В процессе выполнения профессиональной пробы восьми- и девятиклассники получают общее представление о специальности «Бухгалтер»; знакомятся с психофизиологическими и интеллектуальными качествами личности, необходимыми для работы в данной области, с трудностями профессиональной деятельности и ее привлекательными сторонами; получают информацию о формах профессионального обучения, о возможностях трудоустройства и профессионального роста.
Бухгалтер (8–9 классы)
Общие сведения. Цель: приобретение опыта в области бухгалтерского дела и оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении.
Задачи: выявление склонностей и способностей учащихся к выполнению работ, связанных с обработкой цифровой информации и оформлением документации с использованием счетно-вычислительной техники; пробуждение интереса к экономической сфере.
Особенности профессиональной пробы. В процессе выполнения профессиональной пробы восьми- и девятиклассники получают общее представление о специальности «Бухгалтер»; знакомятся с психофизиологическими и интеллектуальными качествами личности, необходимыми для работы в данной области, с трудностями профессиональной деятельности и ее привлекательными сторонами; получают информацию о формах профессионального обучения, о возможностях трудоустройства и профессионального роста.
Профессиональная проба должна помочь убедиться в правильности выбранного пути для продолжения образования в этой сфере. Учащиеся получают первоначальные знания и умения по бухгалтерскому учету, которые могут им пригодиться в случае принятия решения об организации собственного бизнеса в будущем.
Тематический план
Тема |
Количество учебных часов |
|
Теория |
Практика |
|
Введение. Общие сведения о профессии бухгалтера. Профессиограмма «Бухгалтер». Анализ профессии |
0,5 |
1,5 |
Знакомство с основными объектами бухгалтерского учета |
0,5 |
0,5 |
Метод бухгалтерского учета. Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета |
1 |
1 |
Знакомство с бухгалтерской документацией (первичные документы; документальное оформление хозяйственных операций) |
1 |
1 |
Начисление заработной платы работникам |
1 |
1 |
Документальное оформление расчетов с работниками и выплаты им заработной платы |
1 |
1 |
Понятие о налогах. Расчет подоходного налога |
1 |
1 |
Итоговое занятие. Зачет |
— |
1 |
ИТОГО |
6 |
8 |
Продолжительность профессиональной пробы составляет 14 ч учебного времени (6 ч — теория и 8 ч — практические работы).
Задание I уровня сложности требует от школьников в основном несложных исполнительских действий, а задания II и III уровней сложности содержат элементы интеллектуального труда.
Профессиональная проба «Бухгалтер»
Введение. Общие сведения о профессии бухгалтера. Профессиограмма «Бухгалтер». Анализ профессии
Теория. Введение в профессию. Краткая историческая справка. Роль бухгалтерского учета на предприятии. Общие сведения о профессии бухгалтера: организация работы, права и обязанности, ответственность. Профессионально важные качества: аккуратность, ответственность, исполнительность, честность, сосредоточенность, организованность, усидчивость. Психофизиологические особенности: распределение и переключение внимания, устойчивость и концентрация внимания.
Знакомство с близкой профессией — аудитор. Форма профессионального обучения.
Умения: использование калькулятора и компьютера, умение работать с инструкциями.
Практические работы
1. Анализ профессии, составление формулы профессии.
2. Анализ объявлений, опубликованных в средствах массовой информации, об имеющихся вакансиях; изучение требований, предъявляемых работодателем к претендентам на вакантное место.
3. Анализ объявлений учебных заведений о возможностях обучения.
Знакомство с основными объектами бухгалтерского учета
Теория. Хозяйственные средства: основные, оборотные, денежные и отвлеченные, дебиторская задолженность. Источники хозяйственных средств: собственные и заемные; капитал, фонды, прибыль; займы и кредиты; кредиторская задолженность. Хозяйственные процессы: заготовление, производство, реализация.
Практические работы. Проводятся по специальным карточкам-заданиям.
Метод бухгалтерского учета. Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета
Теория. Основные приемы бухгалтерского дела: документация, счета, двойная запись, баланс, отчетность. Хозяйственные операции. Счет, дебет, кредит, сальдо. Корреспонденция счетов.
Практическая работа. Выполнить проводку по счетам.
Знакомство с бухгалтерской документацией
Теория. Первичные документы. Документальное оформление хозяйственных операций. Основные реквизиты, первоочередные требования к первичным документам. Виды первичных документов, их назначение. Оформление учетных регистров. Учетные регистры: журналы-ордера, ведомости, книги. Правила их составления.
Практическая работа. Работы по журналу регистрации хозяйственных операций и таблице начального баланса.
Начисление заработной платы работникам
Теория. Формы оплаты труда: сдельная и повременная. Документы, необходимые для расчета заработной платы: табель учета рабочего времени, наряд на сдельную работу. Начисление заработка при повременной и сдельной оплате труда.
Практическая работа. Проводится по специальной документации.
Документальное оформление расчетов с работниками и выплаты им заработной платы
Теория. Расчетная и платежная ведомости. Основные реквизиты. Правила оформления документов. Порядок выдачи заработной платы и оформление своевременно не полученной заработной платы.
Практическая работа. Осуществление начислений: заработной платы одному работнику, страховых платежей и т.п.
Понятие о налогах. Расчет подоходного налога
Теория. Налоги, их виды и назначение. Понятие налогооблагаемой базы и ставки налога. Подоходный налог. Совокупный облагаемый доход. Прогрессивная шкала налогообложения. Порядок расчета.
Практическая работа. Проведение налогообложения с учетом имеющихся у работников льгот и задержанной ранее суммы.
Итоговое занятие. Зачет
Самостоятельная работа. Подведение итогов.