Психологическое содействие — это взаиморазвитие личности и деятельности, обеспечивающее продуктивное профессиональное развитие. Это помощь и поддержка личности в неблагоприятных социально-профессиональных ситуациях. Содействие в отличие от психологического сопровождения предполагает активность личности в проектировании своего профессионально-образовательного пространства, самоформирование и самоактуализацию.
Исходные положения
Профессиональное становление охватывает длительный период онтогенеза человека, включающий аморфную оптацию, оптацию, профессиональную подготовку, профадаптацию, первичную и вторичную профессионализацию и профессиональное мастерство. Оправданно также включить в этот непрерывный процесс этап прекращения профессиональной деятельности (выход на пенсию). При таком временном подходе профессиональное становление практически полностью совпадает с онтогенезом человека, если рассматривать онтогенез как жизнь индивида со дня рождения до старости. Значит, есть все основания считать профессиональное становление процессом, пронизывающим всю жизнь человека. Конечно, сценарии профессионального становления индивидуальны. Для одного человека профессия определяет смысл его существования, является делом всей его жизни, для другого служит фоном, средством удовлетворения личностно важных потребностей, третий не придает ей особого значения, т.е. профессия имеет разный личностный смысл. Огромная вариативность траекторий, сценариев профессиональной жизни затрудняет ее полноценное сопровождение. Следует также иметь в виду значительное социальное расслоение, низкий уровень социальной защищенности, возможность безработицы и утраты профессиональной дееспособности, которые неизбежно порождают множество проблем профессионального становления. Основываясь на методологическом принципе соразвития личности, образования и деятельности, рассмотрим возможные пути психологического содействия профессиональному становлению личности.
Психологическое содействие — это взаиморазвитие личности и деятельности, обеспечивающее продуктивное профессиональное развитие. Это помощь и поддержка личности в неблагоприятных социально-профессиональных ситуациях. Содействие в отличие от психологического сопровождения предполагает активность личности в проектировании своего профессионально-образовательного пространства, самоформирование и самоактуализацию. Психологическое содействие оказывает также социальное окружение. Профессиональный путь — длинная дорога. Начинается она в детстве и заканчивается в пожилом возрасте. Поэтому содействующих успешному профессиональному становлению человека много: это родители, учителя, коллеги, руководители, социальные работники. Компетентное и продуктивное психологическое содействие может осуществлять специально подготовленный человек — психолог-профконсультант. Оказывая человеку помощь и поддержку в выборе траектории профессионального развития, психолог не навязывает ему свое мнение, а помогает наметить ориентиры. Выбор своего пути становления — право и обязанность каждой личности, но на перекрестках и развилках, при появлении усталости, при подъемах на гору и спусках человек нуждается в помощи и поддержке.
Философским основанием психологического содействия человека является концепция свободного выбора как условия развития. Исходным положением для формирования теоретических основ психологического содействия стал личностно ориентированный подход, в логике которого развитие понимается нами как осознанный выбор и освоение субъектом учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, путей профессионального становления. Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решений, опосредованных социально-экономическими условиями. Содействие может трактоваться как актуализация личностно-профессионального потенциала в формировании ориентационного поля развития, ответственность за принятие решений, определяющих его профессиональное будущее.
Важнейшим положением данного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако декларация этого права еще не является его гарантией. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив профессионального становления необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.
В психологическом содействии нуждаются прежде всего те люди, которые испытывают потребность в психологической поддержке и помощи. К ним относятся оптанты, лица с высоким или низким уровнем познавательной и профессиональной активности, с ограниченными способностями, безработные и др.
Цель психологического содействия — полноценная реализация личностно-профессионального потенциала человека и удовлетворение потребностей субъекта деятельности в развитии и саморазвитии. Главное — помочь человеку реализовать себя в социально-профессиональной среде.
Выделим основные концептуальные положения психологического содействия профессионального становления личности:
- наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла осуществить себя в профессиональной жизни;
- необходимость для полноценного профессионального становления социально-психологического обеспечения, помощи и поддержки со стороны общества;
- признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих социально-профессиональных функций;
- принятие личностью на себя ответственности за качество профессионального становления и реализации своего профессионально-психологического потенциала;
- гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий социально-профессиональной жизни.
Функции психологического содействия:
- информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов профессионального становления (выбора профиля обучения, учебной профессии, начального этапа профадаптации, профессионализации и т.д.);
- проектирование и самопроектирование сценариев отдельных этапов профессионального становления;
- психологически компетентное оказание поддержки и помощи личности в преодолении трудностей профессионального становления, особенно при изменении социально-профессиональной среды;
- профессиональная реабилитация личности в случаях длительного перерыва в профессиональной деятельности (женщин после рождения ребенка, безработных, людей, вышедших из мест заключения, и др.);
- обеспечение социально-профессионального самосохранения;
- профилактика развития профессиональных деформаций, оказание помощи в преодолении кризисов и стагнации;
- коррекция социально-профессионального и психологического профиля личности.
Учитывая субъектность и субъективность профессионального становления, приведем основные направления психологического содействия этому процессу:
- изучение условий и факторов, влияющих на продуктивность труда и эмоционально-психологическое состояние персонала;
- эффективное воспроизводство и сохранение профессионально подготовленного персонала предприятий и организаций;
- проектирование профессиограмм, отражающих динамику профессионального становления личности и альтернативные варианты профессионального развития;
- целенаправленная подготовка личности к устойчивой и безопасной реализации своей профессиональной карьеры, включая профессиональную миграцию, социальную адаптацию, реориентацию, профессиональное самосохранение и комфортную жизнь после завершения карьеры;
- формирование и развитие профессиональной культуры специалиста, его потребности в самореализации и способности к самообразованию и самоформированию;
- обеспечение психологической безопасности персонала, комфортных условий его деятельности, а также восстановление профессионально-психологического ресурса специалистов;
- психологическое содействие при решении проблем профессионального становления личности на всех его стадиях.
