Методика «Способности в деятельности» (СВД)

Методика «Способности в деятельности» (СВД)

Данная методика была разработана в лаборатории самоопределения молодежи Института содержания и методов обучения в 2013 г. Бондаревым В.П., Кропивянской С.О.


Проверить, каким видом деятельности лучше заняться в учебное или внеурочное время, соотнеся свои сегодняшние способности и возможности с собственными планами заняться интересующей тебя деятельностью, можно с помощью методики СВД.

Инструкция

Представь, что тебе надо оценить свои способности и возможности в процессе выполнения определенной деятельности. Постарайся сделать это максимально объективно, не завышая, но и не занижая свои способности.
Необходимо, отвечая на каждый вопрос анкеты, мысленно разбив его на две части, представить себе,
хотели бы Вы, чтобы данное утверждение было о Вас?

  • Если «очень хотели бы» – «5»
  • «просто хотели» – «4»
  • «не знаете, хотели бы или нет» – «3»
  • «не хотите» – «2»
  • «не хотите, ни в коем случае» – «1»

и можете ли Вы утверждать, что это о Вас?

  • Если «точно обо мне» – «5»
  • «скорее да, чем нет» – «4»
  • «не знаю»  – «3»
  • «в редких случаях» – «2»
  • «совсем нет» – «1»

Эти оценки Вы должны внести в бланк ответов данной методики.
Поставьте свои оценки под соответствующим номером вопроса дважды под утверждением «ХОЧУ» И «МОГУ».

Первую оценку за желание, чтобы данное утверждение было о Вас, а вторую за то, можете ли Вы утверждать, что это о Вас:

1

2

3

4

5

6

хочу

могу

хочу

могу

хочу

могу

хочу

могу

хочу

могу

хочу

могу

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

11

11

12

12

13

13

14

14

15

15

16

16

17

17

18

18

19

19

20

20

21

21

22

22

23

23

24

24

25

25

26

26

27

27

28

28

29

29

30

30

31

31

32

32

33

33

34

34

35

35

36

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст методики

  1. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение, занятия подвижными видами спорта
  2. Я легко запоминаю названия и авторов произведений (музыкальных, литературных, живописных), которые мне понравились.
  3. Я постоянно стремлюсь общаться со своими сверстниками.
  4. Мне гораздо легче, чем другим моим знакомым, объяснить остальным людям ранее незнакомый им новый материал.
  5. Я считаю, что высокий доход от работы важнее, чем ее содержание.
  6. Я умело работаю с большими массивами информации, для меня не составляет труда находить необходимые мысли и идеи в тексте книги или сложных расчетах.
  7. Я умею мастерить красивые (полезные, интересные) изделия своими руками.
  8. У меня есть способности к сочинению стихов, прозы, музыки, рисованию, лепке, пению и т.п.
  9. У меня есть организаторские способности.
  10. Я наблюдателен и часто вижу и понимаю то, что не видят и не понимают другие.
  11. У меня часто бывают хорошие коммерческие идеи.
  12. Мне легче, чем другим, удается найти алгоритм решения сложных математических задач, разбираться в структурных схемах иностранных языков или языков программирования.
  13. Я легко выполняю монотонную однообразную работу в любых сферах деятельности
  14. У меня хорошее чувство ритма, цвета, музыкальный слух.
  15. У меня есть способность разрешать споры, конфликты между друзьями.
  16. Учеба и познание всего нового дается мне легко.
  17. Мне хорошо удается отстаивать свои интересы.
  18. У меня есть способность находить ошибки в чертежах, расчетах, опечатки в текстах.
  19. В свободное время я готов поработать физически за вознаграждение.
  20. Я предпочитаю разрабатывать новые идеи, создавать оригинальные произведения, чем перерабатывать, копировать что-то, созданное другими.
  21. Я умею общаться с незнакомыми людьми, с людьми много старше или моложе себя, с большим количеством людей.
  22. По интересующим меня вопросам я готов искать информацию сам во всех доступных источниках (библиотека, интернет)
  23. Для меня важно обрести материальную независимость как можно скорее, чтобы реализовать свои коммерческие идеи.
  24. Я умею аккуратно и безошибочно работать с данными – записывать их, проверять, сводить и анализировать.
  25. Я всегда люблю видеть результат своего труда (вскопанный огород, сделанную своими руками модель и т.д.)
  26. Для моих занятий очень важно иметь возможность делать все своим способом, ставить самостоятельные цели.
  27. Я предпочитаю работать в группе, сотрудничая с другими, выдвигаю идеи и прислушиваюсь к их идеям.
  28. У меня есть потребность в нахождении и решении сложных умственных задач.
  29. Я умею обращаться с деньгами, всегда знаю, сколько у меня есть и никогда не потрачу все.
  30. Хорошая память на цифры и формулы – именно то, что помогает мне в учебе и других любимых занятиях.
  31. Я способен выполнять нелегкую работу по уходу за детьми или больными людьми.
  32. Для меня важно, чтобы результаты моего творчества были оценены людьми не только моего ближайшего окружения (друзьями, родителями).
  33. Я весьма чувствителен к настроению и переживаниям людей.
  34. Для моего обучения важнее, чтобы задачи были интересными и разнообразными, чем полученные за них оценки.
  35. Я разбираюсь в качестве и цене товаров, могу выгодно продать сверстникам что-то из своих вещей или купить у них что-то, нужное мне, с выгодой.
  36. Я хорошо умею анализировать, сопоставлять факты и делать выводы в самых разных сферах деятельности ( от гуманитарных до технических)

