Для того, чтобы чувствовать себя комфортно в коллективе, в котором вам предстоит работать или учиться, необходимо встроиться в его структуру на своих условиях, найти свою нишу, группу единомышленников, близкий круг общения. Если в школе вам это по каким-то причинам не удалось или результат вашего общения с коллективом не таков, каким бы вы хотели его видеть, попробуйте проанализировать свойства своей личности, которые отвечают за ваши представления о себе и за поведение в группе.
Возможно, полученная информация поможет вам более осознанно строить отношения на следующих этапах образовательно-профессионального маршрута и это поможет вам достигать намеченных целей с большей вероятностью.
Ключ к пониманию того, как именно складываются наши отношения в группе и почему так, а не иначе, что мы можем сделать для того, чтобы люди, окружающие нас, были союзниками на нашем пути, а не ежедневной помехой, лежит в осознании того, как мы себя чувствуем и как себя ведем по отношению к своему окружению. Внести ясность в эту важную сферу жизни поможет следующая методика.
Инструкция
Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте “да”, если оно соответствует вашему представлению о себе, или “нет”, если не соответствует ему. В исключительных случаях разрешается ответить “не знаю, 50/50”.
Опросник Стефенсона
- Я критичен к товарищам.
- У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.
- Я склонен следовать советам лидера.
- Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.
- Мне нравится дружественность в группе.
- Я склонен противоречить лидеру.
- Испытываю симпатию к одному-двум определенным товарищам.
- Избегаю встреч и собраний в группе.
- Мне нравится похвала лидера.
- Я независим в суждениях и манере поведения.
- Я готов стать на чью-либо сторону в споре.
- Я склонен руководить товарищами.
- Радуюсь общению с одним-двумя друзьями.
- При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен.
- Я склонен поддерживать настроение всей группы.
- Не придаю значения личным качествам членов группы.
- Я склонен отвлекать группу от ее целей.
- Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.
- Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.
- Предпочитаю оставаться нейтральным в споре.
- Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.
- Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия.
- Я недостаточно сдержан в выражении чувств.
- Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников.
- Недоволен слишком формальным (деловым) отношением.
- Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу.
- Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе.
- Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.
- Я склонен затягивать и обострять спор.
- Стремлюсь быть в центре внимания.
- Я хотел бы быть членом более узкой группы.
- Я склонен к компромиссам.
- Испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям
- Болезненно отношусь к замечаниям друзей.
- Могу быть коварным и вкрадчивым.
- Я склонен принять на себя руководство в группе.
- Я откровенен в группе.
- У меня возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.
- Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.
- Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия.
- Я склонен сердиться на товарищей.
- Я пытаюсь вести других против лидера.
- Легко нахожу знакомства за пределами группы.
- Стараюсь избегать быть втянутым в спор.
- Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы.
- Оказываю сопротивление образованию группировок в группе.
- Когда раздражен, я насмешлив и ироничен.
- У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.
- Предпочитаю меньшую, но более интимную группу.
- Пытаюсь не показывать свои истинные чувства.
- Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях.
- Я инициативен в установлении контактов в общении.
- Избегаю критиковать товарищей.
- Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим.
- Мне не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.
- Люблю затевать споры.
- Стремлюсь иметь или удерживать свое высокое положение в группе.
- Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их.
- Я склонен к перепалкам, задиристый.
- Я склонен выражать недовольство лидером.
Ключ к тесту Q сортировка
Ответы тестируемого, согласно ключу, распределяются по шести шкалам.
- I. Зависимость – 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54.
- II. Независимость – 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60.
- III. Общительность – 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52.
- IV. Необщительность – 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58.
- V. Принятие «борьбы» – 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59.
- VI. Избегание «борьбы» – 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53.
Интерпретация, обработка, расшифровка к методу q-sort technique
- Тенденция к зависимости – внутреннее стремление личности к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических.
- Тенденция к независимости – независимость взглядов и поведения личности от групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических.
- Тенденция к общительности – контактность, стремление установить эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами.
- Тенденция к необщительности – стремление ограничить круг своих эмоциональных контактов.
- Тенденция к борьбе – активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.
- Тенденция к избеганию борьбы – стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.
Обработка результатов
Подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар (зависимость – независимость, общительность – необщительность, принятие “борьбы” – избегание “борьбы”).
Количество ответов “да” суммируется с количеством ответов “нет” противоположных тенденций.
Для сведения результатов в границы от +1 до -1 полученное число делится на 10. Предполагается, что ответ “да” имеет положительный знак, а ответ “нет” – отрицательный.
Если полученное число приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.
В случае если количество ответов “да” по одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость – независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, одинаково выраженных противоположных тенденциях.
Три-четыре ответа “не знаю” по отдельным шкалам расцениваются как признак уклончивости, застенчивости либо могут свидетельствовать об избирательности в поведении, о тактической гибкости, т.е. стеничности.
Методика может быть использована повторно для определения “идеального Я” или “социального Я” (каким меня видят другие), а также “значимых для меня других” (каким я вижу своего партнера) или “идеального партнера” (каким бы я хотел видеть своего партнера). С целью изучения “идеального Я” тестируемого или его представления о том, каким его видят другие, проводится повторное исследование, ход которого идентичен вышеописанному.
Литвинцев Н.А. Психологические тесты для деловых людей // Управление персоналом. М.:, 1996