Врезка. Мониторинг профессионального развития — это процесс наблюдения, оценки и прогноза психологического состояния личности, включающий в себя комплекс диагностических методик, обеспечивающих контроль сформированности профессионально важных характеристик. |
Реализация функций психологического содействия возможна при использовании личностно ориентированных технологий профессионального развития:
- развивающей диагностики;
- тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития;
- мониторинга социально-профессионального развития;
- технологий формирования психологической аутокомпетентности;
- психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития;
- проектирования альтернативных сценариев профессиональной жизни;
- личностно ориентированных тренингов повышения социально-профессиональной и психолого-педагогической компетентности;
- тренингов самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности.
Одна из главных задач психологического содействия профессионального становления — не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Необходимость решения этой задачи обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности.
Психологическое содействие предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.
Результатом психологического содействия профессионального становления являются профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация личностно-профессионального потенциала персонала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.
Таким образом, психологическое содействие — это технология, основанная на единстве четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения.
Психологическое содействие профильной подготовке школьников
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда; отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Профильное обучение — это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
В Концепции профильного обучения Министерства образования РФ (2002 г.) отмечается, что основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.)» поддерживают около четверти старшеклассников.
В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др. Профильное обучение обладает большим смыслообразующим потенциалом, так как предоставляет обучающимся возможность определить свое место в мире профессий, оценить свои профессиональные способности, найти личностный смысл в профессиональной деятельности. Изучение этого курса способствует формированию компетентного отношения к профессиональной деятельности.
Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Предпрофильное обучение в 9 классах является подсистемой профильного образования старшей школы и способствует оптимизации профессионального самоопределения учащихся при выборе будущего профиля обучения в 10—11 классах. Посещение девятиклассниками предпрофильных курсов в течение учебного года должно способствовать ознакомлению с содержанием обучения на старшей ступени образования и формированию высокого уровня мотивации по избранному профилю.
Предпрофильное обучение учащихся основной школы осуществляется поэтапно.
На пропедевтическом этапе (завершение обучения в 8 классе) происходит дифференциация учащихся в соответствии с их намерениями продолжить обучение в предпрофильной школе. С этой целью учащиеся знакомятся с учреждениями муниципальной образовательной сети, на базе которых осуществляется предпрофильная подготовка. Целесообразно использование так называемой образовательной карты, которая представляет собой схему района с рубрикацией образовательных учреждений по признаку реализуемых программ предпрофильной подготовки с указанием полного адреса и контактных телефонов. Также предусматривается самостоятельное ознакомление учащихся с информацией на бумажных и магнитных носителях, экскурсии, посещение «дней открытых дверей» и пр.
Предварительная диагностика образовательного запроса учащихся на данном этапе осуществляется с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, а также интересов и склонностей.
Основной этап предпрофильной подготовки (обучение в 9 классе) предусматривает моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, обучение учащихся способам принятия решения о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности, психологическую диагностику профессиональной направленности учащихся.
Учащимся предлагается осуществить пробный выбор профиля на основе выполнения цикла эвристически ориентированных заданий, направленных на приобретение школьниками практического опыта познавательной деятельности.
Индивидуальные достижения учащихся, отражающие их уровень готовности к продолжению образования по тому или иному профилю на старшей ступени, предлагается оформить в виде портфолио.
Портфолио на этапе предпрофильного обучения представляет собой комплект документов, позволяющих отслеживать динамику и фиксировать индивидуальные достижения учащегося в различных областях. При этом учитываются результаты, достигнутые не только в рамках обучения по школьной программе, но и во внешкольных образовательных учреждениях (школы искусств, спортивные, музыкальные школы, художественные студии). Таким образом, портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет реализовать систему индивидуальной накопительной оценки достижений учащихся, которая может быть использована при определении возможностей обучения по избранному профильному направлению.
На основном этапе предпрофильной подготовки учащиеся посещают пробные элективные курсы (курсы по выбору), направленные на расширение мировоззренческих представлений и подготовку к выбору направления дальнейшего обучения.
В 9 классе элективные курсы являются пробными по отношению к профильным курсам повышенного уровня и рассчитаны на небольшое количество часов (оптимальная продолжительность — 8—16 ч). Школьникам в течение года предоставляется возможность попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой и системой муниципального образования. Учащиеся посещают установочные и обзорные лекции, лабораторные работы, семинары, дискуссии, творческие встречи, принимают участие в дискуссиях и специализированных выставках, самостоятельно изучают основную и дополнительную учебную литературу, а также иные источники информации. По итогам работы в рамках выбранного направления предусматриваются экзаменационные испытания, защита выполненного исследовательского или проектного задания.
Результаты прохождения школьниками всех этапов предпрофильной подготовки и профильного обучения представляются в резюмирующих документах («дневник выбора профиля», «карта выбора профиля», портфолио и пр.).
Психологическое содействие выбору профессии
На стадии оптации важное значение приобретает профессиональное консультирование оптантов, которое осуществляет школьный психолог, если речь идет о школьнике, или психолог-профконсультант, если в психологической помощи нуждается безработный. Для изучения их профессиональных намерений используются разнообразные анкеты, беседы, сочинения на тему о выборе профессии. При этом необходимо выяснить, есть ли у оптанта предпочитаемые профессии, продуманы ли пути овладения ими (в учебных заведениях или на предприятиях и т.д.), существуют ли резервные профессиональные планы, имеет ли оптант представление о содержании труда, привлекательных сторонах профессии, режиме и условиях работы и т.д.
На основе информации, извлеченной из изучения профессиональных намерений оптанта, психолог строит дальнейшую индивидуальную работу с ним: выявляет интересы и склонности к определенным видам деятельности, профессиям. Как правило, оптанты с выраженными интересами и склонностями практически не испытывают затруднений в выборе профессии, ориентируются на содержание труда, его процесс, результат.
Для диагностики способностей (в частности, специальных, обеспечивающих успешное овладение конкретными видами деятельности) применяются разнообразные методы: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, тесты. Для диагностики артистических, музыкальных, художественных способностей требуется участие специалистов-экспертов.
