В качестве основы для предлагаемого варианта схемы анализа профессии использована расширенная и модифицированная «формула профессий», разработанная Е.А.Климовым.
Цель игры — познакомить участников со схемой анализа профессий. (В качестве основы для предлагаемого варианта схемы анализа профессии использована расширенная и модифицированная «формула профессий», разработанная Е.А.Климовым (см.: Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990)).
Условия проведения. Игра проводится с классом или группой, а может быть использована и в индивидуальной работе. По времени она занимает около 1 ч. При этом на подготовку к игре уходит около 30–40 мин, а на саму игру — 10–15 мин.
Процедура игры включает следующие основные этапы.
1. Ведущий просит назвать учащихся в классе (группе) профессию, которую все хорошо знают. Например, профессия — таксист. Для знакомства учащихся с профессиями нефтяной компании лучше взять одну из основных нефтедобывающих профессий, например профессию «бурильщик (оператор по подземному ремонту скважин (ПРС))». В таблице, в третьей колонке, представлен вариант анализа профессии «бурильщик».
Обращаем внимание, что кодировать профессию следует только словами, как это показано во второй колонке таблице. Если кодировать профессию номерами характеристик, то при отгадывании возникают сложности восприятия информации и игра может не получиться.
Схема анализа профессий (перечень основных характеристик профессий)
Характеристики профессий по группам |
Место для первого примера профессии — «таксист» |
Бурильщик (оператор по ремонту скважин) |
Место для кодирования загаданной профессии |
Предмет труда: 1) животные, растения (природа); 2) материалы; 3) люди (дети, взрослые); 4) техника, транспорт; 5) знаковые системы (тексты, информация в компьютерах…); 6) художественный образ |
Люди; техника; транспорт |
Природа; техника |
|
Цели труда: 1) контроль, оценка, диагноз; 2) преобразовательная; 3) изобретательная; 4) транспортирование; 5) обслуживание; 6) собственное развитие |
Транспортирование; обслуживание |
Контроль; оценка |
|
Средства труда: 1) ручные и простые приспособления; 2) механические; 3) автоматические; 4) функциональные (речь, мимика, зрение, слух…); 5) теоретические (знания, способы мышления); 6) переносные или стационарные средства |
Механические; функциональные |
Ручные; механические |
|
Условия труда: 1) бытовой микроклимат; 2) большие помещения с людьми; 3) обычный производственный цех; 4) необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность); 5) экстремальные условия (риск для жизни и здоровья); 6) работа на открытом воздухе; 7) работа сидя, стоя, в движении; 8) домашний кабинет |
Экстремальные; сидя |
Экстремальные; в движении |
|
Характер общения в труде: 1) минимальное общение (индивидуальный труд); 2) клиенты, посетители; 3) обычный коллектив (одни и те же лица); 4) работа с аудиториями; 5) выраженная дисциплина, субординация в труде |
Клиенты |
Обычный коллектив; выраженная дисциплина |
|
Ответственность в труде: 1) материальная; 2) моральная; 3) за жизнь и здоровье людей; 4) невыраженная ответственность |
Жизнь и здоровье |
Материальная; жизнь и здоровье |
|
Особенности труда: 1) большая зарплата; 2) льготы; 3) «соблазны» (возможность брать взятки, воровать); 4) изысканные отношения, встречи со знаменитостями; 5) частые командировки; 6) законченный результат труда (можно полюбоваться) |
«Соблазны»; встречи со знаменитостями |
Большая зарплата; льготы |
|
Типичные трудности: 1) нервное напряжение; 2) профзаболевания; 3) распространены мат и сквернословие; 4) возможность оказаться за решеткой (в тюрьме); 5) невысокой престиж работы |
Нервное напряжение; профзаболевания; сквернословие |
Профзаболевания; сквернословие |
|
Минимальный уровень образования для работы: 1) без специального образования (после школы); 2) начальное профессиональное образование; 3) среднее профессиональное образование; 4) высшее профессиональное образование; 5) ученая степень (аспирантура, академия) |
Начальное профессиональное образование |
Начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование |
|
2. Далее ведущий обращается к классу со следующим заданием: «Представьте, что я “свалился с Луны” и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски все понимаю. Попробуйте объяснить мне, что это за профессия такая (например, «таксист», т.е. та, что ранее назвали учащиеся)». Обычно участники игры называют 8—12 характеристик профессии, которые являются далеко не исчерпывающими, и сами признаются, что вроде бы и знают, о чем рассказывать, но забыли. Иногда учащиеся просят, чтобы им задавали наводящие вопросы. Смысл данного этапа — сформировать у учащихся желание познакомиться со схемой, которая позволила бы им не путаясь рассказать о любой профессии.
