Опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС)

Опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС)
Многие современные профессии связаны с взаимодействием с людьми. Если в ваших планах сделать своим призванием помощь, обучение или воспитание, обслуживание или, наоборот, руководство, необходимо здраво оценить свои возможности в областях общения и лидерства. Опросник – В.В. Синявский, В.А. Федоришин.

Инструкция

На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).

Текст опросника

  • Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  • Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  • Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
  • Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  • Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  • Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  • Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
  • Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  • Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  • Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  • Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
  • Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  • Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  • Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  • Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  • Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  • Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  • Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  • Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?
  • Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  • Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  • Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  • Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  • Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  • Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  • Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  • Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
  • Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  • Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
  • Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
  • Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  • Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  • Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
  • Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  • Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  • Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  • Верно ли, что у Вас много друзей?
  • Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  • Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?
  • Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
  • Обработка результатов и интерпретация

    Коммуникативные способности — ответы «да» на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и «нет» на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

    Организаторские способности — ответы «да» на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и «нет» на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

    Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле:

    К = 0,05 . С, где
    К — величина оценочного коэффициента С – количество совпадающих с ключом ответов. Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 — о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.

    Коммуникативные умения

    Показатель

    Оценка

    Уровень

    0,10-0,45

    1

    I — низкий

    0,46-0,55

    2

    II — ниже среднего

    0,56-0,65

    3

    III — средний

    0,66-0,75

    4

    IV — высокий

    0,76-1

    5

    V — очень высокий

    Организаторские умения

    Показатель

    Оценка

    Уровень

    0,20-0,55

    1

    I — низкий

    0,56-0,65

    2

    II — ниже среднего

    0,66-0,70

    3

    III — средний

    0,71-0,80

    4

    IV — высокий

    0,81-1

    5

    V — очень высокий

    Анализ полученных результатов

    Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Им нужно развивать необходимые качества до уровня, позволяющего комфортно чувствовать себя в обществе, а в профессиональном плане рассматривать возможности труда в качестве исполнителя, в сферах, где не понадобится принимать самостоятельные решения или отвечать за результат труда и безопасность группы людей.

    Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

    Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.

    Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

    Испытуемые, получившие высшую оценку — 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, и могут активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.