Одним из признаков способностей школьников является высокая результативность в каком-либо виде деятельности. Успешное обучение по элективным дисциплинам — одно из свидетельств наличия способностей к ним. Так, можно выделить наличие гуманитарных способностей (при успехах в таких предметах, как история, литература), естественно-научных (биология, география) и физико-математических (математика, черчение, физика). Чтобы выявить степень развития этих способностей, можно использовать не только тесты специальных способностей, но и некоторые тесты интеллекта. Например, тест Р.Амтхауэра позволяет получить тестовый профиль испытуемого по трем параметрам: выраженности гуманитарных, математических и технических способностей. Результаты диагностики целесообразно отразить в портфолио старшеклассника.
Е.М.Борисова, анализируя проблемы психологического сопровождения на начальной стадии оптации, выделяет следующие ситуации.
1. Оптант обращается к психологу за подтверждением правильности выбора профессии. В данном случае важно проверить устойчивость профессиональных намерений. Для этого рекомендуется провести беседу о профессиональном плане, обратив особое внимание на соответствие интересов содержанию профессии, наличие резервного профессионального плана, степень продуманности путей приобретения профессии, адекватность оценки своих возможностей в овладении избранной деятельностью и т.д. Диагностические приемы следует использовать лишь в тех случаях, когда профессия, предпочитаемая оптантом, предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям. Результаты диагностики следует подробно обсудить с оптантом, чтобы выявить, какой рабочий пост в наибольшей степени соответствует его индивидуальности и интересам. Возможны случаи, когда выявленные типологические особенности могут стать серьезным препятствием для овладения профессией. Тогда психолог должен посвятить в эту проблему оптанта и постараться найти наиболее подходящие для него области деятельности в русле избранной.
2. Оптант обращается за помощью к психологу, поскольку не обнаруживает выраженных интересов и способностей, которые могли бы помочь в ходе профессионального самоопределения. Такие ситуации являются наиболее сложными для психолога, требуют длительного времени (5—6 встреч) для того, чтобы добиться активизации процесса профессионального самоопределения оптанта. Самое главное — пробудить у оптанта интерес к проблеме своего будущего, что можно сделать при помощи разных приемов. В частности, интерес зарождается после обстоятельного диагностического обследования, позволяющего обсудить со школьником его тестовый профиль, психофизиологические особенности, черты личности. Как известно, старшие подростки и юноши очень чувствительны к оценке себя, поэтому следует создать обстановку предельной доброжелательности, подчеркивать положительные качества оптанта. Принципы гуманистической профконсультации здесь особенно важны, поскольку только полное принятие оптанта создает для него ситуацию комфортности, формирует доверие к консультанту. Сверхзадачей этого вида психологического сопровождения является пробуждение у консультируемого интереса к себе, своим возможностям, активизация процесса самопознания.
3. Обращение к психологу вызвано трудностями выбора профессии, которые обусловлены многообразием интересов и способностей старшеклассника. Эта ситуация характерна для семей, где родители много внимания уделяют развитию личности и способностей ребенка, иногда упуская из виду ту линию развития, которая может иметь выход на профессию.
4. Ситуация связана с тем, что у оптанта наблюдается расхождение между интересами и способностями. Такие случаи требуют особой тактики психологической помощи. Позиция специалистов-психологов в этом случае однозначна: при выборе профессии следует в наибольшей степени следовать за интересами оптанта, поскольку его способности могут быть развиты с помощью специального обучения, коррекционных мероприятий. Исключение — прямые ограничения психофизиологического характера.
5. Обращение к психологу вызвано расхождением мнения учащегося и его родителей относительно профессионального выбора. Проблема очень сложная, требующая тактичной работы со всей семьей. Здесь важно последовательно отстаивать интересы именно оптанта, исходя из его реальных возможностей и склонностей, помогая родителям лучше понять своего ребенка (Основы психодиагностики / под ред. А.Г.Шмелева. — М., 1996. — С. 441—448).
Центральным моментом стадии оптации является выбор профессии. Психологически компетентное обеспечение принятия столь значимого для оптанта решения обусловливает необходимость анализа возможных способов этого выбора.
Е.А.Климов, специально исследующий «веера» возможностей оптантов, предлагает обобщенную модель профессиональной жизни человека. Приведем конспективно основные моменты его рассуждения.
Развитие человека как субъекта профессиональной деятельности идет не просто по «возрастающей», переходящей в «нисходящую», не по циклам, не по спирали, а иначе — по пути пошагового возникновения и даже преднамеренного создания им определенных возможностей, из которых какие-то выбираются для реального осуществления.
При этом в связи с исключительной многообусловленностью любых ситуаций в обществе, в мире труда, профессий и высоким уровнем неопределенности возможных исходов из нестандартных ситуаций принципиально невозможно заранее предвосхитить весь трудовой жизненный путь человека (Климов Е.А. Психология профессионала. — М., 1996. — С. 144—146).
При выборе профессии необходимо учитывать следующие обстоятельства:
- потребности экономического региона в кадрах той или иной профессии и квалификации;
- требования, которые предъявляет профессия к состоянию здоровья, психофизиологическим свойствам и психологическим качествам человека;
- профессионально-образовательные возможности оптанта (уровень образования, допрофессиональная и профессиональная подготовка, квалификация);
- перспективы профессионального роста, карьеры, повышения квалификации;
- особенности выбираемой профессии (условия труда и оплаты);
- противопоказания и ограничения по возрасту и полу.
Ситуация выбора профессии оптантом осложняется рядом факторов: отсутствием информации о некоторых существенных характеристиках профессионального выбора, немедленной обратной связи о результатах выбора; несформированностью (или недостаточной сформированностью) правил, критериев и способов выбора; трудностями самообучения; отсутствием подобных решений в прошлом опыте.
