Психологические особенности лиц с нарушениями двигательного развития (нарушениями функций опорно-двигательного аппарата)

Психологические особенности лиц с нарушениями двигательного развития (нарушениями функций опорно-двигательного аппарата)

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и степени тяжести.


По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата делятся на следующие группы:

  • тяжелые нарушения. Лица с тяжелой степенью нарушения опорно-двигательного аппарата характеризуются отсутствием навыков самообслуживания или частичным владением ими, нарушениями или несформированностью прямостояния и ходьбы, невозможностью захвата и удержания предметов. Такие лица передвигаются только с помощью ортопедических приспособлений. Успешность овладения профессиональными навыками у лиц с тяжелыми формами нарушения функций опорно-двигательного аппарата не представляется возможной;
  • средняя степень нарушений — наиболее многочисленная группа. Лица со средней степенью тяжести нарушений могут самостоятельно передвигаться на ограниченное расстояние, владеют навыками самообслуживания, однако эти навыки, как правило, недостаточно автоматизированы. Успешность овладения профессиональными навыками у таких лиц строго индивидуальна и зависит от многих факторов — характера дефекта, степени выраженности дефекта, сформированности волевой сферы;
  • легкая степень нарушения. Лица с легкими двигательными нарушениями передвигаются самостоятельно, уверенно чувствуют себя как в помещении, так и на улице, у них в достаточной степени сформированы навыки самообслуживания. Однако у них могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения и другие проявления нарушения двигательных функций.

Общими признаками всех видов нарушений являются:

  • упрощенные рефлекторные формы двигательной активности (не соответствующие возрастным нормам);
  • задержка формирования всех основных моторных функций.

Назовем виды двигательных дефектов при нарушениях опорно-двигательного аппарата:

  • параличи и парезы. Паралич — полное отсутствие возможности совершать произвольные движения. Парез — слабая форма паралича, выражающаяся в ограничении возможности совершать произвольные движения (ограничение объема движений, снижение мышечной силы и т.п.);
  • нарушение мышечного тонуса. Как правило, нарушения двигательных функций сопровождаются повышением мышечного тонуса или изменчивостью мышечного тонуса. Эта особенность лиц с нарушениями двигательной сферы не позволяет им выполнять те виды профессиональной деятельности, для которых необходимы скоординированность или ритмичность движений (сборка деталей и механизмов, управление движущимися объектами, работа, требующая быстрого реагирования на сигналы и т.п.);
  • синекизии — это непроизвольные движения, которые сопутствуют произвольным (например, движение рук при ходьбе). Наличие патологических синекизий затрудняет выработку автоматизированных моторных профессиональных навыков;
  • несформированность реакций равновесия;
  • нарушения ощущения движений. Эти нарушения ведут к затруднениям в определении положения собственного тела в пространстве, в сохранении и удержании позы, к нарушениям координации движений. У многих лиц также искажено представление о собственных движениях, что приводит к нарушениям во взаимодействии с окружающей средой, в выработке моторных навыков и т.п.;
  • насильственные движения. К насильственным движениям относят непроизвольные неконтролируемые двигательные реакции (например, тремор рук). Такие движения затрудняют выполнение произвольных движений и овладение двигательными навыками.

Кратко перечислим психологические особенности, которые проявляют лица с нарушениями двигательного развития в процессе учебной деятельности.

1. Внимание лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характеризуется повышенной истощаемостью. Их работоспособность быстро снижается, обучающиеся с трудом сосредотачиваются на задании.

2. У лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата наблюдаются отклонения в функционировании зрительного анализатора в виде затруднения фиксации взора на объекте, недостаточного уровня развития прослеживающей функции глаз, ограничения поля зрения.

3. 60–70 % лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата свойственно нарушение речи в форме дизартрии (нарушения произношения звуков), связанное с тем, что у таких лиц затруднено ощущение положения языка и губ.

Солнцева В.А., Белова Т.В. Психологические особенности лиц с нарушениями двигательного развития (нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) // Справочник по организации и проведению профориентационной работы — М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. — С. 97–99.