Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. Наиболее не подготовленными к рыночным отношениям оказались выпускники общеобразовательных школ, специальных средних и высших учебных заведений. Одной из основных причин этого является отсутствие целенаправленной профессиональной ориентации на всех возрастных этапах в системе непрерывного образования. Одним из способов решения указанных проблем является организация и проведение профессиональных проб.
Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах современного мира труда. Целенаправленно указанные задачи в условиях общеобразовательной школы призвана решать образовательная область «Технология», а одним из методов их решения является профессиональная проба.
Врезка. Профессиональная проба — профессиональное испытание, или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. |
В ходе профессиональных проб для учащихся:
- даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
- моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
- определяется уровень готовности школьников к выполнению проб;
- обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.
Профессиональные пробы дифференцируются по возрасту учащихся (табл. 1).
Таблица 1. Классификация профессиональных проб по возрасту
Классы |
Характер профессиональных проб |
1—4 |
Пропедевтический |
5—7, 8—9, 10—11 |
По уровню готовности к их выполнению, по содержанию, формам и средствам их реализации |
Особенности профессиональных проб. Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности.
В этой связи особенностями профессиональной пробы являются следующие:
1) диагностический характер пробы, т.е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК);
2) результатом каждого этапа и итога профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности — изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала;
3) процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей;
4) развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, ПВК личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности;
5) профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.
Последовательность проведения профессиональной пробы. Сначала учащиеся выполняют пять профессиональных проб, каждая из которых относится к одной из сфер профессиональной деятельности по предмету труда. Затем они пробуют свои силы в следующей группе проб, состоящей также из пяти сфер, отличающихся от первой группы проб целями, средствами, орудиями труда, что способствует максимальному соотнесению своих возможностей и потребностей с особенностями профессиональной деятельности.
Для учащихся, успешно прошедших профессиональные пробы и проявивших интерес и желание расширить свои знания, умения и навыки в конкретной профессиональной сфере, могут быть организованы занятия в виде факультативов, спецкурсов во внеурочное время по углубленной программе.
Выбор профессиональной сферы деятельности. Одной из основных особенностей данного процесса является преобладание познавательно-оценочного аспекта, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет не доминирующую, а вспомогательную роль и служит средством диагностики своих индивидуальных качеств, инструментарием к познанию сфер профессиональной деятельности.
Успешность выбора профиля обучения в 10—11 классах, адаптация выпускников в новых условиях предоставляют возможность смены видов профессиональной деятельности на этапе профессионального самоопределения. Внутренняя активность личности в самоопределении имеет высокий потенциал, который позволяет учащемуся достичь значительных успехов в практической деятельности, способствует профессиональной успешности в предполагаемой сфере деятельности.
Формы и сочетания профессиональных проб. Профессиональные пробы могут реализовываться в следующих формах или их сочетании:
- трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (узла, технологически взаимосвязанных законченных операций);
- серия последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.);
- осуществление комплекса агротехнических действий по выращиванию растений, животных, лечебно-профилактических, реабилитационных, воспитательных воздействий и многое другое.
Этапы содержания профессиональной пробы. В содержании профессиональной пробы выделяют три этапа: вводно-ознакомительный, подготовительный и исполнительский.
На первом (вводно-ознакомительном) этапе решаются задачи по определению интересов, увлечений учащихся, их отношения к различным сферам профессиональной деятельности. Средством получения необходимой информации об учащихся могут быть анкеты и ознакомительная беседа, а также «Дифференциально-диагностический опросник» (см.: Твоя профессиональная карьера: методика / под ред. С.Н.Чистяковой. — М.: Просвещение, 2008) или его современные аналоги в виде упрощенных анкет. Полученная информация дает возможность определить состояние общей готовности школьника к выполнению профессиональной пробы.
На втором (подготовительном) этапе накапливается информация об учащихся, направленная на выявление их знаний и умений в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение пробы. Учащиеся знакомятся с реальной деятельностью специалистов в ходе просмотра кинофильмов, посещения предприятий, учреждений, встреч с профессионалами из области трудовой деятельности, предполагаемой для выполнения профессиональной пробы.
На данном этапе кроме диагностических решаются и дидактические задачи по приобретению теоретических знаний. У школьников формируются представления о том виде деятельности, который им предстоит выполнять в ходе профессиональной пробы. Полученные данные используются при определении уровня подготовленности школьников для проведения пробы и при анализе результатов ее выполнения в целом.
