Опросник профессиональной готовности был разработан Л.Н.Кабардовой (факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова). Опросник представляет собой дальнейшее развитие идеи Е.А.Климова о выявлении профессиональной направленности оптанта на выделяемые им сферы профессиональной деятельности (человек, техника, природа, знак, художественный образ).
Опросник профессиональной готовности был разработан Л.Н.Кабардовой (факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова). Опросник представляет собой дальнейшее развитие идеи Е.А.Климова о выявлении профессиональной направленности оптанта на выделяемые им сферы профессиональной деятельности (человек, техника, природа, знак, художественный образ).
Профессиональную готовность можно определить как субъективное состояние личности, отражающее способность и желание заниматься определенным конкретным типом профессиональной деятельности. Она не обязательно сопровождается объективной профессиональной подготовленностью.
Опросник основан на самооценке учащимся своих возможностей в реализации задаваемых опросником умений (учебных, трудовых, социальных, творческих и др.), пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности, и своего желания или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности, в своей будущей профессии.
Методика дает возможность оптанту проанализировать составляющие профессиональной готовности: субъективно оцениваемые умения, эмоциональное отношение, готовность трудиться — и получить представление о мере готовности к успешной деятельности в определенной сфере, о степени согласованности личного профессионального плана.
Методика предполагает диагностику личности с 15 лет, может использоваться как в индивидуальном, так и в групповом консультировании и рассчитана ориентировочно на 40—50 минут.
Процедура применения
Внимательно прочитайте все 50 высказываний опросника. Прочитав каждое из высказываний, ответьте на три приведенных вопроса и оцените свои ответы в баллах.
1. Насколько хорошо вы умеете делать то, что написано в высказывании?
Делаю, как правило, хорошо — 2 балла.
Делаю средне — 1 балл.
Делаю плохо (совсем не умею) — 0 баллов.
2. Какие ощущения у вас возникли, когда вы это делали?
Положительное (приятно, интересно, легко) — 2 балла.
Нейтральное (все равно) — 1 балл.
Отрицательное (неприятно, неинтересно, трудно) — 0 баллов.
3. Хотели бы вы, чтобы описанное в высказывании действие было включено в вашу будущую работу?
Да — 2 балла.
Все равно — 1 балл.
Нет — 0 баллов.
Свои оценки в баллах занесите в «Таблицу ответов» (номер клетки в таблице соответствует номеру высказывания). В каждую клетку «Таблицы ответов» поставьте баллы, соответствующие вашим ответам на все три вопроса. Для каждого высказывания оцените сначала ваше умение (1), затем — отношение (2), затем — желание (3). В этой же последовательности проставьте оценочные баллы в клетках «Таблицы ответов».
Если вы никогда не делали того, что описано в высказывании, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить только на 3-й вопрос. Читая высказывание, обязательно обращайте внимание на уточняющие слова: «часто», «легко», «систематически» и др. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов. Если из перечисленных в вопросе нескольких действий вы умеете делать что-то одно, то именно это действие вы и оцениваете тремя оценками.
Работайте внимательно!
Текст ОПГ
1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.
2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.).
3. Длительное время (более года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать).
4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, многими признаваемые интересными, достойными внимания.
5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.
6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.
7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
8. Вести регулярное наблюдение за развивающимися растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник.
9. Мастерить своими руками красивые изделия из дерева, ткани, засушенных растений, ниток.
10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо то, что он хочет знать, даже если приходится повторять сказанное несколько раз.
11. Легко находить ошибки в письменных работах по русскому языку, литературе.
12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.
13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках разных видов растений.
14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.
15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.
16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составлять рассказы по заданной теме.
17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электрические приборы (пылесос, утюг, светильник).
18. Преимущественно все свое свободное время тратить на уход и наблюдение за каким-либо животным.
19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.
20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.
21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.
22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).
23. Регулярно, без напоминания взрослых, ухаживать за животными: кормить, чистить, лечить, обучать.
24. Публично, для зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.
25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.
26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составлять логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.
28. Разбираться в породах и видах животных, знать их характерные внешние признаки и повадки.
29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно и письменно.
30. Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.
31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении.
32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, производить монтаж и сборку из мелких деталей.
33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.
34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.
35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.
36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия.
37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.
38. Заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии, читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.
39. Создавать новые интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений.
40. Влиять на людей, убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.