Необходимость учета многих факторов, высокая неопределенность при выборе профессии приводят к ошибкам и затруднениям. Выделяют следующие причины ошибочного выбора профессии:
- отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища. В условиях динамичного экономического развития общества, технологического прогресса человеку нередко приходится несколько раз менять в течение жизни специальность и профессию;
- предрассудки чести — необоснованный взгляд на некоторые важные профессии, считающиеся непрестижными и «неприличными»;
- выбор профессии под прямым или косвенным влиянием друзей, родственников, знакомых;
- перенос отношения к человеку — представителю той или иной профессии — на саму профессию;
- увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. К таким привлекательным профессиям относятся профессии менеджера, топ-модели, летчика, актера и др.;
- отождествление учебного предмета в школе с профессией;
- незнание или недооценка своих физических возможностей и способностей;
- незнание основного содержания трудовых действий и операций выбираемой профессии или слабое представление о нем (Климов Е.А. Путь в профессию. — Л., 1974. — С. 164–168).
Психологическая помощь оптанту, испытывающему трудности профессионального самоопределения, осуществляется психологом-профконсультантом по преимуществу двумя способами: путем индивидуальной работы и через работу в группах.
При индивидуальной работе взаимодействие с оптантом ориентировано прежде всего на самосознание индивида; используются психотехнологии на осознаваемой основе: беседа, интервью, диагностика, сочинения, психобиография и др. При групповой работе значительно большую роль играют процессы идентификации эмоционального заражения, внушения, т.е. неосознаваемые процессы. К групповым формам консультативного взаимодействия относятся профориентационные игры, тренинги, психологические практикумы и др.
Компетентное психологическое содействие выбору профессии требует учета всех факторов профессионального самоопределения. При решении психологических проблем профконсультанту недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит индивиду. Нужно также обеспечить условия, стимулирующие самостоятельное принятие решения, в результате чего оптант берет на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Психологическое содействие помогает оптанту увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие профессионального самосознания, высвечивает сильные и слабые стороны личности, намечает реальные сценарии будущей профессиональной жизни.
В настоящее время в отечественной психологии накоплен значительный материал, характеризующий разные формы и методы социально-психологического содействия профессиональному самоопределению школьников (Е.А.Климов, Л.М.Митина, Н.С.Пряжников, С.Н.Чистякова и др.).
В табл. 1 приведены основные технологии психологического содействия компетентному выбору профессии.
Таблица 1
Психологическое содействие профессиональному самоопределению оптантов
Проблемы психологического содействия |
Психотехнологии профконсультирования |
1. Определение реальной проблемы профессионального самоопределения. |
Беседа, интервью, сочинение, психобиография. |
2. Социально-экономические и бытовые условия жизнедеятельности оптанта. |
Анализ семейных отношений, материального обеспечения, жилищных условий и т.п. |
3. Комплексное изучение индивидуально-психологических особенностей личности. |
Диагностика ценностных ориентаций, установок, самооценки, интересов, склонностей, способностей. |
4. Компетентное отражение мира профессий и образа выбираемой профессии. |
Диагностические и профориентационные игры, тренинги профессионального самоопределения. |
5. Рассогласование идеального и реального образа профессии, мотивации профессионального выбора, неадекватная самооценка. |
Психолого-педагогический консилиум, методики самопознания и самоанализа, профессиональная рефлексия и др. |
6. Поиск смысловых опор личности в ситуациях кризисов профессионального самоопределения. |
Метод критических событий, психобиография, тестирование и др. |
7. Коррекция профессионального выбора |
Составление планов профессионального развития, альтернативных сценариев профессионального становления, проспектированное профессиографирование и др. |
Таким образом, социально-психологическое содействие на стадии оптации предусматривает участие психолога-профконсультанта на этапах формирования профессиональных намерений, выбора профессии и профессиональной подготовки, а также коррекции выбора и реориентации. Реализация этих видов профориентации осуществляется путем применения развивающих психотехнологий: профессионального консультирования, психодиагностики, психотренингов, психолого-педагогических консилиумов. Эти технологии обращены к личностным механизмам, регулирующим активность оптанта, формирующим позитивное самоотношение, готовность к изменениям и способность проектировать альтернативные сценарии профессионального становления, принятие на себя ответственности за свое профессиональное будущее.
Психологическое содействие профессиональному образованию
В настоящее время в профессиональном образовании утверждается новая парадигма — личностно ориентированная.
Системообразующим фактором личностно ориентированного профессионального образования становится профессиональное развитие обучаемых в процессе организации взаимодействия всех субъектов обучения с учетом их предшествующего опыта, личностных особенностей, специфики учебного материала и конкретной учебно-пространственной среды.
Центральным звеном личностно ориентированного профессионального образования является профессиональное становление — развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития выступает уровень личностного развития. На последующих стадиях профессионального становления соотношение личностного и профессионального развития приобретает характер динамической неравновесной целостности. На стадии профессионализации профессиональное развитие личности начинает доминировать над личностным и определять его.
Объектами профессионального развития личности являются ее интегральные характеристики: социально-профессиональная направленность, компетентность, компетенции, метапрофессиональные качества и психофизиологические свойства.
Сформулируем основные концептуальные положения личностно ориентированного профессионального образования:
- личностное и профессиональное развитие обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех этапах профессионального образовательного процесса. Это предполагает субъективную активность обучаемого, который сам творит учение и самого себя, при этом стирается грань между процессами обучения и воспитания. Их различие обнаруживается лишь на уровне содержания и конкретных технологий образования;
- критериями эффективной организации профессионального образования выступают параметры личностного и профессионального развития. Оценка этих параметров возможна в процессе мониторинга профессионального становления личности;
- в качестве психолого-дидактической единицы профессионального образования рассматривается учебно-профессиональная ситуация, которая моделирует все составляющие профессионального образовательного процесса;
- социально-профессиональные особенности личности педагога интегрируются в содержание и технологии обучения, становятся факторами профессионального развития обучаемых, формирования авторских учебных дисциплин и индивидуального стиля деятельности;
- ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в госстандартах образования, и требований к самоопределению, самообразованию, самостоятельности и самоосуществлению в учебно-профессиональных видах труда. Стандарт образования — не цель, а средство, определяющее направление и границы использования содержания образования как основы профессионального развития личности на разных ступенях обучения;
- залогом полноценной организации профессионального образовательного процесса становится сотрудничество педагогов и обучаемых. Обучение предоставляет уникальную возможность организации кооперативной деятельности педагогов и учащихся. Принципиально важным является положение о том, что личностно ориентированное образование создает условия для полноценного соразвития всех субъектов образовательного процесса.
