Основные варианты организации взаимоотношений психолога с клиентом в консультационном процессе.
Можно выделить следующие основные варианты организации взаимоотношений психолога с клиентом в консультационном процессе:
- диагностико-рекомендательная консультация, основанная на предварительной профдиагностике клиента и последующих рекомендациях о пригодности или непригодности его к профессии. К сожалению, в большинстве случаев клиент остается в пассивной позиции обследуемого, а то и испытуемого, т.е. говорить о диалоге и взаимодействии часто не приходится;
- свободная беседа, в ходе которой важные вопросы самоопределения обсуждаются в свободном стиле, когда можно перескакивать с одной темы на другие близкие темы. Часто все это создает некоторый логический хаос и поэтому бывает сложно не потерять главную логическую нить (а то и смысловую суть) разговора. Поскольку клиент обычно не в состоянии отследить логику такого разговора, то инициативу здесь приходится брать психологу-профконсультанту. Но тогда консультант становится инициатором беседы, а клиент неизбежно занимает позицию ведомого и обычно соглашается на это с большим удовольствием (ведь он пришел получить квалифицированную помощь и с радостью наблюдает за действиями консультанта, но это все-таки позиция наблюдателя или слушателя, но не субъекта самоопределения);
- подлинный диалог, взаимодействие, сотрудничество с клиентом, такое взаимодействие достаточно сложно организовать и нередко для этого требуется провести специальную подготовительную работу (у клиента должна быть сформирована потребность в диалоге, а также готовность участвовать в совместной работе с психологом).
В.Франкл специально рассматривал проблему псевдообщения в консультационном процессе и писал по этому поводу: «Истинное общение-встреча основывается на самотрансценденции, а не просто на самовыражении. В частности, истинное общение-встреча трансцендирует себя к логосу. Псевдовстреча, с другой стороны, основывается на «диалоге без логоса» (трансцендентный — от лат. transcendents (transcendetis) — выходящий за пределы самого себя)» (Франкл В., 1990, с. 328).
Концептуальная схема организации взаимодействия психолога с клиентом приведена в таблице.
Таблица
Концептуальная схема организации взаимодействия профконсультанта с клиентом
Основные этапы консультации как активизации оптанта |
Преимущественные задачи выделенных этапов |
Организация и развитие эмоционально-доверительного контакта |
Подготовительный этап |
Предварительная оценка ситуации консультирования и выдвижение предварительной консультационной гипотезы |
|
Реальная встреча профконсультанта с оптантом (подготовка к взаимодействию) |
||
1-й этап |
Общая оценка реальной ситуации консультирования: 1 — помощь оптанту в формулировании проблемы; 2 — оценка условий консультирования; 3 — оценка профконсультантом своей готовности помочь данному человеку |
Максимальная доброжелательность и минимальная словесная активность профконсультанта (больше задавать вопросов и слушать оптанта, чтобы лучше понять его) |
2-й этап |
Уточнение (или выдвижение) консультационной гипотезы: понимание проблемы оптанта и определение путей ее решения |
Повышение степени конструктивности (меньше эмоций) |
Начало реального взаимодействия (сотрудничества) |
||
3-й этап |
Совместное с оптантом уточнение проблемы и целей дальнейшей работы |
Доброжелательная конструктивность |
4-й этап |
Совместное с оптантом достижение намеченных целей (возможно в течение нескольких консультаций) |
Конструктивная работа (эмоции — только по необходимости) |
5-й этап |
Совместное подведение итогов всей работы, ее отдельных направлений или текущих консультаций, если работа предполагает серию встреч с оптантом |
Максимальная доброжелательность и эмоциональность (клиент должен уйти с чувством удовлетворения и оптимизма) |
Естественно, нельзя воспринимать данную схему как некий алгоритм работы (это все-таки концептуальная схема). Например, с какими-то клиентами очень быстро удается совместно выделить цели и проблемы (иногда клиент может прийти с хорошо обоснованным пониманием своей проблемы), и тогда вся работа будет направлена на решение этих проблем. В другом случае основные усилия могут быть направлены на уточнение проблем (бывают случаи, когда клиент, «наконец-то осознавший» свою проблему, заявляет, что «дальше он и сам сумеет ее разрешить», т.е. для него главным было понять, «увидеть» свою проблему).
Наконец, если так и не удается совместными усилиями определить проблему и выйти на реальное взаимодействие, то профконсультанту ничего не остается, как продолжать работу с данным клиентом в обычном (не активизирующем) режиме, поскольку хоть какую-то помощь человеку оказать надо.
Пряжников Н.С. Рекомендации по планированию и проведению конкретных профконсультаций // Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: Теория и практика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 59-61.