Основные правила при подготовке и проведении занятий и профконсультаций

Основные правила при подготовке и проведении занятий и профконсультаций

При подготовке и проведении конкретных занятий и профконсультаций педагогу и психологу следует учитывать ряд правил, которые можно сформулировать в виде следующих кратких советов.


1. Следует определить цель данного занятия (консультации): цель для учащихся (внешняя цель — в виде доступных для понимания инструкций) и цель для себя (внутренняя цель).

2. Нужно подобрать методики и теоретический материал в соответствии с целью.

3. Целесообразно спланировать все занятие по времени (по минутам), при этом желательно:

  • в начале — как-то заинтриговать учащихся (подобрать соответствующие методики или вопросы для обсуждения);
  • далее — предложить что-то серьезное;
  • ближе к концу — опять больше интриги.

4. Не обязательно стремиться к полной определенности (использовать «эффект незавершенного действия»).

5. Важно сделать занятие целостным и логически завершенным (в соответствии с внешней целью, т.е. формальная инструкция методики или цель занятия должны быть выполнены).

6. Важно подобрать «резервные» темы для обсуждения или резервные методики (например, вдруг учащиеся не захотят играть).

7. Подбирать следует только те методики, которыми психолог владеет, важно также учесть общий уровень готовности самих учащихся работать с методиками.

8. При планировании группового занятия нужно помнить, что часто его естественным продолжением является индивидуальная профконсультация (для желающих), т.е. все проблемы в классе не решаются.

9. Желательно использовать эффективные приемы поддержания дисциплины:

  • организовать высокую динамику проведения занятий (чтобы даже отвлекаться не успевали);
  • особое внимание уделять лидерам класса (чаще давать «особые» задания, просить в чем-то помочь, предлагать главные игровые роли в сложных играх и т.п.);
  • ввести необычные правила (например, «можно громко смеяться и разговаривать, но только стоя»);
  • если дисциплина неудовлетворительная (особенно при проведении игровых занятий), то данную форму работы (например, игру) прекратить и учащимся просто устно излагать материал или предложить какую-то письменную работу;
  • использовать вербальные и, главное, невербальные средства воздействия (естественно, если психолог ими владеет).

10. Для самостоятельного освоения сложных методик следует:

  • сначала опробовать методику на себе (разобраться со всеми процедурными тонкостями);
  • затем — на близком человеке (прочувствовать всю процедуру);
  • только после этого — на подростках (сначала — на тех, у кого простые проблемы, и лишь затем — на тех, у кого сложные проблемы или недостаточно доверительные отношения);
  • для использования сложной методики желательно составить краткую «шпаргалочку» с основными этапами и конкретными действиями (дословные планы-выступления своих занятий не рекомендуется делать даже начинающим психологам, особенно в работе со школьниками).

Пряжников Н.С. Рекомендации по планированию и проведению конкретных профориентационных занятий // Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: Теория и практика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 58-59.