Кабинет профессиональной ориентации в общеобразовательной школе

Кабинет профессиональной ориентации в общеобразовательной школе

Кабинет профессиональной ориентации в общеобразовательной школе выполняет задачу концентрации и технологической организации используемых в образовательном учреждении средств психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения молодежи, которые либо сосредоточены в одном помещении, либо частично распределены на территории образовательного учреждения, при отсутствии для кабинета отдельного помещения и при условии возможности их портативного перемещения и оперативного развертывания для проведения групповых занятий.


Исключение составляет стационарное совмещенное рабочее место педагога и консультируемого подростка.

Деятельность кабинета профессиональной ориентации направлена также на профориентационно значимую интеграцию ресурсов формального, неформального (дополнительного) и информального (спонтанного) образования учащихся всех возрастных групп. Кабинет создает условия для деятельности педагогов и психологов школы по совершенствованию имеющихся, разработке и проверке новых педагогических технологий поддержки профессионального самоопределения подростков, составлению индивидуального рабочего профориентационного портфеля педагога. Важнейшим условием эффективности деятельности является использование в кабинете профессиональной ориентации электронных и дистанционных инструментов поддержки профориентационно значимой активности учащихся и педагогов. Уровень и характер их использования определяются самим общеобразовательным учреждением в зависимости от степени участия кабинета профориентации в жизни города и округа, уровня ИКТ-грамотности ответственного за профориентацию, наличия в кабинете профориентации или школьном медиацентре соответствующего оборудования.

Сформулируем основные цели кабинета профессиональной ориентации в общеобразовательной школе:

  • создание условий для профессиональной ориентации обучающихся, поддержка их профессионального самоопределения, разработка программ подготовки будущих выпускников к проектированию послешкольного образовательно-профессионального маршрута;
  • психолого-педагогическое и информационное обеспечение сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение и координация профориентационно значимого социального партнерства между образовательным учреждением и службами занятости, профессионально-производственным и социокультурным территориальным окружением;
  • взаимодействие с окружным ресурсным центром по проблемам научно-методического обеспечения профессиональной ориентации.

Для реализации поставленных целей кабинетом профессиональной ориентации решаются следующие задачи:

  • обеспечение учащихся и их родителей актуальной информацией о состоянии рынка труда и образовательных услугах (общего образования на старшей ступени, профессионального образования);
  • оказание учащимся профориентационной диагностико-рекомендательной помощи;
  • оказание учащимся педагогической и психологической помощи в обнаружении и преодолении проблем в планировании продолжения образования;
  • обеспечение учащихся современными инструментами приобретения и рефлексивного осмысления профориентационно значимого социального опыта (как при изучении основных образовательных областей, так и при интеграции ресурсов формального, неформального и информального образования);
  • обеспечение организации и развития профориентационно значимых детско-взрослых сообществ на базе современных средств компьютерно-опосредованной коммуникации;
  • подготовка педагогов школы или сети школ к оказанию психолого-педагогической и информационной поддержки учащимся в их профессиональном самоопределении;
  • согласование содержания, форм и методов профориентационной работы с особенностями реализации в образовательном учреждении моделей профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников, использование профориентационно значимых возможностей профильных и элективных ориентационных курсов;
  • координация ресурсов профориентационной работы в пределах образовательного учреждения, в сети школ при взаимодействии с ресурсным центром профессиональной ориентации, обеспечение профориентационно значимого социального партнерства между школой, службами занятости, профессионально-производственным и социокультурным территориальным окружением;
  • распространение опыта профориентационной деятельности кабинета, создание положительного имиджа образовательного учреждения;
  • предоставление доступа к тематической литературе и информационным ресурсам.

Основными направлениями работы кабинета с обучающимися являются информационно-справочная, просветительская работа (размещение актуальной профориентационно значимой информации в помещении школы — на стендах с бумажными носителями, электронных информационных настенных панелях и стационарных терминалах); информирование о результатах ЕГЭ при зачислении в учебные заведения профессионального образования; обеспечение доступа к справочной литературе и электронным информационным источникам о путях продолжения образования; организация лекций по профориентационной проблематике; налаживание контактов учащихся с представителями предприятий, учреждений, с бывшими выпускниками — носителями профессионального опыта; информирование о тематических выставках и других профориентационно значимых событиях за пределами школы и сети школ.

