Данная методика позволит обучающимся изучить особенности своей ценностно-мотивационной сферы, что необходимо для осознанного и взвешенного принятия решений о своем профессиональном будущем.
Инструкция
Спросите себя: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы в моей жизни? Какие ценности менее важны для меня?». Далее приведены два списка ценностей, взятых из различных культур. В скобках приведено объяснение ценности.
Ваша задача: оценить, насколько важна для вас каждая ценность в качестве руководящего принципа вашей жизни.
Шкала для оценки
Оценка |
Значение ценности |
7 |
Исключительно важная в качестве руководящего принципа вашей жизни ценность, обычно таких ценностей бывает одна-две |
6 |
Очень важная |
5 |
Достаточно важная |
4 |
Важная |
3 |
Не очень важная |
2 |
Мало важная |
1 |
Не важная |
0 |
Совершенно безразличная |
-1 |
Это противоположно принципам, которым вы следуете |
До того, как вы начнете, прочитайте список из 30 ценностей и выберите одну, которая наиболее важна для вас, и оцените ее важность «7». Далее выберите ценность наименее важную для вас и оцените ее «-1», «0» или «1» согласно ее важности. Затем оцените оставшиеся ценности. Постарайтесь различать ценности, насколько это возможно, используя все номера.
1. Руководящим принципом в моей жизни эта ценность является в следующей степени
№ п/п |
Ценности |
Оценка |
1 |
Равенство (равные возможности для всех) |
|
2 |
Внутренняя гармония (быть в мире с самим собой) |
|
3 |
Власть (контроль над другими, доминантность) |
|
4 |
Удовольствие (удовлетворение желаний) |
|
5 |
Свобода (свобода мыслей и действий) |
|
6 |
Духовная жизнь (акцент на духовных, а не материальных вопросах) |
|
7 |
Чувство общности (ощущение, что другие заботятся обо мне) |
|
8 |
Социальный порядок (стабильность общества) |
|
9 |
Интересная жизнь (жизнь, полная впечатлений) |
|
10 |
Смысл жизни (цели в жизни) |
|
11 |
Вежливость (предупредительность, хорошие манеры) |
|
12 |
Богатство (материальная собственность, деньги) |
|
13 |
Безопасность нации (защищенность своей нации от врагов) |
|
14 |
Чувство собственного достоинства (вера в собственную ценность) |
|
15 |
Взаимность в отношениях с людьми (учет интересов других людей, избегание конфронтаций) |
|
16 |
Творчество (уникальность, богатое воображение) |
|
17 |
Мир во всем мире (свобода от войн, конфликтов) |
|
18 |
Уважение традиций (сохранение признанных традиций, обычаев) |
|
19 |
Зрелая любовь (глубокая эмоциональная и духовная близость) |
|
20 |
Самоограничение (самодисциплина, устойчивость к соблазнам) |
|
21 |
Равнодушие к мирским заботам (право на уединение) |
|
22 |
Безопасность семьи и близких людей |
|
23 |
Общественное признание (одобрение, уважение других) |
|
24 |
Единение с природой |
|
25 |
Новизна (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями) |
|
26 |
Мудрость (зрелое понимание мира) |
|
27 |
Авторитет (право быть лидером) |
|
28 |
Настоящая дружба (близкие друзья) |
|
29 |
Мир красоты (красота природы и искусства) |
|
30 |
Социальная справедливость (исправление несправедливости, забота о слабых) |
|
Теперь оцените, насколько каждая из следующих ценностей важна для вас в вашей жизни. Эти ценности выражаются как более или менее важные для вас качества.
До того, как вы начнете, прочитайте список ценностей с 31 по 57, выберите одну из наиболее важных для вас ценностей и оцените ее важность. Далее выберите ценность, наиболее противоречащую вашим принципам (или, если такой нет, выберите ценность наименьшей для вас важности), и оцените ее «-1», «0» или «1». Затем оцените оставшиеся ценности.
2. Важной в моей жизни эта ценность является в следующей степени
№ п/п |
Качество |
Оценка |
31 |
Независимый (надеющийся на себя, самодостаточный) |
|
32 |
Умеренный (избегающий крайностей в чувствах и действиях) |
|
33 |
Преданный (преданный друзьям, группе) |
|
34 |
Честолюбивый |
|
35 |
Широко мыслящий (терпимый к различным идеям и верованиям) |
|
36 |
Кроткий (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание) |
|
37 |
Смелый (ищущий приключений, риск) |
|
38 |
Защищающий природу |
|
39 |
Влиятельный (имеющий влияние на людей и события) |
|
40 |
Почитающий родителей |
|
41 |
Целеустремленный (трудолюбивый, вдохновенный) |
|
42 |
Здоровый (не больной физически или душевно) |
|
43 |
Способный (компетентный, способный эффективно действовать) |
|
44 |
Принимающий свою участь |
|
45 |
Честный (откровенный, искренний) |
|
46 |
Заботящийся о своей репутации (защита собственного «лица») |
|
47 |
Покорный (исполнительный, подчиняющийся правилам) |
|
48 |
Умный (логично мыслящий) |
|
49 |
Полезный (работающий на благо других) |
|
50 |
Наслаждающийся (едой, сексом, развлечениями и др.) |
|
51 |
Верующий (благочестивый, придерживающийся религиозной веры и убеждений) |
|
52 |
Ответственный (надежный, заслуживающий доверия) |
|
53 |
Любознательный (интересующийся всем, пытливый) |
|
54 |
Незлобливый (желающий простить другого) |
|
55 |
Успешный (достигающий цели) |
|
56 |
Чистоплотный (опрятный, аккуратный) |
|
57 |
Уверенный в себе |
|
Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. Соответствующие номера указанны в таблице, где приведены номера пунктов в каждой части опросника, средний балл по которым показывает степень значимости соответствующего типа ценностных ориентаций. При обработке обзора ценностей баллы по спискам 1 и 2 подсчитываются в сумме.
№ п/п |
Ценностные ориентации |
Номера ценностей |
1 |
Наслаждение (hedonism) |
4, 50, 57 |
2 |
Достижение (achievement) |
34, 39, 43, 55 |
3 |
Социальная власть (social power) |
3, 12, 27, 46 |
4 |
Самоопределение (seft direction) |
5, 16, 31, 41, 53 |
5 |
Стимуляция (stimulation) |
9, 25, 37 |
6 |
Конформизм (restrictive conformity) |
11, 20, 40, 47 |
7 |
Универсализм (universalism) |
1, 17, 24, 26, 29, 30, 35, 38 |
8 |
Безопасность (security) |
8, 13, 15, 22, 56 |
9 |
Щедрость (benevolence) |
33, 45, 49, 52, 54 |
10 |
Поддержка традиций (tradition maintenance) |
18, 32, 26, 44, 51 |