3. Ведущий предлагает учащимся записать в свои тетради схему анализа профессии (см. таблицу). Сразу же, по ходу заполнения таблицы ведущий показывает, как можно было бы анализировать только что обсуждавшуюся профессию, что вызвало определенные затруднения у участников игры. Задача данного этапа — не столько проанализировать профессию (таксист, например), сколько показать учащимся, что схема на самом деле несложная и с ее помощью вполне можно анализировать различные виды трудовой деятельности. Поэтому на данном этапе не следует много спорить и лучше закончить его как можно быстрее, чтобы у участников было ощущение легкости использования данной схемы.
4. После первого знакомства со схемой анализа профессий все участники разбиваются на пары (в обычном классе многие и так уже сидят парами), и игрокам предлагается следующее: 1) сначала каждый загадывает конкретную профессию и так, чтобы не видел напарник, записывает ее где-нибудь; 2) каждый игрок «кодирует» загаданную профессию с помощью характеристик схемы анализа профессии в свободной колонке на своей таблице; 3) игроки обмениваются тетрадями с закодированными профессиями; 4) каждый игрок по тетради своего напарника пытается отгадать загаданную (закодированную) профессию примерно в течение 5—10 мин и предлагает три варианта отгадки (если хотя бы один вариант будет правильным или близким к правильному ответу, считается, что профессия отгадана).
Если профессия не отгадана и в ходе обсуждения игроки в паре выяснят, что значительная часть характеристик профессии названа (закодирована) была неверно, то виноватым оказывается тот, кто не смог правильно закодировать профессию.
Лежащее в основе игры упражнение, основанное на схеме анализа профессии, можно использовать в работе с микрогруппой (три—пять человек), когда каждый загадывает свою профессию, после чего по очереди эти профессии отгадываются всеми участниками. Например, игрок, загадавший профессию, сам зачитывает ее характеристики, а каждый из остальных участников называет по очереди свои варианты отгадки. Работа с микрогруппой позволяет более предметно и спокойно организовывать обсуждение загаданных профессий.
Упражнение (схему анализа профессии) можно использовать и в индивидуальной работе как элемент профконсультации. Если школьник обратился к психологу с просьбой уточнить или проверить уже сделанный выбор, то можно предложить ему загадать (закодировать) по схеме уже выбранную профессию, предварительно познакомив учащегося с самой схемой анализа профессий. И тогда профконсультант выступит в роли отгадывающего. Важным в такой работе может оказаться обсуждение профессий, их соответствие характеристикам, которые выписал сам подросток и которые, скорее всего, и привлекают его больше всего в будущей работе. Такое обсуждение можно использовать для коррекции представлений учащегося о наиболее привлекательной для него профессии.
Если школьник вообще не знает, чего хочет, профконсультант сначала опять же знакомит его со схемой анализа профессий, затем предлагает ему выписать наиболее привлекательные для себя характеристики профессии и уже после этого и профконсультант, и подросток на отдельных листочках пытаются написать по три—пять профессий, соответствующих этим привлекательным характеристикам, т.е. как бы пытаются отгадать закодированную профессию.