Стандарт квалификации магистра по специальности «Сопровождение и развитие карьеры» (The Qualification in Career Guidance and Development – QCGD) включает восемь направлений подготовки – «Этика и профессиональная практика», «Теория развития карьеры», «Практика карьерного консультирования», «Политика и сопровождение карьеры», «Информация и обучение с ориентацией на карьеру», «Партнерское сотрудничество», «Аналитика рынка труда», «Научные исследования в области сопровождения и развития карьеры».
Критически осмысленные знания: этические принципы, лежащие в основе профессиональной деятельности; стратегии реализации этических принципов и профессиональных стандартов; роль профессиональных организаций в жизни общества; понятия прав и обязанностей, их значение в процессе непрерывного развития человека; разделы законодательства, имеющие отношение к соблюдению принципов равноправия, многообразия и социальной справедливости в профессиональной деятельности; правила поведения в ситуациях конфликта личностных ценностей и этических норм; основы управления процессом профессионального совершенствования.
Способности-навыки: находить ресурсы для стратегического планирования своей деятельности в соответствии с установленными этическими нормами, принципами равенства, многообразия и социальной справедливости; критически анализировать ситуации проявления неэтичного поведения других людей, конструктивно подходить к таким ситуациям; оценивать (переоценивать) собственные ценности, установки, поведенческие реакции по отношению к ситуациям, требующим соотношения с этическими нормами; учитывать влияние собственных ценностей, установок и поведенческих реакций в профессии; планировать направления собственного профессионального развития; эффективно использовать соответствующие системы контроля и поддержки; выстраивать и поддерживать продуктивные рабочие отношения с коллегами.
Критически осмысленные знания: модели сопровождения и развития карьеры и их значение для профессиональной практики; основополагающие теоретические подходы (психологические, социологические и др.); теории выбора карьеры, принятия решений и мотивации; диагностический и оценивающий инструментарий; способы реализации различных теоретических перспектив в практике; влияние семьи, окружения, личных жизненных обстоятельств, социальных сетей на принятие решения о карьерной траектории.
Способности-навыки: критически оценивать вклад теории в практику; руководствоваться соответствующими теоретическими подходами в своей профессиональной деятельности; оценивать потребности карьерного развития других людей.
Критически осмысленные знания: различные виды интервенций в рамках сопровождения и развития карьеры на индивидуальном уровне и их цели; понятие личностно-ориентированной практики, место и роль консультирования и технологий коучинга в сопровождении и развитии карьеры; модели и подходы, определяющие соответствующие виды интервенций в рамках сопровождения и развития карьеры (индивидуальные, дистанционные и др.); инструменты и техники для определения индивидуальных потребностей личности; законодательные и организационные требования конфиденциальности и защиты информации; стратегии, обеспечивающие ответственное участие личности в процессе проектирования, и развития карьеры, управления этими процессами; техники поддержки в осуществлении карьерных планов; оценка эффективности интервенций, осуществляемых в рамках сопровождения и развития карьеры (критерии и показатели эффективности); интерактивные методы групповой работы, интенсифицирующие процесс обучения в целом; стратегии управления групповой динамикой и групповым взаимодействием.
Способности-навыки: критически оценивать применение соответствующих моделей и интервенций в личностно-ориентированной практике; делать выбор методов индивидуальной работы (в том числе интервенций), инструментария и техник с учётом ситуации, потребностей и характеристик личности; развивать эффективный коммуникационный процесс для согласования цели и набора соответствующих интервенций при индивидуальной работе; способствовать позитивному мышлению, расширению горизонтов, активному вовлечению личности в процесс планирования карьеры, целеполагания; определять совместные действия, направленные на удовлетворение потребностей в карьерном развитии учащихся; вести журнал интервенций, объясняя их роль и цель во время собеседований и консультаций; планировать работу в группе, исходя из потребностей целевой аудитории; проводить групповую работу, способствующую расширению возможностей посредством обучения в целом; применять техники консультирования, формирующие мотивацию и способность принимать решения; критически оценивать эффективность групповой работы.
Критически осмысленные знания: история и основные тенденции развития образования для карьеры (профессионально ориентированного образования/обучения) в Великобритании; политика в сфере сопровождения карьеры и соответствующий опыт её реализации в Великобритании; цели и преимущества обучения с ориентацией на карьеру в учебных планах и программах среднего, высшего образования, курсов повышения квалификации и системы трудоустройства; сопровождение карьеры в политических решениях и их реализация на уровне национальном, в рамках ЕС и на более широком международном уровне; реагирование организаций, осуществляющих сопровождение и развитие карьеры, на ситуацию в сфере занятости, на задачи системы непрерывного образования и обучения, а также на тенденции экономического развития страны; природа и причины социальной эксклюзивности (социального исключения); социальная политика и стратегии инклюзивности (включения в общественную жизнь); преимущества деятельности по сопровождению и развитию карьеры на личностном, социальном и экономическом уровнях.