Исходя из сущности личностно ориентированного профессионального образования, определим основное содержание психологического содействия профессиональному развитию обучаемых. Важнейшим принципом психологического содействия выступает признание права субъекта образования самому принимать решения о путях своего профессионального становления и нести ответственность за их последствия. Содействие же сводится к созданию условий для полноценного профессионального становления личности, оказанию своевременной помощи и поддержки, а при необходимости к осуществлению коррекции профессионального развития.
Реализация социально-психологического содействия возможна при наличии целостной комплексной программы. Ее разработка основывается на следующих принципах:
- учитывается потребность личности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии;
- признается приоритет индивидуальности, самоценности обучаемого, который изначально является субъектом сопровождения;
- психотехнологии сопровождения соотносятся с закономерностями профессионального становления личности.
Развитие обучаемого как личности, как субъекта деятельности является важнейшей целью профессионального образования и может рассматриваться в качестве его системообразующего фактора. В рамках когнитивно ориентированного образования основное внимание уделяется интеллектуальному развитию. Отсюда и дидактическая доминанта, которая реализуется на практике в образовании. Между тем профессиональная школа, будучи социальным институтом, призвана готовить своего выпускника к будущей социально-профессиональной жизни. Становление специалиста обязательно предполагает развитие:
- аксиологической направленности и профессионального сознания;
- социального и профессионального интеллекта;
- эмоционально-волевой сферы;
- позитивного отношения к миру и к себе;
- самостоятельности, автономности и уверенности в себе;
- профессионально важных качеств и аутокомпетентности.
Решение этих задач психологического содействия соотносится с этапами профессионального обучения и воспитания: адаптации, интенсификации и идентификации.
На этапе адаптации бывшие школьники (первокурсники) приспосабливаются к условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса, осваивают новую социальную роль, налаживают взаимоотношения друг с другом и с педагогами. Ведущая деятельность — учебно-познавательная — существенно отличается от прежней.
Психологическое содействие заключается в оказании первокурсникам помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности. К технологиям психологического содействия относятся:
- диагностика готовности к учебно-познавательной деятельности, мотивов учения, ценностных ориентаций, социально-психологических установок;
- помощь в развитии учебных умений и регуляции своей жизнедеятельности;
- психологическая поддержка первокурсников в преодолении трудностей самостоятельной жизни и установлении комфортных взаимоотношений с однокурсниками и педагогами;
- консультирование первокурсников, разочаровавшихся в выбранной специальности;
- коррекция профессионального самоопределения при компромиссном выборе профессии.
Психологическими критериями успешного прохождения этого этапа являются адаптация к учебно-познавательной среде, личностное самоопределение и выработка нового стиля жизнедеятельности.
На этапе интенсификации происходит развитие общих и специальных способностей обучаемых, интеллекта, эмоционально-волевой регуляции, ответственности за свое становление, самостоятельности. Ведущая деятельность — научно-познавательная. Этот этап относительно благополучный.
Психологическое содействие сводится к диагностике личностного и интеллектуального развития, оказанию помощи, поддержки в решении проблем взаимоотношений со сверстниками и педагогами, а также сексуальных отношений. К технологиям содействия относятся развивающая диагностика, психологическое консультирование, коррекция личностного и интеллектуального профиля.
Врезка. Развивающая диагностика — определение характеристик личности, детерминирующих ее психологический потенциал, и выбор на этой основе наиболее продуктивного пути его повышения. |
Психологическими критериями продуктивности этого этапа становления обучаемого являются интенсивное личностное и интеллектуальное развитие, социальная идентичность, самообразование, оптимистическая социальная позиция.
На завершающем этапе профессионального образования — этапе идентификации — важное значение приобретает формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей практической деятельности по получаемой специальности. Появляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, трудоустройством. В связи с образованием семейных пар, намечающимися перспективами будущей жизни уменьшается число межличностных контактов. Происходит постепенная дезинтеграция ученических коллективов.
Психологическое содействие заключается в финишной диагностике профессиональных способностей, помощи в нахождении профессионального поля для реализации себя, поддержке в нахождении смысла будущей жизнедеятельности, консультировании по вопросам интимных и семейных отношений. Главное — помочь выпускникам профессионально самоопределиться и найти свое место в мире профессий.
Психологические критерии успешного прохождения этого этапа — отождествление себя с будущей профессией, формирование готовности к ней, развитая способность к профессиональной самопрезентации.
Врезка. Профессиональная самопрезентация — способность производить хорошее впечатление при устройстве на работу и вхождении в профессиональную группу. Определяется высокой самооценкой, уверенностью в себе, чувством личного контроля, низкой социальной тревожностью. |
Продуктивное психологическое содействие профессиональному образованию возможно при условии создания психологической службы в профессиональном учебном заведении, осуществлении мониторинга профессионального развития. Оно должно стать составной частью личностно ориентированного социально-профессионального воспитания.
Психологическое содействие профессиональной адаптации
Под адаптацией понимают взаимное приспособление специалиста и предприятия, в результате которого работник осваивается на предприятии, а именно:
- учится жить в относительно новых для него социально-профессиональных и организационно-экономических условиях;
- находит свое место в структуре предприятия как специалист, способный решать задачи определенного класса;
- осваивает профессиональную культуру;
- включается в систему сложившихся до его прихода межличностных связей и отношений.
Различают следующие виды адаптации:
- первичную — приспособление молодых специалистов, не имеющих опыта профессиональной деятельности (например, выпускников вузов);
- вторичную — приспособление специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности (например, в ситуации вынужденной смены работы).
