Профессиональное информирование является составной частью профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Оно представляет собой проводимое в групповой и индивидуальной форме информирование:
- о состоянии и перспективах развития рынка труда региона или города;
- особенностях профессий и специальностей, возможных для получения различными категориями лиц с ОВЗ;
- требованиях, предъявляемых профессиями (специальностями) к личности работника, условиям и режиму труда;
- возможностях получения профессионального образования в образовательных учреждениях города;
- востребованности профессий и специальностей среднего и высшего профессионального образования на рынке труда города.
Таким образом, для проведения профинформирования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) необходимо иметь следующие банки данных:
- банк профессиограмм;
- сведения об образовательных учебных заведениях региона (города);
- сведения о вакансиях на рынке труда региона;
- перечень медицинских противопоказаний к профессиональной деятельности для различных категорий ЛОВЗ.
Для обеспечения профессионального информирования необходимо постоянно обновлять существующие информационно-справочные материалы. Потенциальные абитуриенты с наличием ОВЗ должны своевременно получать доступ к разнообразной информации о рынке труда, возможностях профобучения и трудоустройства. Для этого должны быть использованы современные технические средства, такие как информационные киоски и Интернет.
Одним из основных информационных средств профинформационной работы с ЛОВЗ являются профессиографические материалы. Это профессиокарты (краткая характеристика, дающая общее представление о профессии) и информационные профессиограммы, предназначенные для совместной работы профконсультанта и консультируемого лица.
Профессиографический материал, предназначенный для работы с ЛОВЗ, должен содержать следующую информацию:
1. Общие сведения о профессии
Социально-экономическое значение профессии, перспективы развития профессии, связь данной профессии с другими профессиями и специальностями, существующая в рамках конкретной профессиональной деятельности.
2. Характеристика процесса труда
Сфера деятельности и вид труда, основные орудия труда, производственные операции, рабочая поза, вырабатываемая продукция, организация труда.
3. Санитарно-гигиенические условия
Микроклиматические условия, режим и ритм труда, возможность производственных травм, профзаболевания, медицинские противопоказания.
4. Требования профессии к физическим и психологическим качествам человека
Для каждой конкретной профессии (специальности) должны быть в случае необходимости описаны требования к следующим качествам и особенностям личности:
§ необходимый уровень развития сенсорно-перцептивных качеств:
- качество восприятия (зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное); восприятие пространства, времени, устной речи, глазомерная оценка;
- характеристики внимания (объем, устойчивость, распределение, концентрация, переключение);
§ уровень развития памяти (объем, развитие различных видов памяти):
§ степень развития мышления:
- развитие операций мыслительной деятельности;
- развитие общих интеллектуальных способностей;
§ уровень развития моторных, психомоторных качеств:
- сенсомоторная координация;
- темп движений руки;
- координация рук и ног;
- скорость и точность реакций на движущийся объект;
§ качество развития речи (четкая речь, грамотная речь);
§ необходимые личностные качества:
- черты характера;
- особенности мотивационной сферы;
- эмоционально-волевые качества (эмоциональная устойчивость, самообладание, целеустремленность);
§ развитие физических качеств:
- сила;
- физическая выносливость.
5. Требования к профессиональной подготовке
Требования к общеобразовательной и специальной подготовке, характеристика учебного заведения и условий поступления, длительность обучения и уровень получаемой квалификации, перспективы роста и продвижения по службе.
Кроме того, при составлении профессиограмм для лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно придерживаться следующей схемы:
1. Краткое содержание выполняемых работ, основные производимые операции.
В этом разделе описывается технологический процесс, связанный с непосредственным выполнением производственных операций, дается оценка возможностей (или ограничений) выполнения подобного рода деятельности лицами с ОВЗ.
2. Оборудование, инструменты, используемые на рабочем месте.
В этом разделе желательно описать особенности рабочего места, перечислить набор инструментов и оборудования.
3. Краткая характеристика трудовой деятельности.
В этом разделе описывается форма трудовой деятельности (конвейерная, коллективная, индивидуальная работа); указывается характер труда (физический, интеллектуальный), степень его квалифицированности.
4. Психофизиологические условия труда.
