Сфера профессиональной деятельности «Человек – Знаковая система»

Сфера профессиональной деятельности «Человек - Знаковая система»

В процессе выполнения профессиональной пробы восьми- и девятиклассники получают общее представление о специальности «Бухгалтер»; знакомятся с психофизиологическими и интеллектуальными качествами личности, необходимыми для работы в данной области, с трудностями профессиональной деятельности и ее привлекательными сторонами; получают информацию о формах профессионального обучения, о возможностях трудоустройства и профессионального роста.


Бухгалтер (8–9 классы)

Общие сведения. Цель: приобретение опыта в области бухгалтерского дела и оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении.

Задачи: выявление склонностей и способностей учащихся к выполнению работ, связанных с обработкой цифровой информации и оформлением документации с использованием счетно-вычислительной техники; пробуждение интереса к экономической сфере.

Особенности профессиональной пробы. В процессе выполнения профессиональной пробы восьми- и девятиклассники получают общее представление о специальности «Бухгалтер»; знакомятся с психофизиологическими и интеллектуальными качествами личности, необходимыми для работы в данной области, с трудностями профессиональной деятельности и ее привлекательными сторонами; получают информацию о формах профессионального обучения, о возможностях трудоустройства и профессионального роста.

Профессиональная проба должна помочь убедиться в правильности выбранного пути для продолжения образования в этой сфере. Учащиеся получают первоначальные знания и умения по бухгалтерскому учету, которые могут им пригодиться в случае принятия решения об организации собственного бизнеса в будущем.

Тематический план

Тема

Количество учебных часов

Теория

Практика

Введение. Общие сведения о профессии бухгалтера. Профессиограмма «Бухгалтер». Анализ профессии

0,5

1,5

Знакомство с основными объектами бухгалтерского учета

0,5

0,5

Метод бухгалтерского учета. Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета

1

1

Знакомство с бухгалтерской документацией (первичные документы; документальное оформление хозяйственных операций)

1

1

Начисление заработной платы работникам

1

1

Документальное оформление расчетов с работниками и выплаты им заработной платы

1

1

Понятие о налогах. Расчет подоходного налога

1

1

Итоговое занятие. Зачет

1

ИТОГО

6

8

Продолжительность профессиональной пробы составляет 14 ч учебного времени (6 ч — теория и 8 ч — практические работы).

Задание I уровня сложности требует от школьников в основном несложных исполнительских действий, а задания II и III уровней сложности содержат элементы интеллектуального труда.

Профессиональная проба «Бухгалтер»

Введение. Общие сведения о профессии бухгалтера. Профессиограмма «Бухгалтер». Анализ профессии

Теория. Введение в профессию. Краткая историческая справка. Роль бухгалтерского учета на предприятии. Общие сведения о профессии бухгалтера: организация работы, права и обязанности, ответственность. Профессионально важные качества: аккуратность, ответственность, исполнительность, честность, сосредоточенность, организованность, усидчивость. Психофизиологические особенности: распределение и переключение внимания, устойчивость и концентрация внимания.

Знакомство с близкой профессией — аудитор. Форма профессионального обучения.

Умения: использование калькулятора и компьютера, умение работать с инструкциями.

Практические работы

1. Анализ профессии, составление формулы профессии.

2. Анализ объявлений, опубликованных в средствах массовой информации, об имеющихся вакансиях; изучение требований, предъявляемых работодателем к претендентам на вакантное место.

3. Анализ объявлений учебных заведений о возможностях обучения.

Знакомство с основными объектами бухгалтерского учета

Теория. Хозяйственные средства: основные, оборотные, денежные и отвлеченные, дебиторская задолженность. Источники хозяйственных средств: собственные и заемные; капитал, фонды, прибыль; займы и кредиты; кредиторская задолженность. Хозяйственные процессы: заготовление, производство, реализация.

Практические работы. Проводятся по специальным карточкам-заданиям.

Метод бухгалтерского учета. Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета

Теория. Основные приемы бухгалтерского дела: документация, счета, двойная запись, баланс, отчетность. Хозяйственные операции. Счет, дебет, кредит, сальдо. Корреспонденция счетов.

Практическая работа. Выполнить проводку по счетам.

Знакомство с бухгалтерской документацией

Теория. Первичные документы. Документальное оформление хозяйственных операций. Основные реквизиты, первоочередные требования к первичным документам. Виды первичных документов, их назначение. Оформление учетных регистров. Учетные регистры: журналы-ордера, ведомости, книги. Правила их составления.

Практическая работа. Работы по журналу регистрации хозяйственных операций и таблице начального баланса.

Начисление заработной платы работникам

Теория. Формы оплаты труда: сдельная и повременная. Документы, необходимые для расчета заработной платы: табель учета рабочего времени, наряд на сдельную работу. Начисление заработка при повременной и сдельной оплате труда.

Практическая работа. Проводится по специальной документации.

Документальное оформление расчетов с работниками и выплаты им заработной платы

Теория. Расчетная и платежная ведомости. Основные реквизиты. Правила оформления документов. Порядок выдачи заработной платы и оформление своевременно не полученной заработной платы.

Практическая работа. Осуществление начислений: заработной платы одному работнику, страховых платежей и т.п.

Понятие о налогах. Расчет подоходного налога

Теория. Налоги, их виды и назначение. Понятие налогооблагаемой базы и ставки налога. Подоходный налог. Совокупный облагаемый доход. Прогрессивная шкала налогообложения. Порядок расчета.

Практическая работа. Проведение налогообложения с учетом имеющихся у работников льгот и задержанной ранее суммы.

Итоговое занятие. Зачет

Самостоятельная работа. Подведение итогов.

Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Рабинович А.В.Профессиональная проба «Бухгалтер» // Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей 5 – 11 классов (под ред. С.Н. Чистяковой). М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2011. – Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Рабинович А.В. С. 64-68.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: