Подростки очень часто выбирают профессию из соображений престижа. Между тем среди факторов, искажающих выбор профессии, «престиж» является самым коварным. Работу по снижению значимости фактора престижа целесообразно начинать в начальной школе, когда еще не сформировались стереотипы, мешающие сделать осознанный выбор профессии.
В ходе игры «Профессиональная рулетка» школьники 4 класса не только знакомятся с содержанием наиболее популярных и востребованных профессий, но и начинают понимать смысл любой профессиональной деятельности как уникальной и незаменимой. Участники игры самостоятельно и с помощью ведущего ищут и находят аргументы в защиту необходимых, но не самых популярных профессий.
Время проведения – 1 урок.
Место проведения – класс или просторное помещением со стульями, расставленными по кругу.
Список профессий может быть сокращен или дополнен с учетом числа учащихся.
Необходимые материалы: карточки с изображениями и описаниями профессий по числу участников, жетоны для участников.
Ход игры
Разминка «Поменяйтесь местами те, кто…» (5-10 минут)
Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Ведущий в центре круга дает команду «Поменяйтесь местами те, кто (сегодня чистил зубы, делал зарядку, позавтракал, сделал уроки и т.п.)» Когда ребята встанут со своих мест, ведущий должен занять освободившийся стул. Таким образом, в роли ведущего окажется кто-то из учеников, который теперь сам дает команду и старается занять место. Игра необходима, чтобы ребята оживились и почувствовали себя раскованно.
Основная часть
I этап (25 минут)
На стульях можно заранее разложить конверты с описаниями профессий (Приложение “Рассказы о профессиях”).
Автослесарь |
Агроном |
Бухгалтер |
Врач |
Журналист |
Строитель |
Фермер |
Библиотекарь |
Учитель |
Дизайнер |
Водитель |
Лесник |
Программист |
Продавец |
Архитектор |
Нефтяник |
Эколог |
Инженер |
Менеджер |
Пожарный |
Военный |
Повар |
Портной |
Полицейский |
Плотник |
Когда ребята усядутся в круг и успокоятся, ведущий рассказывает, что в одном городе есть такой обычай: профессию выбирают с помощью рулетки и предлагает проверить, как работает этот обычай.
Для этого надо достать из своего конверта текст о профессии и прочитать его про себя, никому не показывая. Затем ребята по очереди в течение минуты представляют свои профессию, рассказывая об их важности, но не называя. Тот, кто первый отгадает профессию, получает символический приз или конфету.
II этап (15 минут)
Ведущий: Есть ли среди отгаданных профессий профессии ваших родителей? Как ваши родители относятся к своей работе? Кто из вас хотел бы выбрать эти профессии?
Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей и производителей продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны полицейские. Среди профессии, о которых мы сегодня говорим, есть массовые и достаточно редкие. Каких специалистов нужно больше всего?
Ребята по очереди называют профессии, а ведущий записывает пять-шесть их в строчку на доске или большом листе. На нижнем ярусе, вероятно, будут профессии водителя, нефтяника, строителя, врача, учителя, а на верхнем этаже – профессии архитектора, журналиста, лесника, дизайнера. Важны не столько правильные ответы, которых может и не быть, сколько сам процесс обсуждения. Наиболее активным ведущий может вручить символические призы или конфеты.
Резапкина Г.В.