В 10—11 классах старшеклассники, как правило, обучаются в русле конкретного профиля, проходят курсы по выбору. На этом этапе следует уже не выявлять, а уточнять, какой познавательный интерес устойчив, к какой области знаний проявляются способности. Педагогам необходимо сосредоточить внимание на самоконтроле и самокоррекции учащимися своих профессиональных планов, способах самооценки результатов, достижений в избираемой деятельности и самоподготовки к ней.
Период 10—11 классов условно можно назвать периодом уточнения социально-профессионального статуса. Этот этап наиболее сложный и волнительный как для выпускника школы, так и для родителей. Сложность его заключается в том, что нужно сделать окончательный выбор; ошибка может повлиять на реальный ход жизни. Но вместе с тем это не совсем так, народная мудрость гласит: человек на ошибках учится. Причем добавим: как правило, на собственных. И не нужно их считать роковыми. Ведь это тоже своего рода опыт. Однако ошибиться лучше в начале жизненного пути. А главное, не теряться, а знать, как выйти из этой ситуации на основе знаний, опыта, полученных в ходе предшествующей профориентационной работы. В 10—11 классах старшеклассники, как правило, обучаются в русле конкретного профиля, проходят курсы по выбору. На этом этапе следует уже не выявлять, а уточнять, какой познавательный интерес устойчив, к какой области знаний проявляются способности. Педагогам необходимо сосредоточить внимание на самоконтроле и самокоррекции учащимися своих профессиональных планов, способах самооценки результатов, достижений в избираемой деятельности и самоподготовки к ней. В этой ситуации советы взрослых мало чем помогут, даже могут навредить. Учащимся важно самостоятельно взвесить все факторы «за» и «против»; еще и еще раз попробовать себя в реальной деятельности, проанализировать предшествующий опыт, попытаться понять, «что получалось, почему получалось. На каком поприще я смогу быть наиболее успешным и перспективным на рынке труда».
Прочитайте приведенные в таблице утверждения. Если вы согласны с ними, то перед цифрой в таблице поставьте «+», если нет, поставьте перед цифрой «–». Если сомневаетесь, зачеркните цифру.
Утверждения для самооценки |
Тип профессий |
||||
1. Природа |
2. Техника |
3. Знаковая система |
4. Художественный образ |
5. Человек |
|
1. Легко знакомлюсь с людьми |
|
|
|
|
1 |
2. Охотно и подолгу могу что-либо мастерить |
|
1 |
|
|
|
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки |
|
|
|
1 |
|
4. Охотно и постоянно ухаживаю за комнатными растениями |
1 |
|
|
|
|
5. Охотно и подолгу могу что-либо вычислять, чертить |
|
|
1 |
|
|
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или младшими детьми |
|
|
|
|
1 |
7. С удовольствием ухаживаю за животными |
1 |
|
|
|
|
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах |
|
|
1 |
|
|
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей и старших |
|
2 |
|
|
|
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности |
|
|
|
2 |
|
11. Охотно читаю о растениях, животных |
1 |
|
|
|
|
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах |
|
|
|
1 |
|
13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин |
|
1 |
|
|
|
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, решать задачи, отгадывать ребусы |
|
|
2 |
|
|
15. Легко улаживаю разногласия между людьми |
|
|
|
|
2 |
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой |
|
2 |
|
|
|
17. Людям нравится мое художественное творчество |
|
|
|
2 |
|
18. У меня есть способности к работе с растениями, животными |
2 |
|
|
|
|
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме |
|
|
2 |
|
|
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь |
|
|
|
|
1 |
21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди |
|
1 |
|
|
|
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки |
|
|
1 |
|
|
23. Часто помогаю даже незнакомым людям |
|
|
|
|
2 |
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д. |
|
|
|
1 |
|
25. Могу влиять на ход развития растений, животных |
2 |
|
|
|
|
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов |
|
1 |
|
|
|
27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте |
|
|
|
|
1 |
28. Охотно наблюдаю за растениями и животными |
1 |
|
|
|
|
29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику |
|
|
1 |
|
|
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п. |
|
|
|
1 |
|
Результаты |
|
|
|
|
|
По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, т.е. с учетом знаков, сумму, зачеркнутые цифры не считайте. Запишите их в строку «Результаты». Наибольшая сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывают на подходящие для вас типы профессий. Малые или отрицательные суммы указывают, каких типов профессий вам следует избегать при выборе. Максимальное число баллов в каждом столбце — 8.
В соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно разделить на пять основных типов: 1 — «Человек—природа»; 2 — «Человек—техника»; 3 — «Человек—знаковая система»; 4 — «Человек—художественный образ»; 5 — «Человек—человек».
Определив предпочтительный тип профессий, вы можете сузить круг поиска.