41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.
42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.
43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологическом кружке, на биостанции, в зоокружке, питомнике.
44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.
45. Сопереживать людям, понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.
46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.
47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения технической, логической, математической задачи.
48. При работе с растениями или животными принимать как должное ручной физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.
49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).
50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.
Обработка полученных результатов
Приступая к обработке результатов, консультант сначала находит в бланке ответов номера тех высказываний, которые оптант при оценке умений оценил в 0 баллов или поставил прочерк. В этом случае следующие две оценки этого высказывания при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются. Они принимаются во внимание только при качественном анализе каждой сферы.
Консультант подсчитывает суммы баллов, которые набрали отдельно «умения», отдельно «отношения» и отдельно «пожелания» оптанта в каждой профессиональной сфере.
Итоговые результаты представляют собой баллы умений, отношений, желаний по каждому из пяти типов профессий:
человек (Ч) — знаковая система (З.с.);
человек (Ч) — техника (Т);
человек (Ч) — природа (П);
человек (Ч) — художественный образ (Х.о.);
человек (Ч) — человек (Ч).
Интерпретация полученных результатов
Выбор наиболее предпочтительной для данного оптанта профессиональной сферы осуществляется на основе сопоставления баллов по трем описанным шкалам: умения—отношения—желания. Положительно оценивается такое сочетание, при котором высокие оценки при ответе на 2-й и 3-й вопросы соотносятся с реальными умениями оптанта, т.е. высокой оценкой по 1-й шкале.
Анализ результатов проводится по нескольким аспектам:
- сопоставление трех оценок (умения—отношения—желания) внутри каждого типа профессий дает информацию о внутренней согласованности отношения к профессиям, об уровне личностной зрелости оптанта;
- сравнение баллов между всеми пятью типами профессий дает информацию о наличии или отсутствии предпочтений; рассматривая два типа профессий, набравших большое количество баллов, можно расширить сферу возможных вариантов, чтобы учесть комплексность и многоплановость современных профессий, междисциплинарный характер знаний, требуемый современным производством и управлением;
- обязательно анализируются те высказывания, которые оптант оценил максимальным количеством баллов (222, 212 и т.п.), а также минимальным количеством баллов (010, 100 и т.п.) или баллом «2» по умению или отношению, но баллом «0» по желанию, что поможет конкретизировать выбор, сузить сферу профессиональных вариантов до определенных специальностей.
Итоговое распределение баллов можно сопоставить с выбранной (предполагаемой) оптантом профессией для определения степени согласованности намерений и реальных предпосылок успешности. Такой качественный анализ позволяет обнаружить скрытые ресурсы, затруднения личностного характера, препятствующие формированию личного професссионального плана, и определить возможности дальнейшей работы с оптантом.
Опросник профессиональной готовности
Балл |
Насколько хорошо вы умеете делать… |
Нравится ли вам… |
Хотели бы вы в дальнейшем делать… |
0 |
Не пробовал; не умею |
Не нравится; не интересно |
Не хочу |
1 |
Делаю средне |
Безразлично |
Все равно |
2 |
Умею; делаю хорошо |
Нравится; очень нравится |
Хочу; очень хочу |
Таблица ответов
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
2 |
3 |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
||||||||||
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
||||||||||
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
||||||||||
16 |
|
17 |
|
18 |
|
19 |
|
20 |
|
||||||||||
21 |
|
22 |
|
23 |
|
24 |
|
25 |
|
||||||||||
26 |
|
27 |
|
28 |
|
29 |
|
30 |
|
||||||||||
31 |
|
32 |
|
33 |
|
34 |
|
35 |
|
||||||||||
36 |
|
37 |
|
38 |
|
39 |
|
40 |
|
||||||||||
41 |
|
42 |
|
43 |
|
44 |
|
45 |
|
||||||||||
46 |
|
47 |
|
48 |
|
49 |
|
50 |
|
||||||||||
З.с. |
|
Т |
|
П |
|
Х.о. |
|
Ч |
|
Примечание. З.с. — знаковая система, Т — техника, П — природа, Х.о. — художественный образ, Ч — человек.
Вершинин С.И., Савина М.С., Махмудов Л.Ш., Борисова М.В. Опросник профессиональной готовности (ОПГ) // Вершинин С.И., Савина М.С., Махмудов Л.Ш., Борисова М.В. Основы профориентологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С. 168-173.