В зарубежной психологии и педагогике понятие профессионального самоопределения, в частности в работах Н.С.Пряжникова, рассматривается со ссылкой на Карла Ясперса, который связывает самореализацию с «делом», которое делает человек.
А вот по В.Франклу [Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.], самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей: «…полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность “выходить за рамки самого себя”, а главное — в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни». Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления. Правда, по В.Франклу, получается, что смысл нельзя построить заново, его можно только «найти». Но в этом есть элемент предопределенности, что несколько ограничивает подлинное творчество профессионального и личностного самоопределения.
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление», «самосознание». При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, Абрахам Маслоу [Маслоу А. Теория человеческой мотивации. — СПб.: Евразия, 1999. — С. 77] считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой». При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов.
Понятие «самоопределение» встречается в работах М.В.Гамезо со ссылкой на Шарлоту Бюлер [Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2009. — 512 с.]. Она исходила из того, что самоопределение и стремление к самоосуществлению являются одновременно врожденными свойствами сознания и движущими силами развития личности. Полнота и степень самоосуществления, по Ш.Бюлер, зависят от самоопределения, под которым понимается как способность индивидуума «ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути», так и в целом «целевые структуры личности».
Точку зрения Ш.Блюмер разделяет и Д.Сьюпер. В работах О.Г.Носковой [Носкова О.Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.А.Климова. — М.: Академия, 2007. — 384 с.] со ссылкой на Д.Сьюпера говорится, что профессиональное развитие понимается автором как длительный, целостный процесс развития личности. Д.Сьюпер выделяет следующие стадии и этапы профессионального развития, имеющие самостоятельные задачи: стадия «пробуждения»; стадия «исследования»; стадия «сохранения»; стадия «снижения». Стадии профессионального развития соотносятся с этапами жизненного пути, т.е. с возрастом человека. Особое место автор отводит стадии «исследования» (возраст индивида от 15 до 24 лет). Одновременно с понятием стадиальности Д.Сьюпер вводит понятие профессиональной зрелости, относящееся к личности, поведение которой соответствует задачам профессионального развития, характерным для данного возраста.
В современном обществе накоплен значительный опыт обеспечения занятости и профессиональной ориентации лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Считается, что именно профессиональное образование способствует лучшей интеграции инвалида в трудовую жизнь и помогает лучшей адаптации на рабочем месте.
В Швеции в 1993 г. был создан Центр по профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ «Стенста-Центр». В этом центре проходят мероприятия по профессиональной реабилитации инвалидов, включающие профориентацию, профконсультирование через профобучение, социальную и медицинскую реабилитацию и содействие трудоустройству. Продолжительность такой реабилитации составляет около 2 лет.
Для трудоустройства инвалидов в Швеции и на государственных предприятиях для лиц с ОВЗ с 1980 г. действует предприятие «Самхалл», имеющее множество филиалов. Пройдя этап поддерживающего трудоустройства на этом предприятии инвалиды переходят на открытый рынок труда. Инвалид может попасть на это предприятие по направлению Службы занятости для граждан, имея при этом индивидуальную программу профессиональной реабилитации, согласно которой он проходит мероприятия по социальной и медицинской реабилитации.
Социальные службы в Великобритании оказывают помощь на дому, в центрах, интернатах и школах. В целом за осуществление социальной реабилитации в Англии отвечают местные власти, оказывающие большую часть социальных услуг, частные владельцы домов, которые обеспечивают уход за определенную плату, общественный сектор. Лицам с ментальной инвалидностью оказывается помощь по обучению коммуникативным навыкам, правилам поведения в обществе, проводятся специальные прогулки, также для подростков организованы центры профессиональной подготовки. Создаются специальные отделения трудотерапии, работа специалистов этих центров направлена на развитие оптимального уровня независимости с социальной точки зрения.
В Англии существуют частные реабилитационные фирмы, которые предоставляют специальное необходимое оборудование для инвалидов по запросу родителей. Поддерживается достаточно гибкий порядок в системе образования детей с ОВЗ, который позволяет включаться детям-инвалидам в систему образования [Кириллова Е.В. Обобщение зарубежного опыта по социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов].
Центры подготовки (ЦПВ) имеют рабочие места для инвалидов (работа от простой сборки компонентов и рукоделия до более сложных процессов, включающих использование резных и электроинструментов). Прогресс умений пациентов регулярно оценивается во время подготовки, и в некоторых случаях они могут перейти на самостоятельную работу под наблюдением.
Международный опыт профессиональной ориентации инвалидов показывает, что наиболее эффективными являются реабилитационные программы, реализуемые в Центрах профреабилитации [Соловьева О.А. Опыт стран ЕС в решении проблем занятости инвалидов].
Наиболее важным фактором включенности инвалидов в общество является подготовка этого общества к интеграции, которая помимо законодательных актов и правил должна включать еще и формирование положительного отношения к инвалидам у людей, не имеющих ограниченных возможностей здоровья. В связи с этим важным является формирование городских и региональных программ по организации доступности среды жизнедеятельности для лиц с ОВЗ [Соловьева О.А. Профессиональная ориентация инвалидов].
Согласно закону «О социальной занятости», принятому в Голландии, лицам с физическими и умственными недостатками должна предоставляться работа, которая соответствовала бы их возможностям здоровья.
В Финляндии во всех службах занятости есть специалисты, которые занимаются профориентацией и трудоустройством лиц с ограниченными возможностями. Безработный инвалид получает пособие во время стажировки и пособие для самостоятельного трудоустройства. Существует порядка 100 различных Центров профреабилитации для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, возрастные рамки для посещения этих центров варьируются от 16 до 50 лет.
