Гипердинамический синдром — ребенок-«ураган»

Гипердинамический синдром — ребенок-«ураган»

Гипердинамический синдром (синонимы — гиперкинетический синдром, гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания) — наиболее часто выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Точные причины и происхождение этого синдрома до сих пор неизвестны.


Известно только, что мозг ребенка (как правило, новорожденного) получил слабые повреждения. Нервные клетки не восстанавливаются, но сразу же после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших. Одновременно идет процесс нормального возрастного развития ребенка. И на процесс восстановления, и на процесс нормального возрастного развития нужна энергия. Следовательно, нервная система ребенка с гипердинамическим синдромом работает с двойной нагрузкой.

В нервной системе есть два основных процесса: возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Именно поэтому у ребенка трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.

У девочек синдром встречается значительно реже, чем у мальчиков. На пять-шесть мальчиков с гипердинамическим синдромом — всего одна девочка.

Это дети, у которых явно имеется «шило в заднице». Будучи младенцем, такой ребенок самым невероятным образом выпутывается из пеленок. Оставить такого младенца невозможно даже на минуту. Стоит только чуть зазеваться, как он обязательно как-нибудь извернется и свалится на пол. Исследование предметов у гипердинамического младенца носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер. То есть ребенок отбрасывает игрушку прежде, чем исследует ее свойства, тут же хватает другую только для того, чтобы спустя несколько секунд отбросить и ее. Внимание такого младенца очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.

Активность гипердинамического младенца сокрушительна. Как только ребенок оказывается на полу, наступает новый этап, целью и смыслом которого становится уберечь жизнь и здоровье ребенка, а также семейное имущество от возможных повреждений.

У гипердинамических детей наблюдаются различные нарушения развития речи. Часто их никто не понимает, потому что они не произносят две трети звуков, заменяют слово «собака» словом «ва», а слово «самолет» — словом «силт». Все это требует длительной работы с логопедом.

Именно гипердинамические дети постоянно вертятся на уроках, отвлекаются, все роняют, теряют и забывают. На переменах именно они составляют эпицентр любой потасовки.

Еще одна особенность гипердинамических детей — они не учатся не только на чужих, но и на своих ошибках.

При общении с гипердинамическими детьми надо знать, что все их чувства достаточно поверхностны, их эмоции лишены объема и глубины. Если гипердинамический ребенок не корректирует своего поведения из-за недомогания матери или неприятностей отца, то он вовсе не бесчувственный эгоист, как может показаться с первого взгляда. Скорее всего, он просто не заметил всего вышеперечисленного. Оценка чувств и состояния других людей — сложная аналитическая работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания. А с этим у гипердинамического ребенка проблемы! Поэтому лучше просто сказать такому ребенку, что именно вы (или кто-то из окружающих) сейчас испытываете.

Ребенок не всегда чувствует социальные границы и дистанции, которые вроде бы должен осознавать по возрасту. При этом он не умеет строить глубокие дружеские отношения.

Интеллектуальные способности гипердинамического ребенка, как правило, вполне достаточные. Проблема в том, что он не может сосредоточиться. Сидеть на уроке, долго делать домашние задания он категорически не может.

С гиподинамическим синдромом могут быть связаны следующие проявления: задержка развития речи; заикание; тики; различные гиперкинезы; головные боли; нарушения сна; аллергодерматоз вне связи с каким-нибудь аллергеном; энурез; астматический бронхит; различные нарушения осанки; вегетативно-сосудистая дистония.

Для коррекции проявлений гипердинамического синдрома должен быть установлен жесткий режим дня. Регуляторные механизмы ребенка могут работать только в условиях максимальной упорядоченности. Если все идет по строго заведенному расписанию, постепенно мозг ребенка вырабатывает что-то вроде условного рефлекса.

Не стоит пытаться усадить ребенка. Если ребенок очень подвижный, то во время занятий он может ходить, ползать или даже бегать. Именно в движении гипердинамический ребенок легче усваивает информацию. Фиксация позы требует от него слишком большого напряжения.

Гипердинамический ребенок должен быть чем-то занят. Подойдут любые кружки, секции, студии, клубы. Если ребенок четыре раза в неделю занимается спортом, у него просто физически не останется времени, чтобы, болтаясь по улице, пристать к дурной компании. Гипердинамические дети склонны часто менять увлечения и соответствующие им кружки. Это следует принимать как должное. Главное — уберечь его от криминала, наркотиков. Риск девиантного (отклоняющегося) поведения у гипердинамических подростков в 6—8 раз выше, чем у их обычных сверстников.

Особенности гипердинамического ребенка надо учитывать при выборе профессии. Часто такие дети хотят получать профессию, которая не устраивает родителей. Но, может быть, она подходит ребенку? Ведь ясно, что бухгалтер или диспетчер из него не получится. А вот профессиональным военным, живущим по строгому распорядку и в условиях, позволяющих не сидеть на одном месте, он вполне может стать.

Литература

Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. — Екатеринбург, 2007.

Солнцева В.А.