Ключ к методике

Подсчитайте количество баллов в каждом столбце.

Результаты запишите в пустые ячейки в нижней строке.

Обратите внимание в первую очередь на те сферы, в которых показатели ваших желаний или возможностей превышают отметку в 20 баллов.

В первых двух столбцах бланка ответов, под цифрой «1», находятся суммы оценок ваших желаний и возможностей в сфере ЭМПИРИКИ, основанной только на практической деятельности.

В этой сфере работают специалисты, производящие самые различные продукты, стоящие за станками и ведущие космические корабли, медсестры в больницах и инженеры-проектировщики, повара и сталевары, агрономы и т.д. Словом, все те, кто своим трудом, своими руками создают все материальные ценности на Земле.

В следующих двух столбцах под цифрой «2» соответственно находятся суммы оценок Ваших желаний и возможностей в сфере деятельности в области ИСКУССТВА.

Это музыканты, поэты, художники, актеры, дизайнеры, скульпторы, архитекторы, словом, все те, кто не мыслит свою жизнь вне этой сферы деятельности.

В следующих двух столбцах под цифрой «3» соответственно находятся суммы оценок ваших желаний и возможностей в сфере ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ.

К специалистам в этой области относятся преподаватели и продавцы, политические деятели и врачи, менеджеры и другие многочисленные специалисты сферы обслуживания населения.

В следующих двух столбцах под цифрой «4» соответственно находятся суммы оценок ваших желаний и возможностей в сфере ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

К профессионалам этой сферы следует отнести ученых всех отраслей знаний, чей труд создает что-то новое, неизвестное до сих пор, как говорится, на кончике пера. Именно для них целью жизни является совершать открытия, находить новое, непознанное.

В следующих двух столбцах под цифрой «5» соответственно находятся суммы оценок ваших желаний и возможностей в сфере ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

Это рекламные агенты, пиар-менеджеры, финансисты разных уровней, частные предприниматели, то есть, те специалисты, которые целью своей жизни поставили извлечение прибыли.

В следующих двух столбцах под цифрой «6» соответственно находятся суммы оценок Ваших желаний и возможностей в сфере АНАЛИЗА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Это программисты в различных сферах деятельности, переводчики, архивариусы, IT-специалисты и т.д.

Оценка эффективности полученных результатов и рекомендации по их дальнейшему использованию.

Теперь вам предстоит выполнить, пожалуй, самую главную работу – проанализировать полученные результаты. От этого очень многое зависит, поэтому будьте особенно внимательны.

Например, у вас большинство баллов получилось по сумме оценок в столбце «ХОЧУ» одной какой-либо сферы деятельности, при этом преимущество ваших желаний над возможностями неоспоримо (22 и более баллов в первом столбце и 12-16 баллов или более – соответственно во втором столбце «МОГУ» той же сферы). Следовательно, вам, если у вас есть интерес к какой-либо конкретной сфере деятельности, но Вы еще не пробовали свои силы в ней, пора записаться в кружок, секцию, курсы, факультативные занятия или иное объединение дополнительного образования этого направления, то есть проверить свои способности в деятельности.

Если таких сфер две, то попробуйте найти те направления дополнительного образования, в которых бы Вы могли найти возможность проверить свои силы в интересующих вас областях одновременно.
Например, интересы и склонностей тех из вас, кого привлекают профессии сфер искусства, и работы с людьми могут реализоваться на занятиях в театральной студии.
Те школьники, кого интересует компьютер, как инструмент программирования и интеллектуальные игры, могли бы на занятиях факультативов или спецкурсов по изучению языков программирования или вообще самостоятельно, попробовать свои силы в создании интеллектуального продукта – игровых компьютерных программ.
Те же сферы, в которых вы набрали наименьшее количество баллов (менее 10), скорее всего не лежат в сфере ваших интересов и для вас они в будущем не станут приоритетными.