А. Описывается рабочая поза (вынужденная, стоя, сидя и пр.), наклоны корпуса, ходьба, указывается вес однократно перемещаемых вручную грузов, общий грузооборот за смену. Определяется темп работы. Длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах ко времени смены), напряжение зрительного анализатора. Интеллектуальная и нервно-эмоциональная нагрузка. Указывается режим работы (сменность, перерывы).
Б. Описываются санитарно-гигиенические условия труда. Указываются микроклиматические условия труда (температура, влажность, скорость движения воздуха), физические факторы по отношению к предельно допустимым уровням (шум, вибрация, ультра- и инфразвук, СВЧ, ТВЧ, радиоактивное и инфракрасное излучение, наличие химических веществ в воздухе рабочей зоны и их концентрация по отношению к ПДК, уровень промышленных аэрозолей, а также естественная и искусственная освещенность).
5. Условия оплаты труда.
Указывается возможный среднемесячный заработок, форма оплаты труда (сдельная, повременная, сдельно-премиальная, повременно-премиальная).
6. Особенности организации процесса трудовой деятельности, важные для лиц с ОВЗ.
Процесс труда должен позволять:
§ ограничить подъем груза вручную, ограничить перемещение груза;
§ нe работать:
- стоя;
- в вынужденной пoзe;
§ ограничить темп движений;
§ выполнять несложные трудовые операции;
§ ограничить зрительную нагрузку;
§ работать неполный рабочий день;
§ работать в первую смену с дополнительным перерывом;
§ вводить технические приспособления на рабочем месте при трудоустройстве инвалидов;
§ соблюдать оптимальные условия труда на рабочем месте.
7. Перечень категорий лиц с ОВЗ, имеющих возможность работать по данной специальности (профессии).
Основные категории лиц с ОВЗ:
1) нарушения опоры и движения;
2) нарушения зрения;
3) нарушения слухa;
4) ограничение физической работоспособности в связи с соматическими заболеваниями (деятельности сердечно-сосудистой системы и внутренних органов, астматическими проявлениями и так далее);
5) нарушениями психики.
Результатом профессионального информирования должно стать овладение лицами с ОВЗ информацией такого объема и содержания, которые необходимы для их сознательного профессионального самоопределения.
Они должны составить себе представление о следующих характеристиках условий, обстоятельств и содержания выбираемой ими профессиональной деятельности:
§ физическая тяжесть труда;
§ рабочая поза;
§ нагрузка на органы чувств;
§ напряжение внимания в процессе работы;
§ умственная напряженность труда;
§ возможность возникновения стрессовых ситуаций;
§ возможность отдыха в процессе работы;
§ степень разнообразия рабочих операций;
§ коллективность-индивидуальность труда;
§ самостоятельность-подконтрольность труда;
§ мера ответственности за результаты и качество труда;
§ уровень квалифицированности труда;
§ общественная полезность труда;
§ возможность творчества в работе;
§ возможности совершенствования мастерства;
§ возможности должностного роста;
§ уровень оплаты труда.
Также в процессе работы по профинформированию лица с ОВЗ должны получить информацию об учебных заведениях профессионального образования, в которых можно пройти обучение по интересующим их профессиям (специальностям). В этой информации должны содержаться следующие сведения:
§ учебные предметы для вступительных экзаменов;
§ сроки вступительных экзаменов;
§ проходной балл;
§ конкурс на место;
§ наличие подготовительных курсов, сроков и стоимости обучения;
§ наличие платы за обучение;
§ стоимость обучения;
§ льготы при поступлении;
§ формы оплаты обучения («личная», целевая, кредитование банка);
§ число бюджетных мест;
§ профилирующие предметы;
§ продолжительность обучения.
Кроме того, необходимо предоставлять следующие сведения:
§ название отрасли, к которой относится выбираемая профессия;
§ содержание труда по каждой профессии (специальности);
§ наличие смежных профессий (специальностей);
§ востребованность профессии (специальности) на рынке труда;
§ перспективы развития профессии (специальности);
§ позиция образовательного учреждения по трудоустройству выпускников;
§ места трудоустройства.
Формы профессиональных информационных консультаций с лицами с ограниченными возможностями здоровья
Одним из ведущих методов профессионального информирования является справочно-информационная консультация, которая предполагает использование профессиографических материалов: профессиограмм, профессиокарт (кратких характеристик, дающих общее представление о профессии) и сведений о возможностях получения профессионального образования.