Адаптация является многогранным процессом, поэтому различают ее основные виды: психофизиологическую, социально-психологическую и профессиональную. Каждый из перечисленных видов может вызвать у вновь пришедшего в организацию специалиста свои сложности, затруднения, проблемы.
Причинами затруднений, как правило, выступают:
- недостаток или несвоевременность получения необходимой информации, позволяющей сориентироваться в новой ситуации и найти правильное решение;
- отсутствие необходимого профессионального опыта и квалификации;
- необходимость решать одновременно несколько очень важных задач: изучать ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые обязанности, устанавливать полезные контакты, осваивать новые элементы деятельности, особенно тщательно строить свое поведение;
- недостаточное представление о нормах профессионального поведения и неумение презентовать себя как специалиста;
- необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания, иногда необходимость изменить неблагоприятное мнение других о себе.
Психофизиологическая адаптация — это привыкание к новым для организма физическим и психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, санитарно-гигиеническим факторам производственной среды, особенностям организации режима питания и отдыха.
Адаптационные реакции на неблагоприятные психофизиологические состояния работника вызывают психическое напряжение, которое приобретает характер стресса.
Психологическое содействие заключается в диагностике профессионально значимых психофизиологических свойств, так как этот вид адаптационного синдрома часто детерминирован скрытой профессиональной непригодностью. Для снятия тревожности и мобилизации профессиональной активности специалиста целесообразно использовать психологическое консультирование, а в отдельных случаях и тренинги саморегуляции эмоциональных состояний.
Таким образом, психологическая поддержка и помощь состоят в снятии состояния тревоги, формировании позитивной установки на преодоление трудностей, развитии чувства востребованности и социальной защищенности, актуализации резервных возможностей специалиста.
Критериями успешного преодоления психофизиологического адаптационного синдрома являются комфортное эмоциональное состояние специалиста, привыкание к рабочему ритму и режиму труда, установление оптимальной работоспособности.
Социально-психологическая адаптация — приспособление к новой социальной среде, включение в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с профессиональной группой.
Наибольшую сложность у новых специалистов вызывает усвоение групповых норм и включение в уже сложившуюся систему межличностных связей. Групповые нормы даже в строго регламентированных деловых отношениях выступают как их основа, выполняя регулятивные, оценочные, санкционирующие и стабилизирующие функции. Уровни групповых норм зависят от степени обязательности их соблюдения. Наибольшей важностью для нового сотрудника обладает информация относительно групповых норм, соблюдение которых является обязательным, а нарушение совершенно недопустимо.
Психологическое содействие заключается в том, что новому работнику помогают освоить нормы профессионального поведения, предупредив о возможных последствиях их нарушения. В некоторых случаях могут возникнуть конфликтные ситуации, обусловленные несоблюдением групповых норм поведения. Тогда необходима оперативная помощь психолога в разрешении конфликта.
Профессиональная адаптация — это приспособление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых навыков и умений, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности.
Главное — освоение новой профессиональной деятельности. Критерием успешности в этом виде адаптации является соответствие реальной и требуемой компетентности. Превалирование реальной компетентности над требуемой приводит к снижению мотивации, разочарованию, так как для специалиста важно, чтобы был востребован весь имеющийся у него профессиональный опыт.
Успешная профессиональная адаптация делает работу привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост, создает предпосылки для самоактуализации специалиста.
Психологическое содействие сводится к оценке реальной компетентности специалиста, оказанию помощи в повышении квалификации, преодолении появившегося чувства профессиональной неполноценности, формировании адекватной профессиональной самооценки. Психологическое содействие предполагает коррекцию самооценки: обучение умению сравнивать себя лишь с самим собой, помощь в выработке надежных критериев самооценки, совместный анализ содержания и задач деятельности и сопоставление ее требований с возможностями специалиста.
В отдельных случаях может быть поставлен вопрос о кадровом перемещении на другую работу. Такого рода ситуации вызывают у специалиста тягостное эмоциональное состояние — фрустрацию. Поддержка заключается в основном в выработке специалистом совместно с психологом новых целей профессиональной жизни.
Таким образом, психологическое содействие на стадии адаптации помогает успешному продвижению специалиста в области профессии, а также на предприятии, в учреждении, организации в направлении профессионального самосовершенствования.
Психологическое содействие профессионализации
Психологическое содействие на этой стадии становления заключается в оказании помощи работнику в дальнейшем профессиональном росте, повышении квалификации и развитии карьеры, в поддержке при переживании трудностей, неудовлетворенности трудом, в конфликтных ситуациях, при увольнении, а также при приеме на работу.
Врезка. Профессиональный рост — приобретение опыта, совершенствование квалификации, достижение вершин профессионализма. Карьера — успешное продвижение работника в сфере общественной, служебной, профессиональной деятельности. |
На современных предприятиях и в организациях такое сопровождение осуществляется службами развития персонала и рассматривается как форма кадровой политики. Психологическое содействие позволяет управлять профессиональным ростом и карьерой работников, планировать повышение их квалификации, создавать резерв на выдвижение. Все это повышает конкурентоспособность работников на рынке труда.
Главная цель психологического содействия профессионализации — обеспечение взаимосогласованности и взаимодействия работника и предприятия (организации) в профессиональном становлении.
Эта цель достигается путем решения следующих задач:
- согласования целей развития организации и работника;
- предупреждения и устранения «карьерных тупиков», в которых практически не оказывается возможностей для развития работника;
- формирования и уточнения критериев профессионального роста, повышения квалификации, касающихся карьеры;
- изучения и оценки профессионального потенциала работника;
- эффективного использования путей профессионального роста;
- систематического ознакомления работника с перспективами на краткосрочный и долгосрочный период;
- установления требуемого уровня профессиональной компетентности для должностного продвижения.
Планируемое психологическое содействие осуществляется в следующих профессионально значимых ситуациях:
- при приеме на работу;
- при проведении аттестации и кадровых перемещений;
- перед направлением на курсы повышения квалификации;
- при выдвижении в кадровый резерв.
