Опросник В. Стефенсона Q –сортировка (q-sort technique)

Опросник В. Стефенсона Q –сортировка (q-sort technique)

Для того, чтобы чувствовать себя комфортно в коллективе, в котором вам предстоит работать или учиться, необходимо встроиться в его структуру на своих условиях, найти свою нишу, группу единомышленников, близкий круг общения. Если в школе вам это по каким-то причинам не удалось или результат вашего общения с коллективом не таков, каким бы вы хотели его видеть, попробуйте проанализировать свойства своей личности, которые отвечают за ваши представления о себе и за поведение в группе.


Возможно, полученная информация поможет вам более осознанно строить отношения на следующих этапах образовательно-профессионального маршрута и это поможет вам достигать намеченных целей с большей вероятностью.

Ключ к пониманию того, как именно складываются наши отношения в группе и почему так, а не иначе, что мы можем сделать для того, чтобы люди, окружающие нас, были союзниками на нашем пути, а не ежедневной помехой, лежит в осознании того, как мы себя чувствуем и как себя ведем по отношению к своему окружению. Внести ясность в эту важную сферу жизни поможет следующая методика.

Инструкция

Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте “да”, если оно соответствует вашему представлению о себе, или “нет”, если не соответствует ему. В исключительных случаях разрешается ответить “не знаю, 50/50”.

Опросник Стефенсона

  1. Я критичен к товарищам.
  2. У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.
  3. Я склонен следовать советам лидера.
  4. Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.
  5. Мне нравится дружественность в группе.
  6. Я склонен противоречить лидеру.
  7. Испытываю симпатию к одному-двум определенным товарищам.
  8. Избегаю встреч и собраний в группе.
  9. Мне нравится похвала лидера.
  10. Я независим в суждениях и манере поведения.
  11. Я готов стать на чью-либо сторону в споре.
  12. Я склонен руководить товарищами.
  13. Радуюсь общению с одним-двумя друзьями.
  14. При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен.
  15. Я склонен поддерживать настроение всей группы.
  16. Не придаю значения личным качествам членов группы.
  17. Я склонен отвлекать группу от ее целей.
  18. Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.
  19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.
  20. Предпочитаю оставаться нейтральным в споре.
  21. Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.
  22. Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия.
  23. Я недостаточно сдержан в выражении чувств.
  24. Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников.
  25. Недоволен слишком формальным (деловым) отношением.
  26. Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу.
  27. Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе.
  28. Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.
  29. Я склонен затягивать и обострять спор.
  30. Стремлюсь быть в центре внимания.
  31. Я хотел бы быть членом более узкой группы.
  32. Я склонен к компромиссам.
  33. Испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям
  34. Болезненно отношусь к замечаниям друзей.
  35. Могу быть коварным и вкрадчивым.
  36. Я склонен принять на себя руководство в группе.
  37. Я откровенен в группе.
  38. У меня возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.
  39. Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.
  40. Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия.
  41. Я склонен сердиться на товарищей.
  42. Я пытаюсь вести других против лидера.
  43. Легко нахожу знакомства за пределами группы.
  44. Стараюсь избегать быть втянутым в спор.
  45. Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы.
  46. Оказываю сопротивление образованию группировок в группе.
  47. Когда раздражен, я насмешлив и ироничен.
  48. У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.
  49. Предпочитаю меньшую, но более интимную группу.
  50. Пытаюсь не показывать свои истинные чувства.
  51. Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях.
  52. Я инициативен в установлении контактов в общении.
  53. Избегаю критиковать товарищей.
  54. Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим.
  55. Мне не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.
  56. Люблю затевать споры.
  57. Стремлюсь иметь или удерживать свое высокое положение в группе.
  58. Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их.
  59. Я склонен к перепалкам, задиристый.
  60. Я склонен выражать недовольство лидером.

Ключ к тесту Q сортировка

Ответы тестируемого, согласно ключу, распределяются по шести шкалам.

  • I. Зависимость – 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54.
  • II. Независимость – 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60.
  • III. Общительность – 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52.
  • IV. Необщительность – 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58.
  • V. Принятие «борьбы» – 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59.
  • VI. Избегание «борьбы» – 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53.

Интерпретация, обработка, расшифровка к методу q-sort technique

  1. Тенденция к зависимости – внутреннее стремление личности к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических.
  2. Тенденция к независимости – независимость взглядов и поведения личности от групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических.
  3. Тенденция к общительности – контактность, стремление установить эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами.
  4. Тенденция к необщительности – стремление ограничить круг своих эмоциональных контактов.
  5. Тенденция к борьбе – активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.
  6. Тенденция к избеганию борьбы – стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.

Обработка результатов

Подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар (зависимость – независимость, общительность – необщительность, принятие “борьбы” – избегание “борьбы”).

Количество ответов “да” суммируется с количеством ответов “нет” противоположных тенденций.

Для сведения результатов в границы от +1 до -1 полученное число делится на 10. Предполагается, что ответ “да” имеет положительный знак, а ответ “нет” – отрицательный.

Если полученное число приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

В случае если количество ответов “да” по одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость – независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, одинаково выраженных противоположных тенденциях.

Три-четыре ответа “не знаю” по отдельным шкалам расцениваются как признак уклончивости, застенчивости либо могут свидетельствовать об избирательности в поведении, о тактической гибкости, т.е. стеничности.

Методика может быть использована повторно для определения “идеального Я” или “социального Я” (каким меня видят другие), а также “значимых для меня других” (каким я вижу своего партнера) или “идеального партнера” (каким бы я хотел видеть своего партнера). С целью изучения “идеального Я” тестируемого или его представления о том, каким его видят другие, проводится повторное исследование, ход которого идентичен вышеописанному.

Литвинцев Н.А. Психологические тесты для деловых людей // Управление персоналом. М.:, 1996