Справочно-информационная консультация может быть дополнена аудиовизуальной консультацией, предполагающей использование видеопрофессиограмм, которые представляют различные профессии (специальности) и образовательные учреждения и позволяют познакомиться с большим блоком информации.
Также эффективной формой профинформирования является групповая профессиональная консультация. Она представляет собой групповое профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, самоопределения, планирования профессионального пути.
Наиболее часто темами групповой профинформационной консультации являются: «Мир профессий» (рассматривается многообразие профессий, их классификация по предмету, целям, средствам и условиям труда); «Человек и профессия» (рассматриваются понятия «профессия», «специальность», «должность»; обсуждаются требования профессии к человеку); «Рынок труда и современные требования к профессионалу»; «Здоровье и выбор профессии»; «Планирование карьеры для лиц с ОВЗ».
Групповая форма профессионального информирования по сравнению с индивидуальной позволяет профконсультанту за ограниченное время проинформировать большое количество заинтересованных лиц. Вместе с тем групповая профессиональная информация предъявляет определенные требования к профконсультанту: он должен иметь навыки групповой работы, хорошие речевые данные, уметь донести информацию до слушателей и поддерживать их интерес.
Проведение групповой развивающей профессиональной информационной консультации предполагает использование профориентатором разнообразных методов и средств групповой работы. К ним относятся:
- метод анализа результатов анкетирования, позволяющий активизировать процесс самоопределения консультируемых и направить процесс осознания ими своих возможностей в профессиональной деятельности в нужном направлении (при необходимости дает возможность коррекции неадекватных представлений о своих профессиональных способностях);
- метод собеседования, цель которого — вызвать состояние размышления над поставленными вопросами. Данный метод предполагает ответы на вопросы, например: «Что значит успех в профессиональной карьере для человека с ОВЗ?», «Есть ли у тебя профессиональный проект?», «Чего ты хотел бы достичь в профессиональной деятельности?».
Проведение группового профинформирования возможно в форме собеседования по предъявленным вопросам либо обсуждения письменных ответов в последующей групповой профориентационной консультации.
Проводя профинформирование, консультант должен помнить, что в каждой беседе следует прежде всего касаться тех конкретных вопросов, которые волнуют консультируемого человека. Важно, чтобы беседа обогащала человека с ОВЗ той информацией, в которой он более всего нуждается, и в то же время ставила перед ним вопросы, на которые он стремился бы получить ответ в следующей беседе. Ряд вопросов полезно излагать в проблематичной форме, предлагая лицу с ОВЗ самому попытаться найти правильный ответ.
Если у лица с ОВЗ есть ошибочные представления о возможностях получения профессионального образования и последующего трудоустройства — следует в ходе беседы с ним сравнить различные ситуации трудоустройства, чтобы постепенно подвести его к мысли о наличии у него ошибочной жизненной позиции.
Часто в процессе профориентационной беседы с ЛОВЗ возможно получение агрессивных реакций, обвинений типа «Конечно, вы меня не понимаете. Здоровый никогда не поймет больного. Вот если бы у вас были такие же проблемы…». Следует спокойно относиться к обвинениям подобного рода, понимая, что они не являются следствием плохой работы консультанта. Однако все же следует понимать, что, затрагивая важные для консультируемого лица темы, всегда есть опасность его дополнительно травмировать. Консультант должен помнить, что лица с ОВЗ часто не переносят попыток проникнуть в их жизненное пространство, даже если это делается в целях помощи. Они слишком много имеют в себе отрицательного опыта подобного рода и очень боятся возможности его повторения. Поэтому следует с большим уважением относиться к жизненному пространству подобного человека и не предпринимать попыток проникнуть в него (даже с благими целями), если он этого активно не хочет.
Часто работа с лицами с ОВЗ должна быть организована следующим образом:
1) поиск подходящей профессии отталкивается не от показаний, а от противопоказаний, по принципу «разрешено все, что не запрещено»;
2) информирование о результатах диагностики физических и психологических возможностей осуществляется с последующим соотнесением этих возможностей с требованиями профессии;
3) требования к профессиональной деятельности анализируются по тем же критериям, что и возможности лица с ОВЗ.
В большом количестве случаев для ЛОВЗ молодого возраста характерно несоответствие их интересов и склонностей имеющимся возможностям (по различным данным, в среднем более 50% ЛОВЗ завышают или занижают свои профессиональные возможности).
