Главной тенденцией в развитии системы образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ становится ее сближение с системой реабилитации инвалидов. Сам термин «реабилитация» происходит от позднелатинского rehabilitatio (re — вновь, снова, habilitas — способность, годность) и обозначает восстановление способности, годности.
В России имеется достаточно научных теоретических и прикладных исследований по проблеме реабилитации. Так, Е.И. Холостова предлагает программу социальной реабилитации инвалидов, состоящую из социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации, социокультурной реабилитации, социально-педагогической и социально-психологической реабилитации, — эти элементы программы создают и обеспечивают условия для социальной интеграции инвалида, способствуют восстановлению его социального статуса, его способности к самостоятельной общественной, семейной и бытовой деятельности. В данной программе результатом социально-психологической реабилитации инвалидов является развитие у них умений ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей.
Однако мало работ, в которых бы системно решались взаимосвязанные психологические и педагогические проблемы профессионального ориентирования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важным направлением социализации инвалидов является профессиональное ориентирование. Комплекс мероприятий по профессиональному ориентированию предполагает широкий спектр мер по оказанию им помощи в выборе будущей профессии. Профессиональная ориентация молодежи — проблема не новая: теория и практика профессиональной ориентации уже имеют почти столетнюю историю. Классические отечественные исследования в области профориентации принадлежат Е.А.Климову, И.С.Кону, Е.С.Романовой, Н.С.Пряжникову, Е.Ю.Пряжниковой, М.С.Савиной, Н.С.Чистяковой, А.Е.Голомштоку и др.
Обучение студентов с ОВЗ относительно новая образовательная практика. Наблюдения показывают, что студенты с ОВЗ больше нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении по сравнению с их здоровыми сверстниками.
Проблема научных исследований по данной теме сталкивается с рядом противоречий между необходимостью психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ и недостаточной проработанностью этой тематики в отечественной психологии и педагогике.
Современный подход к профессиональному ориентированию должен подразумевать комплексный подход к решению данной проблемы. Необходимым в программе сопровождения является сочетание работы различных социальных институтов и различных психологических центров (центры занятости, центры профориентации, различные общественные организации); проведение комплексной профориентационной работы; использование различных возможностей передачи информации, относящейся к профессиональному выбору инвалидов; применение методического инструментария по выявлению типологических особенностей при выборе профессии людьми, имеющими ограниченные возможности.
Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать у студента с ОВЗ внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
Особенности профессионального самоопределения студентов с ОВЗ заключаются в следующем:
· профессиональное самоопределение является фрагментарным, неполным, характеризуется отсутствием учебной и профессиональной мотивации;
· характеризуется отсутствием осознанного выбора, скудностью представлений о мире профессий и отсутствием возможностей сделать социально и экономически обоснованный выбор;
· отличается неадекватным отношением к жизненным реалиям и ценностям, неумением планировать профессиональные и жизненные перспективы.
Можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать в разработке системы психолого-педагогического сопровождения при профессиональном самоопределении и трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапе обучения в вузе:
· позиция родителей;
· влияние референтной группы;
· учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
· поддержка со стороны педагогов;
· знание студентом своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
· информированность о видах профессиональной деятельности для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.
Следует отметить, что длительное время вопросы содействия профессиональному самоопределению лиц с ОВЗ ограничивались лишь их обучением трудовым операциям в рамках определенной профессии. Не уделялось должного внимания созданию условий для сознательного выбора и освоения той или иной профессии студентом с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального и личностного развития выступает как важнейший фактор формирования личности будущего профессионала.
Выпускник университета, вступающий в договорные отношения с работодателем, должен обладать компетенциями, которые позволят полноценно включиться в трудовую деятельность и эффективно выполнять должностные обязанности. Современный работодатель имеет возможность выбирать претендентов на вакантные должности, поэтому образовательная, профориентационная программа и программа трудоустройства призваны обеспечить будущим выпускникам с ОВЗ конкурентные преимущества.
На сегодняшний день можно отметить ряд научных школ и направлений, рассматривающих проблематику профессиональной подготовки и трудоустройства молодых людей с ОВЗ:
· изучение типологических особенностей при выборе профессии людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, отражены в работах Е.В.Свистуновой, Е.В.Ананьева, А.А.Дыскина, Е.М.Старобина;
· аспекты, связанные с социальной помощью, теорией и технологиями социальной работы в области профессиональной реабилитации и профессионального становления, трудоустройства инвалидов, нашли отражение в трудах О.М.Виноградовой, А.А.Дыскина, А.А.Кузнецовой, Д.И.Лавровой, А.И.Осадчих, С.Н.Лузина, Л.И.Савинова, Л.В.Федотовой, Е.И.Холостовой и др.;
· рассмотрением проблем трудоустройства, возникающих у людей с ограниченными возможностями здоровья занимались Е.Ш.Гонтмахер, Т.В.Зозуля, Э.К.Наберушкина, Е.Г.Свистунов, А.С.Сорвина, Е.В.Холостова, Е. Р.Ярская-Смирнова и др.;
· современное состояние клинического и психолого-педагогического изучения разных групп детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается в работах Н.А.Александровой, Г.П.Бертынь, Т.А.Басиловой, Е.Л.Гончаровой, С.Д.Забрамной, М.М.Либлинг, Н.Н.Малофеевой, Л.М.Шипицыной;
· государственная политика содействия занятости лиц с ограниченной трудоспособностью исследована в работах Т.М.Исаченко, Е.Д.Катульского, А.И.Осадчих, П.В.Романова, Э.Н.Фарберовой, Е.И.Холостовой, М.Е.Цыганова, Е.Р.Ярской-Смирновой и др.
Теоретическая значимость представленных материалов заключается в обобщении и систематизации научных представлений о взаимосвязанных психологических и педагогических аспектах профессионального ориентирования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проблем трудоустройства выпускников с ОВЗ с учетом психофизиологических и личностных особенностей.
Е.Ю. Пряжникова