Главная задача педагога(психолога)-профконсультанта при проведении индивидуальной профессиональной консультации — помочь учащемуся сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии.
Для этого в практике широко используются бланковые материалы, которые содержат информацию об особенностях профессий (профессиокарты, профессиограммы), учебных заведениях, вакансиях, условиях поступления на работу и т.д., а также компьютерные программы. Однако основным методом индивидуальной профессиональной консультации остается профориентационная беседа, целью которой является принятие учащимся решения о выборе профессии.
Остановимся на основных этапах индивидуального профессионального консультирования (беседы):
- выделение учащимся собственных возможностей (профессионального трудового потенциала, общих и специальных знаний, умений, навыков, возможного профессионального опыта);
- определение учащимся собственных ограничений (психологических, медицинских и т.п.);
- подбор профессии в соответствии с профессиональными склонностями, сложившимися способностями, приобретенными умениями, знаниями, навыками, но и ограничениями (заболеваниями).
При этом следует предусмотреть возможные запасные варианты выбора учащимся профессии. Для этого необходимо подвести консультируемого к обдумыванию освоения выбранной профессии, к осознанию следующих аспектов: каким представляется ему будущий образ жизни; что он будет делать в ближайшее время, с кем взаимодействовать; каковы его ближайшие и перспективные цели, конкретные пути и средства их достижения; в чем заключаются внешние и внутренние препятствия; каков запасной вариант.
Педагог(психолог)-профконсультант должен учитывать психологические закономерности, свойственные разным этапам проведения индивидуальной профориентационной консультации (беседы). Игнорирование принципа завершенности каждого этапа может привести к безрезультативности всей профконсультационной работы в целом.
В ходе индивидуального профессионального консультирования выделяются следующие этапы.
Этап 1. Знакомство. Этот этап во многом определяет успешность всей последующей работы. Основная цель — создание атмосферы доверия и взаимопонимания между консультантом и учащимся. Необходимо снять то нервное и физическое напряжение, которое вызывают у консультироваемого новизна ситуации и официальность обстановки приема. При этом можно использовать в первую очередь невербальные компоненты общения.
Этап 2. Вступление (ввод в профессиональное общение). Цель — выработка договоренности о продолжительности консультации и ожидаемых профконсультантом и учащимся результатов. Следует максимально четко определить принцип общения «на равных»; объяснить учащемуся, что выбор окончательного решения зависит только от него, а консультант лишь помогает сориентироваться в его проблемах и возможностях их решения.
В начале беседы необходимо провести наблюдение за настроением собеседника (спокойный, тревожный, угнетенный, агрессивный и т.п.) и в связи с этим построить свою дальнейшую работу. Наиболее информативными в этом отношении являются невербальные реакции человека: спокойствие или суетливость поведения; тихий или громкий голос; замедленный или быстрый темп речи; интонация, мимика, взгляд, жесты, поза, дыхание, дистанция между собеседниками, побледнение или покраснение кожи.
Оценки эмоционального состояния собеседника педагог(психолог)-профконсультант может проверять и уточнять вопросами, касающимися его чувств и переживаний: «Что вы при этом чувствовали?», «Вам кажется, что…?», «Вам нравится такое положение?», «Вы чувствуете беспокойство по поводу…?» и т.д. В этих целях можно использовать приемы рефлексивного активного слушания или специальные психодиагностические методики.
Навыки определения состояния консультируемого должны дополняться умением профконсультанта им управлять. Если человек находится в тревожном или подавленном состоянии, для оказания психологической поддержки начинать консультацию надо с выяснения его причин. Только после этого следует переходить к основному содержанию профориентационной беседы.
Показателем профессионализма профконсультанта может служить умение работать с человеком, находящимся в тревожном или неуравновешенном состоянии, без потери собственного душевного спокойствия. Недопустимо личностное реагирование на отрицательные эмоции консультируемого, что может привести к неспособности профконсультанта выполнять свою работу на должностном профессиональном уровне.
Этап 3. Выявление потребностей и запросов консультируемого. В ходе беседы необходимо уточнить конкретные обстоятельства жизни и определить, в чем заключаются проблемы учащегося. Для этого можно использовать вопросы, начинающиеся со слов «Кто?», «Когда?», «Где?», «Как часто?», «По какой причине», а также уточняющие вопросы типа «Что вы имеете в виду…?», «Когда это произошло?», «Пожалуйста, приведите мне пример…», «Было ли в подобных случаях по-другому?», «Что является причиной вашего…?» и т.д. Цель вопросов — уточнение изложения проблемы консультируемого. Профконсультант должен понимать, что для профессионально грамотной работы следует ориентироваться в реальных фактах, а не в их интерпретации.
Для выявления запроса необходимо не только знать конкретную ситуацию, но и определить ее мотивы и ценностные ориентации учащегося. Выяснить это можно непосредственно в ходе беседы, задавая вопросы типа: «Почему это так для вас значимо?», «Почему вы этого хотите?», «Почему для вас важно, чтобы получилось (произошло)…?» и т.п.