Также кабинет проводит диагностико-консультационную работу с учащимися по проблемам их готовности к продолжению образования, оказывает им помощь в принятии решения о выборе пути продолжения образования; оказывает подросткам морально-эмоциональную поддержку в выборе пути продолжения образования посредством тренингов, школьных конкурсов и праздников профориентационной направленности. Кабинет профессиональной ориентации в общеобразовательной школе обеспечивает защиту прав учащегося при переходе от учебы в общеобразовательном учреждении к профессиональному образованию и трудовой деятельности; организует проведение профессиональных проб, социальных практик, экскурсий на предприятия, производственной практики на базе колледжей и вузов.

В ходе работы используется профориентационный потенциал предпрофильной подготовки и профильного обучения (элективные и профильные курсы, портфолио, работа с образовательной картой территории). При наличии технической возможности в кабинете создаются условия для компьютерно-опосредованной профориентационно значимой коммуникации учащихся, а также обеспечивается использование инструментов электронной фиксации индивидуальных профориентационно значимых результатов подростка.

Возможны два основных варианта ресурсного обеспечения кабинета — базовая и расширенная комплектация. Расширенная комплектация обеспечивается в случае отведения под кабинет специального помещения, позволяющего разместить не менее 15 учащихся за отдельными рабочими местами, оборудованными персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть и имеющими доступ в сеть Интернет. В случаях отсутствия свободных площадей предусматривается базовая комплектация кабинета, позволяющая разместить его в учебных предметных кабинетах, в школьном медиацентре или библиотеке.

Оформление кабинета должно отвечать требованиям доступности и наглядности, привлекать внимание актуальностью тематики. Вне зависимости от комплектации кабинета его визуальная экспозиция, представленная на стендах, электронных информационных настенных панелях и стационарных терминалах, должна быть не только реализована в помещении, отведенном под кабинет, но и продолжена в других учебных, а также рекреационных помещениях.

Базовая комплектация кабинета предусматривает совмещенное рабочее место педагога и консультируемого подростка и наличие развертываемого оборудования для проведения групповых занятий в этом или других помещениях школы (учебные классы, библиотека, школьный медиацентр). Совмещенное рабочее место педагога и консультируемого подростка должно предусматривать два персональных компьютера (с установленным базовым пакетом программного обеспечения, специализированными программами и базами данных, необходимыми для реализации профориентационной работы в школе), объединенные в локальную сеть и имеющие доступ в сеть Интернет, оборудованные DVD-приводами, наушниками, подключенными устройствами для сканирования и тиражирования документов, использования телекоммуникационных каналов электронной аудиовидеосвязи, средствами стационарной аудиовидеозаписи, портативным фотоаппаратом, мебелью и оборудованием для хранения литературы, материалов, документов. Помимо совмещенного рабочего места педагога и консультируемого подростка базовая комплектация предусматривает возможность использования в этом или другом помещении мультимедийного проекционного оборудования для проведения занятий с учащимися в количестве не менее 15 человек. Для проведения таких занятий необходимо предусмотреть наличие совмещенного рабочего места педагога и консультируемого подростка и возможность его портативного перемещения.

Расширенная комплектация кабинета предусматривает размещение непосредственно в кабинете профориентации более крупной локальной сети; организацию работы класса с одновременным выходом в Интернет всех рабочих станций; возможность тиражирования печатных материалов, оперативного пополнения баз данных и т.д. Число компьютеров в кабинете и их размещение в этом случае определяются согласно Санитарным правилам и нормам для учебных помещений.

В кабинете должны быть представлены:

  • обзорная карта территориального образовательного, профессионально-производственного, социокультурного окружения школы с информацией о профориентационно значимых возможностях профильного обучения;
  • адаптированная для восприятия подростками информация об основных тенденциях и изменениях на рынке труда, о его требованиях к участнику трудовых отношений, об основных изменениях в экономике и социальной сфере столичного региона, о произошедших за последнее время демографически-миграционных сдвигах;
  • навигационные схемы путей продолжения образования по окончании 9 и 11 классов со ссылками на унифицированные (базы данных) и оригинальные (рекламные проспекты и буклеты, официальные сайты) способы получения информации об образовательных учреждениях, условиях поступления в них, характеристиках обучения, перспективах дальнейшего образования и трудоустройства, днях открытых дверей, контактах с координаторами по привлечению абитуриентов;
  • информация об окружном центре профессиональной ориентации и предоставляемых им услугах, территориальных подразделениях службы занятости, молодежных кадровых агентствах;
  • информация о территориально доступных учреждениях дополнительного образования, о возможности участия в олимпиадах, конкурсах, общественных акциях, молодежных грантах и т.д.;
  • демонстрационные примеры использования учащимися информационно-справочных источников; диагностико-консультационной помощи; работы по проблемам готовности к продолжению образования; помощи в принятии решения о выборе пути продолжения образования; применения средств морально-эмоциональной поддержки; обеспечения правовой защиты, прохождения профессиональных проб, социальных практик, участия в экскурсиях, подготовке портфолио, компьютерно-опосредованной профориентационно значимой коммуникации и т.д.;
  • диагностический материал для изучения интересов, склонностей, способностей, образовательных запросов школьников, их психофизиологических качеств, готовности к обучению по выбранным направлениям и специальностям; банк специализированных психодиагностических методик для использования психологом в профориентационных целях.

Специалистам, реализующим средства профессиональной ориентации, должны быть доступны: методические материалы по подготовке школьников к принятию решения о выборе направления продолжения образования; методические разработки, пособия по организации социальных практик; учебные планы и программы ориентационных элективных курсов; специализированная психолого-педагогическая литература, методические рекомендации и пособия для педагогов и родителей. В кабинете должны быть представлены профориентационные цифровые образовательные ресурсы на CD- и DVD-носителях. Информация об имеющейся в кабинете литературе, методических рекомендациях и пособиях, дидактических материалах должна быть представлена в картотеке доступных для использования ресурсов.

Информационная поддержка профессионального самоопределения учащихся предполагает организацию их доступа к обновляемой информации о региональном рынке труда, тенденциях его развития, спектрах вакансий; о территориальных возможностях продолжения образования в старшей школе (с учетом сетевых форм профильного обучения, индивидуальных учебных планов, экстерната и т.д.), об учреждениях среднего и высшего профессионального образования и навигационных инструментах ориентации в массиве информации о них; о текущем состоянии применения результатов ЕГЭ при зачислении в учебные заведения профессионального образования. Условием эффективной работы кабинета является использование актуальной профессиографической базы данных и информации о возможностях получения дополнительной информации о профессиях. Представители профессионально-производственного окружения школы, скорее всего, смогут предоставить кабинету информацию о продуктах и услугах предприятий и фирм; образцы, знакомящие с содержанием работы и технологическими процессами.

В обязанности заведующего кабинетом профессиональной ориентации в общеобразовательной школе входит участие в работе сетевого методического объединения школьных профориентологов, окружных и городских семинаров и конференций, в том числе в режиме дистанционного взаимодействия; информирование администрации школы и педагогов о ходе развития профориентационной работы в муниципалитете и регионе, о профессионально-производственных изменениях в экономике и социальной сфере территории, о демографически-миграционных сдвигах. Он знакомится с планами профориентационной работы учителей-предметников, классных руководителей, педагогов-психологов, руководителей методических объединений, кружков, заведующей библиотекой, сотрудников школьного медиацентра и при необходимости их корректирует; посещает уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия курсов, факультативов с целью выявления положительного профориентационно значимого опыта работы.

Заведующий кабинетом профориентации готовит необходимые материалы для обсуждения на заседаниях педагогического, управляющего, попечительского советов, родительских собраниях, методических объединениях учителей, деловых встречах с социальными партнерами и сотрудниками окружного ресурсного центра профессиональной ориентации. Он принимает меры по оснащению и оформлению кабинета мебелью, ИКТ-оборудованием, цифровыми образовательными ресурсами, информационными, методическими и дидактическими материалами, специальной литературой. Он координирует работу с окружным ресурсным центром профессиональной ориентации; с социальными партнерами и сетями школ с целью организации совместной работы; формирует банк литературы, цифровых ресурсов, методических и дидактических материалов; составляет расписание проведения индивидуальных и групповых профконсультаций с обучающимися; проводит с педагогами занятия по актуальным проблемам профессионального самоопределения школьников, оказывает им помощь в подборе необходимой информационно-методической литературы и дидактических материалов.

Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Кабинет профессиональной ориентации в общеобразовательной школе: цели, задачи, основные направления, ресурсное обеспечение // Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие для учителей 1 – 11 классов. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2010. – С. 203-210.