов.
Идеи социального партнерства в создании системы профориентации в стране
Необходимо консолидировать всех специалистов, как реально работающих в области профориентации, так и готовых в перспективе включиться в эту работу. Первый, наиболее реальный шаг к такой консолидации — создание «Ассоциации профориентаторов». Понятно, что уже в рамках такой ассоциации возможны дискуссии и согласованные решения по наиболее спорным вопросам. Объединять членов ассоциации должно стремление вывести отечественную профориентацию на более качественный уровень развития.
Поскольку системность и комплексность профориентационной работы предполагают участие в ней самых разных специалистов, то членство в ассоциации не должно ограничиваться только психологами и педагогами. Но одновременно нельзя допускать, чтобы проблематика, обсуждаемая в рамках ассоциации, была слишком размытой. Поэтому важно с самого начала определить, для достижения каких целей создается ассоциация. Мы считаем, что обозначенные ранее проблемы и возможные варианты их решения как раз и должны стать основой для уточнения целей и задач создания «Ассоциации профориентаторов» и ее функционирования на ближайшую перспективу.
Таким образом, изменившиеся требования к профессиональной компетентности современного специалиста, вызванные глобальными проблемами и динамическими переменами в любой социально-экономической сфере, делают необходимым внесение соответствующих изменений как в сфере образования, так и в области профессиональной ориентации школьников и других категорий молодежи, как важнейшей ее составляющей, с одной стороны, и, с другой стороны, как специальной деятельности, направленной на оказание комплексной поддержки (психологической, педагогической, медицинской, информационной), как правило, длительной в становлении социально-профессионального самоопределения.
В условиях рынка труда прослеживается и актуализируется не только в России, но и в мировом сообществе в целом тенденция развития среднего образования — усиление его взаимосвязи с профессиональным образованием и профессиональной ориентацией. Свидетельством этому служат:
- дифференциация обучения (профильное обучение), направленная на адаптацию к потребностям учащихся и согласование их с потребностями общества и рынка труда. Например, предоставление права выбора обучающимся программ элективных курсов, как правило, ориентированных в пользу социальной и экономической значимости; применение блочно-модульного принципа при составлении программ;
- направленность содержания образования на индивидуализацию (индивидуальные учебные программы, портфолио и др.);
- увеличение в содержании образования практико-ориентированной составляющей (социальные практики, проектная, исследовательская деятельность);
- формирование, развитие у обучающихся обобщенных действий (социальные и профессиональные компетенции, востребованные в любой практической, в том числе и в профессиональной, деятельности);
- акцентирование внимания на профессиональной ориентации обучающихся, т.е. на оказании им психолого-педагогической помощи в выборе профиля обучения, пути продолжения образования, в приобретении профессии и трудоустройстве (специальные ориентационные курсы, центры психологической поддержки и профессиональной карьеры);
- привлечение к решению проблем образования широкого круга социальных партнеров — представителей различных профессий в целях создания более разнообразной образовательно-информационной среды (создание адаптационных рабочих мест, мастерских на производстве, «инкубаторов»; полевые практики; участие школьников совместно со специалистами в выполнении социальных заказов и проектов).
С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников, Н.Ф. Родичев