При выявлении запроса следует понимать, что любое обращение к профконсультанту, как правило, имеет две стороны. Одна, «внешняя», сторона отражает формулирование проблемы самим человеком и его ожидания от консультации. Другая, «внутренняя», сторона воспроизводит психологическое содержание, стоящее за обращением к профконсультанту. При этом «внутренняя» сторона запроса может не осознаваться самим консультируемым, и выявление ее — задача консультанта. Игнорирование такой ситуации приводит к непониманию профконсультантом консультируемого, а это, в свою очередь, может провоцировать у последнего агрессивные реакции и вызвать чувство неудовлетворенности консультацией, что часто выражается в формулировании отношения к профконсультанту как к «плохому специалисту».
«Внешняя» сторона запроса может формулироваться в виде мотивов:
- получения профессии;
- профессионального самоопределения;
- выбора направления обучения;
- получения конкретной помощи в реализации профессиональных планов и преодолении затруднений.
«Внутренняя» же сторона запроса может выражаться в виде:
- эмоциональной поддержки и сочувствия;
- способа справиться с повышенной тревожностью;
- помощи при наличии заниженной самооценки и переживания чувства невозможности справиться с ситуацией собственными силами;
- подтверждения своей правоты в сложной жизненной позиции;
- совета в ситуации выбора и т.д.
Как видно, «внутренний» запрос консультируемого часто может служить основанием для оказания ему психологической поддержки.
В соответствии с интересами и склонностями консультируемого определяются предпочтительная сфера профессиональной деятельности и конкретная профессия, отвечающие его возможностям.
Этап 4. Диагностика интеллектуальных и личностных особенностей консультируемого. В ряде случаев (сложность выбора профессии, незнание своих склонностей и способностей, невыраженность профессиональных интересов и др.) возможно проведение психодиагностики. Цель — определение уровня интеллектуального развития консультируемого, его специальных способностей, свойств характера, темперамента, особенностей эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер.
Применяя психодиагностические методы, профконсультант должен руководствоваться принципом необходимости и достаточности при получении психологической информации. В профконсультировании основным предметом диагностики являются индивидуальные особенности, обеспечивающие профессиональную пригодность. Сравнивая достаточно устойчивые индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессиональной деятельности, профконсультант может скорректировать профессиональный выбор или дать рекомендации по развитию необходимых качеств.
Использование в процессе профконсультации личностных опросников зависит от уровня профессиональной квалификации профконсультанта и от запроса консультируемого. В данном случае необходимо следовать нормам психодиагностической практики.
Применение диагностики предполагает обязательное знакомство консультируемого с ее результатами и рекомендациями профконсультанта. После проведения диагностики устойчивых, являющихся относительно постоянными в течение длительного периода, индивидуальных особенностей профконсультант дает рекомендации следующего типа:
- как консультируемому соотнести свои профессиональные намерения и способности;
- какие профессии и виды деятельности можно считать наиболее подходящими для консультируемого;
- как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить его стихийное формирование путем проб и ошибок.
Профконсультанту необходимо быть особенно осторожным в рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и способностей, учитывая, что они могут развиваться в профессиональной деятельности при соответствующей мотивации.
Этап 5. Выход из контакта. Цель — осуществление выхода из контакта. На этом этапе необходимо закрепить положительный эффект от консультации. Для этого рекомендуется еще раз проговорить основные выводы, к которым консультант и консультируемый пришли в результате беседы.
Окончание консультации нужно построить таким образом, чтобы у учащегося не осталось чувства потраченного попусту времени; он должен ощущать, что разговор с профконсультантом дал ему что-то новое в понимании своей проблемы и возможных путей ее решения, в представлении своей дальнейшей жизненной перспективы и привел к уменьшению внутренней тревоги.
Рекомендуется заканчивать консультацию личностно ориентированными фразами, демонстрирующими консультируемому доброжелательность и заинтересованность в его проблемах: «Желаю успеха», «Всего наилучшего», «Удачи вам» и т.п. Желательно, чтобы эти фразы сопровождались соответствующими невербальными проявлениями: улыбкой, дружеским кивком и т.п.
Вопросы и задания
1. Что такое профессиональное консультирование?
2. В чем состоит сложность индивидуального профессионального консультирования?
3. В чем отличие профессионального информирования от индивидуального профессионального консультирования?
4. Какие формы, методы и методики наиболее часто используются в практике индивидуального консультирования?
5. Составьте таблицу наиболее эффективных средств профессионального консультирования, которые возможно использовать в профориентационной работе со старшеклассниками.
Таблица средств профессионального консультирования старшеклассников
Формы |
Методы |
Методики |
|
|
|
|
|
|
6. Составьте памятку для профконсультанта об основных этапах индивидуального профессионального консультирования.
7. Напишите план индивидуального профессионального консультирования старшеклассников. Обоснуйте ваш выбор методов и методик.
Вершинин С.И., Савина М.С., Махмудов Л.Ш., Борисова М.В. Индивидуальное профессиональное консультирование // Вершинин С.И., Савина М.С., Махмудов Л.Ш., Борисова М.В. Основы профориентологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С.73-77.