При трудоустройстве работника на вакантное рабочее место психологическое содействие может выразиться в том, что психолог оценивает его профессиональный потенциал в процессе проведения собеседования, а также подготовки им резюме о себе и своих возможностях. Цель этих двух процедур — представить работодателю кандидата на должность в качестве будущего работника.
Психолог принимает также активное участие в определении профпригодности кандидата на вакантную должность. В первую очередь оцениваются профессионально значимые психофизиологические свойства и умения. В основном применяются тесты, подобные работе, которую кандидату нужно будет выполнять (математический или графический тест, тесты на цветоразличение, скорость реакций, силовой подъем, координацию движений рук и ног и др.). Оценивается также уровень развития отдельных психических способностей, внимания, памяти, мышления. В зависимости от особенностей профессиональной деятельности проводится оценка личностных качеств с использованием психодиагностических тестов.
При проведении этих процедур важно, чтобы кандидат на должность понял, что отбор проводится в его же интересах, так как обеспечит в дальнейшем безаварийную работу, позволит избежать травматизма, повысит удовлетворенность трудом, эффективность профессиональной деятельности.
Участие психолога-профконсультанта в найме и оценке кандидатов на должность заключается в проведении собеседования, диагностики. Но самое главное — обеспечить бесконфликтное вхождение специалиста в новую профессиональную среду.
Профессиональное продвижение предполагает достижение признанного высоким профессионального статуса, профессионализацию, рост профессиональной компетентности; достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, сопровождающееся занятием определенных должностей в соответствии с социально признанными стандартами в данной области.
Обсуждается также профессиональное перемещение (вертикальное или горизонтальное). Вертикальное перемещение ориентировано на переход на более высокую ступень структурной иерархии. Горизонтальное может рассматриваться как перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, руководитель проекта), либо расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).
Врезка. Динамичность карьеры — индикатор профессионального пути, свидетельствующий о том, насколько быстро работник поднимается по иерархической лестнице. |
К основным формам содействия профессиональному росту и карьере относятся:
- диагностика личностно-профессионального потенциала работника;
- анализ факторов, детерминирующих профессиональное развитие: возраста, профессионального опыта и квалификации, уровня профессионального образования и подготовки, состояния здоровья, динамичности карьеры;
- изучение вектора профессиональной направленности специалиста: уровня притязаний и самооценки, мотивации к достижениям, ценностных ориентаций и социально-профессиональных установок;
- собеседование по вопросам профессионального роста и карьеры с работником и его руководителями;
- составление совместно с работником плана-программы карьеры, так называемой карьерограммы.
Основные формы профессионального роста и карьеры работников приведены в табл. 2.
Таблица 2
Формы профессионального роста и карьеры
Профессиональный рост |
Профессиональная карьера |
Определение профессиональной пригодности. Получение профессионального образования. Профессиональная адаптация. Овладение профессиональным мастерством. Формирование индивидуального стиля деятельности. Расширение и совершенствование профессионального опыта. Расширение репертуара специальностей. Овладение социально-психологической компетентностью. Повышение квалификации. Освоение приемов благоприятного выхода из профессиональных кризисов. Предупреждение и преодоление профессиональных деформаций личности. Формирование и сохранение готовности к освоению новых технологий |
Прохождение профотбора. Выявление уровня профессиональной компетенции. Нахождение места в организации, на предприятии. Разработка плана служебного продвижения (карьерограммы). Прохождение аттестации. Обучение по программам подготовки резерва на выдвижение. Участие в ротации кадров. Участие в конкурсах на замещение вакантных должностей. Развитие навыков профессиональной рефлексии. Участие в разработках и внедрении инновационных проектов. Участие в подготовке кадрового резерва: супервизорство, патронаж, наставничество. Диагностика профессионально-психологического потенциала |
Психологическое содействие восхождению к вершинам профессионализма — мастерства
В особом психологическом содействии нуждаются работники в возрасте от 30 до 45 лет. Этот период жизни совпадает с наибольшими потенциальными возможностями человека. Работник стремится к профессиональной самореализации и успеху, он наиболее мобилен и профессионален, способен к вершинам достижений в выполняемой деятельности. Психологическое сопровождение наиболее продуктивной, акмеологической стадии профессионального становления — стадии мастерства — требует особого рассмотрения.
Центральной задачей акмеологического сопровождения является развитие профессиональной компетенции.
Врезка. Профессиональная компетенция — это интегральное единство профессиональной компетентности, субъективного опыта и профессионально важных качеств работника. |
В зависимости от характера профессии содержание трех компонентов компетенции может быть различным, и для каждой профессии проектируется свой профиль профессиональной компетенции.
Акмеологическое сопровождение ведется по следующим направлениям:
- анализ целей, задач и функций продуктивного выполнения конкретной профессиональной деятельности с учетом перспектив профессионального становления работника;
- разработка прогностической (проспектированной) профессиограммы и составление прогнозных моделей деятельности и личности;
- подбор диагностических методик и процедур экспертного мониторинга профессионализации и мастерства специалистов;
- отбор и конструирование психотехнологий развития профессионально-психологического потенциала работников, необходимого для эффективного выполнения труда;
- проектирование методики оценки деятельности и компетенции работников;
- обеспечение профессионального самосохранения и психологической безопасности специалистов;
- психологическое содействие в преодолении трудностей объективного и субъективного характера, решении сложных, конфликтных ситуаций, установлении эмоционально благополучных взаимоотношений, преодолении блокаторов профессиональной деятельности и др.;
- подготовка обоснованных предложений по профессиональному развитию специалиста.
Исследование вершинных профессиональных достижений осуществляется в рамках акмеологии, центральной задачей которой является определение закономерностей, условий и факторов, обеспечивающих возможность достижения высшей ступени развития человека, его акме, а также выявление возможных препятствий, возникающих на этом пути (Деркач А.А. Психологические основы развития профессионала. — М., 2004).
Согласно наиболее распространенной трактовке, акме — это достижение совершенства, максимальной зрелости, вершины, «звездного часа» в развитии человека. Личность рассматривается в целенаправленном, прогрессивном развитии.
