Методика “Моя профессиональная родословная”

Методика "Моя профессиональная родословная"

Данная методика предназначена для того, чтобы молодые люди начали размышлять о своей будущей профессии и первых шагах на пути к ней. Мы предлагаем им самостоятельно или вместе с родителями составить свою профессиональную родословную.


На Руси издревле из поколения в поколение передавалось ремесло, которым владели отец, дед, прадед. Многие русские фамилии говорят о ремесле, профессии, которыми занимались люди.

Например, фамилия Кузнецовы происходит от мастеров кузнечного дела, а фамилия Шорниковы — от мастеров-шорников, которые изготавливали ременную упряжь, конскую сбрую. Шоры — это конские наглазники для пугливых лошадей.

Что же нужно сделать, чтобы составить профессиональную родословную своей семьи?

Сначала побеседуйте с мамой, папой, бабушками и дедушками, тетями и дядями, родными и двоюродными братьями и сестрами — в общем, со всеми, кто составляет круг ваших ближайших и близких родственников, а также со значимыми взрослыми.

Вам предстоит задать им несколько вопросов, которые приводятся ниже.

Вопросы

  • Какие вузы (техникумы, училища) окончили ваши родственники?
  • Какую специальность получили после окончания данного учебного заведения (т.е. что записано в дипломе, сертификате)?
  • Какую работу на сегодняшний день выполняют ваши родственники, какие должности они занимают?
  • Соответствует ли она первоначальной специальности?
  • Выполняемая работа приносит им удовольствие?
  • Какие положительные стороны своей профессии они могли бы назвать?
  • В чем ваши родственники испытывают трудности при выполнении данной работы?

Ответы на вопросы занесите в таблицу.

Таблица. Результаты опроса родственников

Степень родства

Какое учебное заведение окончили?

Специальность по первому диплому

Какой профессиональной деятельностью занимаются сегодня?

Довольны ли выполняемой работой?

Положительные стороны профессии

Отрицательные стороны профессии

Мама

Папа

Бабушка

Дедушка

И т.д.

Полученная информация поможет вам составить полную картину профессиональных занятий членов вашей семьи. А теперь на основе полученных сведений ответьте на следующие вопросы.

  • Всегда ли первичная профессия, полученная в вузе или колледже, становится единственной?
  • Стоит ли пять-семь лет учиться в определенном учреждении образования, чтобы потом никогда не работать по полученной специальности?
  • Можно ли достичь успеха в профессии, если она вам не нравится?
  • Какие положительные стороны профессии называют ваши родственники?
  • Какие трудности в профессиональной деятельности называют ваши близкие?

Итак, перед вами ваша профессиональная родословная. Проанализируйте ответы на поставленные выше вопросы. Подумайте, хотели бы вы заниматься профессиональной деятельностью, о которой говорили ваши родственники? А может быть, вы получили много информации, которая полностью подтверждает мнение о сложности и невостребованности той или иной профессии?

Возможно, вы захотите продолжить профессию своих близких, и тогда у вас появится свой личный и очень надежный консультант.

После завершения беседы с родственниками, заполнения таблицы и ответов на предложенные вопросы изучите описание ряда профессий, представленных в разделе “Перечень профессий и специальностей”.

Для чего это стоит сделать?

  • Во-первых, иногда и взрослые люди, выполняя определенную работу, могут иметь неправильное представление о ее структуре и содержании.
  • Во-вторых, часто наши субъективные представления о профессии расходятся с реальными требованиями, которые она предъявляет к человеку.
  • В-третьих, на различных предприятиях одна и та же профессия может дополняться специфическими, узко производственными требованиями к ее выполнению. Например, функции педагога, работающего в детском дошкольном учреждении, принципиально отличаются от функций педагога общеобразовательного учреждения (школы). А педагоги профессионального колледжа называются инженерно-педагогическим составом, так как их главные задачи — обучение и формирование навыков, необходимых будущему специалисту. Функции педагогов, осуществляющих деятельность в учреждении высшего профессионального образования (чаще их называют преподавателями), также отличаются от функций их коллег, работающих в детском саду, колледже и школе.

Познакомившись с профессиональной родословной своей семьи, поразмышляйте над проблемой выбора места своей будущей учебы и работы.

Пряжникова Е.Ю. Методика «Моя профессиональная родословная» // Пряжникова Е.Ю. Диагностические материалы для самотестирования учащихся. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011. – С. 19-21.