Психологические особенности лиц с нарушениями речи

Психологические особенности лиц с нарушениями речи

Нарушения речи классифицируются по различным основаниям (физиологические и патологические, органические и функциональные, периферические и центральные и т.д.).


Как правило, выделяют группы по следующим нарушениям:

  • фонетико-фонематические нарушения (ФФН) — лица с преимущественными недостатками звукопроизношения;
  • общее недоразвитие речи (ОНР) — лица с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи с различными уровнями речевого недоразвития;
  • недостатки мелодико-интонационной стороны речи и темпо-ритмической стороны речи (заикание).

В целом лицам, имеющим нарушения речи, свойственны следующие особенности:

1. У лиц с нарушениями речи, как правило, наблюдаются определенные проблемы с различением близких по звучанию звуков.

2. У лиц с грубыми нарушениями речи отмечаются затруднения в дифференциации таких понятий, обозначающих местонахождение объекта, как «право» и «лево», что является причиной недостаточно развитой ориентировки в пространстве, особенно в сложных ситуациях, или в пространстве со сложной топографией местности.

3. При выраженных речевых расстройствах наблюдаются стойкие нарушения письменной речи (дислексия и дисграфия), а в отдельных случаях — нарушения счета.

4. Внимание лиц с нарушениями речи обладает рядом особенностей, а именно: неустойчивостью, заниженным уровнем произвольности, затруднениями в планировании своих действий. Кроме того, наблюдаются различия по сравнению с нормой в зависимости от характера раздражителя (зрительный или слуховой): лицам с нарушениями речи труднее сосредоточить внимание на действиях при выполнении словесной инструкции, чем при выполнении зрительной (написанной) инструкции.

5. У лиц с общим нарушением речи ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы с письменным материалом. При этом ошибки не всегда самостоятельно замечаются и исправляются.

6. Контроль над выполнением деятельности (как текущий, так и последующий) у лиц с нарушениями речи часто недостаточно сформирован.

7. У лиц с нарушениями речи может быть снижен объем произвольной памяти, особенно слуховой. Зрительная память, как правило, развита лучше. Структура расстройств памяти во многом зависит от характера речевого нарушения.

8. У лиц с тяжелыми формами нарушения речи трудности речевого характера часто отрицательно влияют на процесс коммуникации с окружающими. В целом коммуникативные возможности лиц с выраженными нарушениями речи отличаются ограниченностью по сравнению с нормой по всем параметрам. Поэтому профессии, требующие многочисленных и разнообразных контактов с окружающими, им не рекомендуются. В колледжах, где обучаются лица с незначительными нарушениями речевого развития или нарушениями средней тяжести, следует проводить с ними дополнительные занятия по развитию коммуникативных навыков и умений.

9. Учебная деятельность лиц с речевой патологией также имеет ряд особенностей по сравнению с нормой. Так, у заикающихся с тяжелой формой нарушения речи результаты учебной и профессиональной деятельности зависят от условий, в которых эта деятельность протекает. Изменение привычных условий учебы и работы может привести к неустойчивости деятельности и колебанию уровня внимания. Трудности вызывают задания, требующие переключения внимания с одного вида деятельности на другой. При тяжелых формах нарушений речи обучающийся не умеет самостоятельно контролировать результаты своей деятельности, сталкивается с проблемами при распределении или переключении внимания. Например, при необходимости перехода от привычного вида деятельности на новый, ранее не освоенный, а также в ситуациях, когда нужно выполнять два различных вида деятельности (одновременно осуществлять какие-либо моторные действия и следить за разъяснениями педагога и т.п.).

10. У лиц с тяжелыми формами нарушения речи наблюдаются снижение качества познавательной деятельности и затрудненность протекания входящих в ее структуру процессов, меньший объем запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, возможно также снижение уровня обобщения и осмысления материала, затруднена развернутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы отличаются повышенная возбудимость, раздражительность или, наоборот, общая заторможенность, замкнутость.

Таким образом, лица с нарушениями речевого развития требуют повышенного внимания педагогов колледжа в адаптационный период на первом курсе обучения.

Солнцева В.А., Белова Т.В. Психологические особенности лиц с нарушениями речи // Справочник по организации и проведению профориентационной работы – М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. – С. 95-96.