На третьем (исполнительском) этапе осуществляется комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, применяются цели, условия и ситуации проявления ПВК специалистов.
Варианты моделирования профессиональной деятельности. Для моделирования профессиональной деятельности специалиста могут быть использованы различные варианты.
В первом варианте моделирования профессиональной деятельности все виды профессиональной деятельности представителя изучаемой профессии от начала деятельности до получения завершенного ее продукта (выполнение функциональных, должностных обязанностей, создание готового изделия и т.п.) разделяются на несколько циклов. Каждый цикл должен содержать специфические особенности изучаемого вида профессиональной деятельности, демонстрировать стадии создания завершенного продукта.
Выделенные циклы должны быть взаимосвязаны и в совокупности достаточно полно характеризовать содержание деятельности специалиста, включать ситуации для проявления ПВК. Циклы различаются по целям и орудиям труда, характеру, условиям, формам организации и способам выполнения работы, контактам с людьми и мерой ответственности.
Во втором варианте моделирования профессиональной деятельности специалиста разрабатываются задания различных уровней сложности, являющиеся наиболее распространенными и типовыми для данного вида профессиональной деятельности. Выполняемые задания отличаются друг от друга спецификой задач, охватывающих данную профессиональную деятельность.
Разнообразие задач, входящих в содержание профессиональной пробы, влияет на успешность выполнения школьниками заданий различного уровня сложности.
Каждый этап практического выполнения заданий профессиональной пробы предполагает получение законченного продукта деятельности учащегося, выполнение профессиографического задания и оценку практических заданий данного этапа. Алгоритм и примеры составления формулы профессий приведены в учебнике и методике «Твоя профессиональная карьера» под редакцией С.Н.Чистяковой.
После выполнения заданий этапа или заданий определенного уровня сложности (уровневый подход) школьники должны составить профессиографическую характеристику — формулу профессиональной деятельности конкретного этапа.
Педагогические условия проведения профессиональных проб. В процессе организации и проведения профессиональных проб необходимо предусматривать педагогические условия.
1. Подготовка преподавателя (учителя, мастера) к проведению занятий по профессиональным пробам, т.е. подбор следующего дидактического материала:
- профессиограммы на профессии и специальности, с которыми учащиеся будут знакомиться при выполнении профессиональных проб;
- классификации профессий для составления формул профессий и формул профессиональной деятельности школьников при выполнении заданий профессиональных проб;
- тестовые задания для выявления уровня подготовленности школьников и уровня развития их ПВК, комментарии специалистов к ним;
- наглядные пособия для демонстрации опытов, принципов действия, обеспечивающие усвоение школьниками предлагаемого учебного материала.
Преподаватель должен разработать содержание профессиональных проб с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий; подобрать инструменты, технологическую документацию, оснастку для их выполнения; разработать критерии оценки выполнения профессиональных проб или их этапов. (При этом подходы к оцениванию результатов учащихся могут быть различными: от традиционной пятибалльной системы оценок до выделения уровней качества выполнения заданий.)
2. Ознакомление школьников с требованиями, предъявляемыми профессией к специалистам, и содержанием профессиональной деятельности, в сфере которой организуют пробы.
Преподаватель знакомит учащихся с предметами, средствами, целями, условиями, орудиями труда данной сферы деятельности.
Школьники работают с профессиограммами, составляют формулы профессий в соответствии с принятыми или специально разработанными классификациями профессий.
3. Осуществление диагностического тестирования. Такая форма контроля способствует в ходе выполнения профессиональных проб самостоятельному сравнению требований, предъявляемых профессией к человеку, его индивидуальным возможностям.
Подбор тестов, их содержание и диагностическая ценность должны быть обоснованы и согласованы с психологами. Тщательно разработаны инструкции к проведению диагностического тестирования.
4. Выявление профессиональных намерений учащихся и их опыта в конкретной сфере деятельности. Это позволяет получить представление об интересах учащихся, уровне их знаний, опыте в конкретной сфере профессиональной деятельности; определить уровень подготовленности школьников к выполнению заданий различной сложности.
5. Ознакомление учащихся с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения.
Компоненты выполнения профессиональных проб. Выполнение учащимися профессиональной пробы, как было указано ранее, включает три компонента (направления) — технологический, ситуативный и функциональный, интеграция которых позволяет воссоздать целостный образ профессии.