При этом можно говорить о следующих видах неадекватных профессиональных намерений:
1) профессиональный выбор полностью не соответствует возможностям ЛОВЗ;
2) выбранная конкретная профессия (специальность) не соответствует возможностям ЛОВЗ, но можно пытаться перестроить его намерения в сфере, близкой его интересам;
3) профессиональный выбор сделан родителями, без учета всех особенностей и желаний ЛОВЗ.
Неадекватные профессиональные намерения как ЛОВ, так и их родителей нуждаются в коррекции. Для этого можно использовать различные методы профинформирования, в ходе которых расширяются знания о мире профессий, уточняется оценка собственных возможностей.
Профессиональное информирование родителей лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для активизации профессиональной ориентации ЛОВЗ необходимо разработать систему взаимодействия с родителями старшеклассников. Родителям должны быть представлены следующие сведения:
а) содержание трудовой деятельности работника ряда профессий и специальностей, подходящих их ребенку (с учетом особенностей медицинских противопоказаний);
б) необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования для получения соответствующего профессионального образования;
в) возможности профессионального роста и освоения смежных специальностей;
г) спрос на работников данной профессии (специальности) на рынке труда города;
д) возможность последующего трудоустройства для лиц с ОВЗ.
С родителями возможно обсуждение типичных ошибок, которые делаются при выборе профессии:
1. Отождествление профессии со школьным предметом, например: филолог может быть преподавателем, редактором, писателем, библиотекарем, корректором, научным сотрудником.
2. Ориентация на мнение случайных людей.
3. Выбор профессии по внешнему впечатлению, без учета того, чем предстоит заниматься бóльшую часть времени.
4. Выбор по принципу престижности, когда не учитывают:
· необходимость наличия определенных личностных и физических качеств;
· спрос или его отсутствие на данную профессию на рынке труда.
5. Отказ от подходящей профессии из-за ее непрестижности.
6. Игнорирование медицинских показателей.
Эффективным способом профинформирования является непосредственное знакомство с тем или иным видом труда. Для этого могут быть использованы профессиональные пробы.
Профессиональные пробы как форма профинформирования
Профессиональная проба — это деятельность, моделирующая элементы конкретного направления профессиональной деятельности, имеющей завершенный технологический процесс. Целью профессиональной пробы является актуализация процесса профессионального самоопределения через специально организованную, профессионально-направленную, учебно-производственную, познавательную деятельность. Задачи профессиональной пробы состоят в следующем:
- смоделировать основные элементы профессиональной деятельности;
- дать базовые сведения об основных направлениях профессиональной деятельности;
- создать условия для самоопределения в уровне готовности к выполнению профессиональной деятельности;
- способствовать дальнейшему развитию профессионально-важных качеств личности;
- способствовать закреплению и развитию профессиональных знаний, умений и навыков.
Система профессиональных проб по различным направлениям профессиональной деятельности включает комплекс практических занятий, моделирующих основные характеристики предмета, цели, условия и орудия труда, ситуации проявления профессионально-важных качеств.
Анализ профессиональной деятельности выявляет ее структурные компоненты, интеграция которых на уровне модели способна воссоздать целостный образ профессии. В профессиональной пробе эти структурные компоненты представлены в виде трех направлений: технологического, ситуативного и функционального.
Технологическое направление — это составляющая пробы, моделирующая инструментальную часть профессии, позволяющая определить направленность на профессию на уровне навыка. Технологическое направление пробы отражает операционную сторону профессии. Алгоритм задания содержит ряд относительно законченных, логически завершенных актов, входящих в состав профессии, и предполагает способ выполнения действия, детерминированный условиями профессии.
Ситуативное направление — составляющая пробы, моделирующая содержательную сторону профессии, определяющая предметно-логические действия, входящие в профессиональную деятельность. Содержание заданий, входящих в ситуативное направление пробы, предполагает ориентацию в предметно-логической стороне профессии.
Функциональное направление — составляющая пробы, моделирующая структурно-функциональную, динамическую сторону профессиональной деятельности. Предметная сторона пробы функционального направления опосредована схемами действий, отражающими образ профессии.
Таким образом, технологическое, ситуативное и функциональное направления профессиональной пробы выступают в качестве самостоятельных единиц, содержащих в себе основные особенности, качества и характеристики, присущие данной сфере профессиональной деятельности как целому.
Солнцева В.А., Белова Т.В.