Высота «вершины», ее содержательное многообразие зависят от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего акме, от социально-психологической, экономической, политической ситуации, в которую он попадает, поднявшись на ступень зрелости.
Основным фактором достижения вершин профессионализма выступает самоактуализация, основанная на реализации своего личностно-профессионального потенциала. Очевидно, самоактуализирующиеся личности не только обладают большими потенциальными возможностями, но и умеют восполнять свой потенциал и владеют осознанными или неосознанными техниками его актуализации.
По А.Маслоу, психологическими характеристиками самоактуализирующейся личности являются:
- активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
- принятие себя и других людей такими, какие они есть;
- непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
- сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, а не на внутреннем мире, собственных чувствах и переживаниях;
- обладание чувством юмора;
- развитые творческие способности;
- непринятие условностей, но без показного их игнорирования;
- способность к глубокому пониманию жизни;
- установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, доброжелательных личных отношений;
- способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее с объективной точки зрения, беспристрастно. (Маслоу А. Психология бытия: пер. с англ. / отв. ред. С.Н.Иващенко. — М., 1997.)
Движение к вершинам профессионализма требует от человека определенных специфических качеств. В первую очередь это акме-направленная мотивация. Она включает мотивацию достижения в профессиональной деятельности, мотивацию саморазвития и самореализации, мотивацию автономности и независимости отдельного человека в ходе индивидуального развития, мотивацию творческого вклада в профессию.
Включенность человека труда в акме-ориентированный процесс развития стимулирует специфические акме-способности. К ним можно отнести жизнеспособность (витальность), лабильность способов решения жизненных ситуаций и переключаемость, способность строить и реализовывать индивидуальную стратегию своего развития, опираться на «восходящее сравнение», т.е. усложнять задачи предстоящего этапа развития по сравнению с задачами настоящего этапа.
Прогрессивное профессиональное развитие обеспечивает адекватная или низкая самооценка, которая инициирует чувство неудовлетворенности собой даже на фоне высоких профессиональных достижений. Внутренняя неудовлетворенность человека собой и достигнутым служит более эффективным фактором саморазвития, чем самоудовлетворенность. Сниженная самооценка даже более целесообразна для достижений, для развития, чем завышенная. В силу этого на вершине профессионализма часто оказываются люди, менее удовлетворенные собой и достигнутым, чем лица, находящиеся в начале своего профессионального пути, вполне собой довольные.
Высокий уровень профессионального развития достигается и поддерживается за счет саморегуляции личности, способствующей сохранению собственной инициативной позиции и индивидуального стиля деятельности в изменяющихся профессиональных условиях. Достижение вершин профессионализма невозможно без самодетерминации. Личность уже не удовлетворяет простое приспособление к внешним требованиям, она испытывает потребность выходить за пределы себя, проявлять сверхнормативную профессиональную активность.
При сравнении характеристик людей, проходящих пик в своем развитии как индивидов, как личностей, как субъектов деятельности, обнаруживается необязательно одновременное достижение человеком высокого уровня развития индивидных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик. Наоборот, чаще налицо неравномерность и неодновременность формирования названных характеристик у человека, развитие которого достигает ступени расцвета.
Приведем пример: как индивид человек может находиться в расцвете своих физических сил, как личность быть высокоморальным и законопослушным и вместе с тем еще не достигнуть пика в проявлении своих творческих способностей; в то же время уровень физического здоровья человека уже может пойти на спад, а его творческий потенциал все еще реализоваться в деяниях, которые свидетельствуют о мощи его интеллекта и о владении им многообразными средствами для успешного практического воплощения рождающихся у него социально ценных замыслов. (Бодалев А.А. Вершина в развитии человека: характеристики и условия достижения. — М., 1998.)
В акмеологии утвердилось положение о многовершинности феномена акме, о его прогрессивной направленности и принципиальной незавершенности.
Вместе с тем профессиональное развитие включает, как уже говорилось выше, и деструктивные, нежелательные изменения, которые выступают в качестве препятствий на пути прогрессивного (акме-ориентированного) развития. Мы считаем, что постоянное интенсивное восхождение к вершинам профессионального мастерства теоретически возможно, но практически трудно реализуемо.
В заключение следует подчеркнуть, что решающее значение в профессиональном становлении личности принадлежит ее профессиональной активности; важную роль играют социально-экономические условия; биологические факторы выполняют функцию предпосылок профессионального развития, влияют на его темп, а также на профессиональную пригодность и результативность.
Таким образом, психологическое содействие специалисту на стадиях профессионализации и мастерства направлено на то, чтобы помочь личности реализовать себя, в результате выработки индивидуального стиля деятельности обеспечить удовлетворенность трудом, лицам с отчетливо выраженным профессионально-психологическим потенциалом помочь профессионально самоактуализироваться, работникам, переживающим проблемы, оказать помощь в их преодолении.
Главное — помочь работникам обрести личностный смысл профессиональной деятельности, поддержать их в трудные моменты профессиональной жизни, внести коррективы в траекторию и темп профессионального становления.
Выводы
1. Пространство профессионального развития личности является открытым, характеризуется разнообразием, неравновесностью, нелинейными соотношениями возрастного развития, образованности (включая профессиональную квалификацию) и многоплановых видов ведущей деятельности.
2. Психологическое содействие — это целостный процесс изучения, формирования и коррекции профессионального становления с учетом своеобразия и психологических особенностей каждой стадии, а также активности и ответственности личности за свою профессиональную жизнь.
3. К личностно ориентированным технологиям психологического содействия относятся развивающая диагностика, тренинги личностного и профессионального развития и самосохранения, мониторинг социально-профессионального развития.
4. К активным стратегиям профессионального развития относится преодолевающее поведение, которое является необходимым условием продуктивного развития субъекта деятельности и успешного профессионального самосохранения.
5. Достижение вершин профессионального развития возможно путем актуализации личностно-профессионального потенциала, самоорганизации и самоактуализации личности.
Зеер Э.Ф. Психологическое содействие профессиональному становлению личности // Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С. 92-118