Технологический компонент характеризует операционную сторону профессии, предполагает овладение учащимися приемами работы с орудиями труда, знаниями о последовательности воздействий на предмет труда в целях получения завершенного изделия. Данный компонент направлен на ознакомление со способами получения знаний и умений и применением их в практической деятельности. Он позволяет воспроизвести предметную сторону профессиональной деятельности и предполагает ответы на вопросы: ЧТО? КАК? В какой последовательности должны осуществляться действия, чтобы получить завершенный продукт деятельности?
Ситуативный компонент воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности, определяет предметно-логические действия, входящие в нее. Выполнение этих заданий требует от учащихся определенных мыслительных действий на основе опыта и приобретенных знаний. Учащийся должен найти способ деятельности, который в наибольшей степени соответствует его индивидуальным особенностям и потребностям.
Функциональный компонент отражает динамическую сторону профессиональной деятельности, определяет успешность освоения нормативно одобренного способа деятельности (НОСД) средствами, приемами, внутренними компенсаторными механизмами учащегося. Он фиксирует те функции и их показатели, которые должны быть достигнуты и проявлены в конкретном задании профессиональной пробы.
Указанные компоненты являются необходимыми при составлении содержания профессиональной пробы. Однако преподаватель может отступить от развернутой схемы составления программы профессиональной пробы и представить ее в свернутом виде. Предпочтительно, чтобы у школьников создалось целостное представление о профессии, специфике данного вида профессиональной деятельности.
Содержание профессиональной пробы, постановка цели, условий и результат должны четко отвечать принципу ее построения как профессионального испытания, имеющего диагностическую, деятельностную, творческую направленность, включающего ситуации для проявления ПВК специалиста, возможности для развития интересов, способностей и склонностей школьника.
Ознакомление учащихся с содержанием профессиональных проб организуется таким образом, чтобы в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний они смогли самостоятельно выбрать уровень сложности задания.
Практическое выполнение заданий профессиональной пробы. Оно осуществляется по схеме:
ЗАДАНИЕ ®УСЛОВИЕ ®РЕЗУЛЬТАТ
Перед учащимися ставится задача (задание) конкретной степени трудности (уровня сложности), проблемности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который учащийся должен получить по завершении цикла профессиональной деятельности.
В ходе выполнения профессиональных проб преподаватель выявляет, формирует и закрепляет необходимый объем представлений, умений, которые требуются для качественного выполнения заданий. Это могут быть: краткое изложение теоретических сведений, связанных с технологией; упражнения с рабочим инструментом, инструкционными, технологическими картами, чертежами; выполнение простейших технологических операций, графических, измерительных, вычислительных работ; подробное консультирование; показ правильных рабочих действий, движений, приемов и т.д.
Общее подведение итогов и рекомендации на будущее. Профессиональные пробы завершаются подведением итогов. Это может быть беседа, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы.
При подведении итогов выполнения этапов или пробы в целом преподаватель подчеркивает, какие индивидуальные черты ученика не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне (например, невнимательность, излишняя подвижность или пассивность и др.), и дает необходимые рекомендации. Если преподаватель испытывает затруднения при оценке, то за помощью ему следует обратиться к психологу.
Факторы, влияющие на продуктивность выполнения профессиональной пробы. В процессе выполнения профессиональных проб учащиеся будут получать обширные сведения о деятельности различных специалистов, приобретут опыт соотнесения своих интересов, индивидуальных особенностей с требованиями интересующей профессии в конкретной практической деятельности. Таким образом, при организации и проведении профессиональных проб школьников необходимо учитывать субъективные и объективные факторы (табл. 2), влияющие на продуктивность их выполнения.
Таблица 2. Факторы, влияющие на выполнение профессиональных проб
Объективные факторы |
Субъективные факторы |
|
физиологические |
психологические |
|
Структура пробы. Содержание пробы. Условия выполнения пробы |
Состояние здоровья. Выраженность физиологических показателей ПВК |
Выраженность психологических показателей ПВК. Способность к самоанализу. Способность к анализу профессии |
К субъективным факторам относятся факторы, определяющие индивидуальную психофизиологическую готовность школьников к выполнению профессиональных проб.
Объективные факторы влияют на рациональный и качественный подход к реализации профессиональных проб.
Итоги профессиональной пробы для учащегося. По итогам выполнения профессиональных проб учащиеся должны знать:
- содержание и характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;
- общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
- технологию выполнения профессиональной пробы;
- правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
- инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять простейшие операции;
- пользоваться инструментом, документацией;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
- выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;
- соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.
Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Содержание профессиональных проб и этапы их выполнения // Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей 5 – 11 классов (под ред. С.Н. Чистяковой). М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2011. – С. 15-24.