Способности-навыки: критически оценивать влияние социальной политики на практику сопровождения и развития карьеры; способствовать процессам инклюзивности, обучения в течение жизни и увеличению возможностей занятости на рынке труда.
Критически осмысленные знания: понятие информации, ориентированной на карьеру, и способы её использования в контекстах развития карьеры и личностного развития; понятие поддержки обучения, ориентированного на развитие карьеры; понятие поддержки формирования навыков управления развитием карьеры; источники, способы интерпретации и оценивания информации; понятия равенства, социальной справедливости и многообразия в информационном контексте сопровождения и развития карьеры; информационные ресурсы поддержки обучения, ориентированного на развитие карьеры; основные способы предоставления информации о программах обучения, ориентированного на карьеру, способы продвижения программ такого обучения; стили обучения; анализ учебных планов и программ с точки зрения возможности их совершенствования в контексте задач сопровождения и развития карьеры; взаимосвязь обучения, ориентированного на развитие карьеры, и поддержки процесса формирования навыков управления карьерой.
Способности-навыки: определять потребности учащихся в информации профориентационной направленности; критически оценивать источники и качество соответствующей информации; интерпретировать информацию в соответствии с потребностями учащихся; обучать поиску, выбору, анализу и использованию информации из различных источников в целях развития карьеры; находить, классифицировать и систематизировать информацию, используя в профессиональной деятельности различные методики и технологии (традиционные и инновационные); понимать, анализировать и использовать информацию о соответствующих квалификационных требованиях на региональном, национальном и международном уровнях; проводить презентации новых информационных ресурсов и идей, способствуя расширению горизонтов обучающихся; участвовать в разработке и реализации программ обучения, ориентированного на развитие карьеры, анализировать их результативность; организовывать мероприятия информационно-профориентационного характера в различных условиях социального окружения.
Критически осмысленные знания: принципы и преимущества партнерского сотрудничества; формальные и неформальные виды сотрудничества; методы совместной деятельности; возможности отдельных потенциальных партнеров, различных организаций и заинтересованных сторон в сопровождении и развитии карьеры учащихся и других групп населения; изменения государственной политики, положительно влияющие на развитие партнерских отношений; способы создания сетевой структуры партнерства; роль социального партнерства в преодолении барьеров к обучению и развитию карьеры обучающихся.
Способности-навыки: выстраивать и поддерживать эффективные деловые отношения с коллегами и партнерами; делиться опытом, знаниями, информацией и результатами экспериментальной работы; признавать ценность сотрудничества и перенимать эффективный опыт коллег и партнеров; определять и реализовывать возможности продуктивного сотрудничества; демонстрировать навыки ведения деловых переговоров с партнерскими организациями.
Критически осмысленные знания: политика в сфере образования, занятости, профессиональной подготовки и переподготовки; функционирование рынков труда на региональном, национальном и глобальном уровнях; роль общественных фондов и отраслевых предприятий в расширении возможностей трудоустройства граждан, и в оптимизации профессиональной подготовки/переподготовки; роль профессиональной деятельности по сопровождению и развитию карьеры в системе непрерывного обучения и развития человеческого капитала; использование актуальной информации о состоянии рынков труда в профессиональной практике (источники, методы обработки, интерпретации и презентации в целевой аудитории); взаимодействие с работодателями и эффективное использование их возможностей.
Способности-навыки: критически оценивать адекватность информации о состоянии рынков труда; выстраивать продуктивные отношения между специалистами в области сопровождения и развития карьеры, профессионалами в сфере образования и обучения, представителями сферы бизнеса и экономики; исследовать тенденции изменений на рынке труда; объяснять и анализировать информацию о состоянии рынков труда на различных уровнях их функционирования в различных целевых аудиториях; способствовать пониманию обучающимися соответствий и противоречий между их ожиданиями и доступностью возможностей.
Критически осмысленные знания: понятие и роль научно-исследовательской и экспериментальной работы в профессиональной деятельности специалиста по сопровождению и развитию карьеры; принципы и методы научного исследования; этика эмпирического исследования; планирование исследовательской деятельности и методология; статистические методы обработки экспериментальных данных и информации, представленной в опросниках и анкетах; оформление и презентация библиографических источников; фиксирование и представление результатов научно-исследовательской деятельности; правила проведения научных дискуссий по результатам исследования.
Способности-навыки: способствовать развитию научно-теоретической базы в сфере профессиональной деятельности; применять адекватные стратегии в исследовательской деятельности; интерпретировать эмпирические данные и представлять результаты исследовательской работы в форме проекта.