В Германии был разработан единый минимальный социальный стандарт, который регулирует занятость инвалидов. Этот стандарт определяет содержание пяти направлений в сфере содействия занятости для лиц с ОВЗ: возможность доступа к рабочим местам, защита от незаконных увольнений, развитие служб профориентации, профконсультации и содействие трудоустройству, техническое оснащение рабочих мест.
В США, в рамках реализации Закона об инвалидах, специально созданные бригады строителей во всех штатах Америки оборудуют съезды и пандусы, обеспечивая доступность перемещения инвалидов в городе. При Государственном департаменте США разработаны специальные программы, созданы центры независимой жизни по всей стране. В этих центрах инвалиды обучаются навыкам самообслуживания, независимой жизни, получают информационные, юридические услуги, помощь в трудоустройстве. Основой политики в отношении инвалидов здесь является «empowerment» — стимулирование их собственной активности. Для людей с ограниченными возможностями это означает самоконтроль, влияние на окружающий мир, участие в решении своих проблем, отстаивание своих прав и интересов [Кичерова М.Н. Социальная реабилитация инвалидов в современных условиях].
В США инвалиды в первую очередь обеспечиваются пенсией и страхованием от несчастных случаев. Социальная поддержка осуществляется с помощью специализированных инвалидных организаций и фондов, которые привлекаются муниципалитетами (за плату) для оказания инвалидам значительной части положенных по закону услуг. Основной среди них является адаптационная подготовка, которая помогает инвалиду приспособиться к состоянию, возникшему в результате увечья или болезни, и учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. К адаптационной подготовке привлекаются члены семьи и близкие инвалидов. Цель ее заключается в обеспечении социальной и психологической самостоятельности, укреплении дееспособности инвалида. Подготовка к труду призвана облегчить дальнейшее трудоустройство инвалида, укрепить его стремление приспособиться к работе и добиться в ней успеха; помощь лицу с ОВЗ в обустройстве жилого помещения призвана создавать условия для независимого быта, самообслуживания. Благодаря переустройству квартиры, приобретению специальных приспособлений удается наладить жизнь инвалида прежде всего дома, а не в стационаре. Важно оказание транспортных услуг: социальные службы доставляют человека с тяжелыми формами инвалидности на работу, в учебное заведение, на культурные мероприятия, в бассейн. Также производится выплата специальных пособий и компенсаций, предусмотренных законодательством.
Центры обеспечивают обслуживание людей с физическими недостатками или трудностями в обучении. В них работают профессиональные команды, которые кроме социальных работников включают психологов, терапевтов, штат медсестер, инструкторов и учителей.
За рубежом трудотерапия является одним из перспективных направлений работы с инвалидами. Главная ее цель — коррекция физического и психологического состояний инвалидов посредством специфической трудовой деятельности, осуществляемой для оказания помощи инвалидам и достижения их независимости в повседневной жизни [Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами / Е.И.Холостова. — М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К»].
Специалисты, работающие в этой области, нередко называют себя «инструкторами по труду», помогающими посредством труда ускорить восстановление утраченных жизненных функций человека и его выздоровление или способность самостоятельно обслуживать себя. Развитию международных признанных норм обучения трудотерапевтов в различных странах способствует Всемирная организация трудотерапевтов.
Работа трудотерапевта многогранна. Виды помощи и поддержки клиента подбираются конкретно под каждый индивидуальный случай. В функции трудотерапевтов входят: оценка состояния инвалида; развитие его специфической физической активности; подбор, установка и применение адаптационного оборудования и инструментов; обеспечение максимума независимости инвалиду и улучшение качества его жизни.
Все бóльшую популярность приобретает направление работы с уязвимыми группами населения, получившее за рубежом название «оккупационной терапии», т.е. терапии с помощью повседневных занятий. Это форма профессиональной социальной работы, существующая в большинстве стран мира и занимающая важное место в деятельности специалистов социального блока, здравоохранения и образования; это необходимый компонент эффективной помощи людям, испытывающим трудности функционирования в повседневных ситуациях [Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами / Е.И.Холостова. — М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К»].
Оккупационная терапия начинается с функциональной диагностики для определения затруднений человека и определения его ресурсов. После выявления трудностей терапевт вырабатывает систему реабилитации, предоставляя инвалиду в качестве рекомендаций описания повседневных занятий как средств восстановления. Ключевым элементом оккупационной терапии является выбор видов занятий, которые не только формируют навыки, важнейшие для независимого функционирования, но и имеют значение для человека, нуждающегося в реабилитации.
В России только начинает набирать темп работа по разработке индивидуальных реабилитационных программ для лиц с ограниченными возможностями, создаются модели реабилитационных учреждений, внедряются инновационные технологии социальной работы с данной категорией населения. Все большее внимание уделяется комплексной реабилитации, в системе которой находят свое место меры профессионально-трудовой реабилитации и социальносредовой адаптации инвалида [Красовская Н.Н. Опыт социального обслуживания инвалидов за рубежом].
В современном мире за последние годы во многих странах Европейского союза были реализованы достаточно целостные системы, помогающие включению инвалидов в трудовую жизнь, способные достаточно быстро модифицироваться в соответствии с происходящими изменениями социально-экономической ситуации. Все они направлены на создание условий для продления общественно полезной деятельности лиц с ОВЗ.
Пряжникова Е.Ю.