Данная методика предназначена для того, чтобы молодые люди начали размышлять о своей будущей профессии и первых шагах на пути к ней. Мы предлагаем им самостоятельно или вместе с родителями составить свою профессиональную родословную.
На Руси издревле из поколения в поколение передавалось ремесло, которым владели отец, дед, прадед. Многие русские фамилии говорят о ремесле, профессии, которыми занимались люди.
Например, фамилия Кузнецовы происходит от мастеров кузнечного дела, а фамилия Шорниковы — от мастеров-шорников, которые изготавливали ременную упряжь, конскую сбрую. Шоры — это конские наглазники для пугливых лошадей.
Что же нужно сделать, чтобы составить профессиональную родословную своей семьи?
Сначала побеседуйте с мамой, папой, бабушками и дедушками, тетями и дядями, родными и двоюродными братьями и сестрами — в общем, со всеми, кто составляет круг ваших ближайших и близких родственников, а также со значимыми взрослыми.
Вам предстоит задать им несколько вопросов, которые приводятся ниже.
Вопросы
- Какие вузы (техникумы, училища) окончили ваши родственники?
- Какую специальность получили после окончания данного учебного заведения (т.е. что записано в дипломе, сертификате)?
- Какую работу на сегодняшний день выполняют ваши родственники, какие должности они занимают?
- Соответствует ли она первоначальной специальности?
- Выполняемая работа приносит им удовольствие?
- Какие положительные стороны своей профессии они могли бы назвать?
- В чем ваши родственники испытывают трудности при выполнении данной работы?
Ответы на вопросы занесите в таблицу.
Таблица. Результаты опроса родственников
Степень родства |
Какое учебное заведение окончили? |
Специальность по первому диплому |
Какой профессиональной деятельностью занимаются сегодня? |
Довольны ли выполняемой работой? |
Положительные стороны профессии |
Отрицательные стороны профессии |
Мама |
|
|
|
|
|
|
Папа |
|
|
|
|
|
|
Бабушка |
|
|
|
|
|
|
Дедушка |
|
|
|
|
|
|
И т.д. |
|
|
|
|
|
|
Полученная информация поможет вам составить полную картину профессиональных занятий членов вашей семьи. А теперь на основе полученных сведений ответьте на следующие вопросы.
- Всегда ли первичная профессия, полученная в вузе или колледже, становится единственной?
- Стоит ли пять-семь лет учиться в определенном учреждении образования, чтобы потом никогда не работать по полученной специальности?
- Можно ли достичь успеха в профессии, если она вам не нравится?
- Какие положительные стороны профессии называют ваши родственники?
- Какие трудности в профессиональной деятельности называют ваши близкие?
Итак, перед вами ваша профессиональная родословная. Проанализируйте ответы на поставленные выше вопросы. Подумайте, хотели бы вы заниматься профессиональной деятельностью, о которой говорили ваши родственники? А может быть, вы получили много информации, которая полностью подтверждает мнение о сложности и невостребованности той или иной профессии?
Возможно, вы захотите продолжить профессию своих близких, и тогда у вас появится свой личный и очень надежный консультант.
После завершения беседы с родственниками, заполнения таблицы и ответов на предложенные вопросы изучите описание ряда профессий, представленных в разделе “Перечень профессий и специальностей”.
Для чего это стоит сделать?
- Во-первых, иногда и взрослые люди, выполняя определенную работу, могут иметь неправильное представление о ее структуре и содержании.
- Во-вторых, часто наши субъективные представления о профессии расходятся с реальными требованиями, которые она предъявляет к человеку.
- В-третьих, на различных предприятиях одна и та же профессия может дополняться специфическими, узко производственными требованиями к ее выполнению. Например, функции педагога, работающего в детском дошкольном учреждении, принципиально отличаются от функций педагога общеобразовательного учреждения (школы). А педагоги профессионального колледжа называются инженерно-педагогическим составом, так как их главные задачи — обучение и формирование навыков, необходимых будущему специалисту. Функции педагогов, осуществляющих деятельность в учреждении высшего профессионального образования (чаще их называют преподавателями), также отличаются от функций их коллег, работающих в детском саду, колледже и школе.
Познакомившись с профессиональной родословной своей семьи, поразмышляйте над проблемой выбора места своей будущей учебы и работы.
Пряжникова Е.Ю. Методика «Моя профессиональная родословная» // Пряжникова Е.Ю. Диагностические материалы для самотестирования учащихся. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011. – С. 19-21.