Ввиду того, что столь важную роль в социализации человека в обществе может играть профессиональное ориентирование, следует подчеркнуть его важность для социализации людей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
Прежде чем приступать к рассмотрению профессионального самоопределения как результата профориентационной работы, необходимо понять взаимосвязи основных компонентов профессионального самоопределения [Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.: МПСИ, 2002. — C. 11].
В педагогике профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Оно является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии [Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — С. 224]. Э.Ф.Зеер трактует профессиональное самоопределение как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации [Зеер Э.Ф. Психология профессий. — М.: Деловая книга, 2003. — С. 13].
Н.С.Пряжников рассматривает профессиональное самоопределение как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также как нахождение смысла в самом процессе самоопределения [Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.: МПСИ, 2002. — С. 10]. Для молодого человека с ОВЗ важен именно процесс поиска смысла, где отдельные смыслы — это лишь промежуточные этапы процесса. При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения. Одной из наиболее сложных проблем является поиск смысла для самоопределяющегося человека.
Профессиональное самоопределение не только выбор конкретной профессии, но и выбор всей жизни. Человек часто выбирает не только данную профессию, но нечто более важное, то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни.
Работа играет важную роль в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и оказывает большое влияние на их состояние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессией влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для подростка с ОВЗ, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Для молодых людей с ОВЗ профессиональное самоопределение можно трактовать как длительный процесс развития отношений к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности или профессионалу. Динамика профессионального самоопределения есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям. Процесс профессионального самоопределения — это самоанализ, самопознание и самооценивание собственных способностей и ценностных ориентаций; понимание степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии; саморазвитие у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки. Следовательно, содержанием активного самоопределения выступают процессы самопознания, самооценивания и саморазвития.
Выбор профессии — это во многом выбор между стратегией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, — с другой [Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 37]. Поэтому профессиональное развитие на разных этапах жизнедеятельности является то результатом, то средством развития личности.
Н.В.Прусова рассматривает выбор будущей профессии как результат учета достаточно большого числа факторов, к которым относятся семейное положение, собственные интересы, склонности и возможности, место проживания, биография. Очень важное значение для подростка с ОВЗ имеет осведомленность о реальной ситуации трудовой деятельности в выбранной профессии, критериях пригодности и заработной плате. Такая осведомленность может помочь заранее подготовить подростков с ОВЗ, поскольку зачастую в момент обучения (в высшем или среднем профессиональном учебном заведении) не всегда выпускники имеют адекватное представление о современном рынке труда, что в дальнейшем может помешать им реализовываться в выбранной специальности [Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Конспект лекций. — М.: Эксмо, 2008. — 160 с.].
Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать у студента с ОВЗ внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать свое развитие (профессиональное, жизненное и личностное).
Исходя из вышеизложенного программа профессиональной ориентации должна включать в себя систему научно обоснованных мероприятий, которые направлены на подготовку студента с ОВЗ к выбору профессии с учетом личностных, физиологических особенностей человека и социально-экономической ситуации на рынке труда [Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8—11 классы)].
Существуют определенные ограничения в выборе профессии, связанные с различной нозологией заболевания лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Процесс профессиональной ориентации подростков с ограниченными возможностями включает несколько этапов.
Первый этап — это подготовительный, на этой стадии определяется трудовой прогноз, основанный на результатах клинического заключения. В рамках этого этапа необходимо: определить максимально полный круг объективно показанных подростку-инвалиду видов профессиональной деятельности; выделить круг профессий, соответствующих интересам и склонностям молодежи с ограниченными возможностями здоровья; сформулировать профрекомендации; оценить адекватность профессиональных планов в целом.
Второй этап — формирующий (коррекционный). На данном этапе решаются задачи по ориентации детей на показанные им виды профессиональной деятельности. В отличие от первого второй этап является более длительным по времени и может включать в себя: учебно-лекционные занятия, тематические экскурсии, психологические тренинги по формированию эмоциональной и личностной готовности к выбору профессии, трудотерапию, игротерапию, профконсультации, внеклассные мероприятия и т. д.
Третий этап — адаптационный, проводится фактически в процессе трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями жизнедеятельности. На данном этапе рекомендуется проводить диагностику эмоциональной и личностной удовлетворенности молодежи с нетипичными проблемами здоровья трудовой деятельностью.
Показателями успешной профессиональной ориентации могут быть коммуникативная и организационная активность, степень владения различными умениями и навыками, эмоциональная пластичность и др.
Эффективность профориентационных мероприятий во многом будет зависеть от того, насколько тесен контакт с родителями, учебными заведениями, учреждениями, отвечающими за профподготовку и трудоустройство. Эта работа должна носить комплексный, последовательный характер и пронизывать все стороны учебного и воспитательного процесса [Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.].
Решая проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья лиц с ОВЗ [Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья].
Исходя из всего вышеизложенного, следует подчеркнуть, что одной из важных особенностей профориентации для людей с ОВЗ должен быть учет их индивидуальных и физиологических особенностей, потребностей и интересов; необходимо делать упор на положительные аспекты личности инвалида; важным является также поощрение инициативы, самостоятельности людей с ОВЗ. Сама профориентационная работа должна строиться на таких принципах, как систематичность, последовательность, планомерность, поскольку соблюдение всех этих принципов может привести к положительным результатам. Работа должна включать в себя два этапа:
первый этап — выявление объективно доступных видов профессиональной деятельности, выделение тех профессий, которые могли бы соответствовать возможностям здоровья, склонностям и личностным особенностям инвалидов;
второй этап — разработка и реализация программы профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Пряжникова Е.Ю.